Давайте прощать и просить прощения!

2 апреля 2018 Кирилл Белоусов

Каждый из нас, воцерковленных христиан восточной и западной традиции, задумывался об исполнении в нашей жизни слов Господа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:21).

После многовекового раскола между Католической и Православной Церквями, произошедшей 500 лет назад Реформации, а также произошедшего после них невиданного умножения ересей, расколов и сект многим не верится в осуществление богозаповеданного единства христиан — по крайней мере, у них нет крепкой надежды на то, что оно возможно на земле.

Но давайте обратимся к истории, которая вновь и вновь нам доказывает, что для духовного возрождения нам необходимо покаяние — изменение самих основ нашего сознания.

Начало этому покаянию было положено в преддверии двухтысячелетия христианства, когда по личному указанию Иоанна Павла II Международной теологической комиссией был составлен список прегрешений Церкви. Исторический документ «Память и примирение: Церковь и грехи прошлого» представил будущий Папа Бенедикт XVI — кардинал Йозеф Ратцингер.

Принесение покаяния понтификом за грехи его предшественников, епископата, духовенства и мирян не имело аналогов в истории западной христианской Церкви. Только благодаря этому смелому шагу, стало возможным возвращение к библейским основам нравственности, вероучения и церковной жизни в полном согласии с божественными заповедями.

Святой Иоанн Павел II обратил внимание верующих на то, что этот беспрецедентный акт покаяния носит бескорыстный характер, укрепив их словами апостола Павла: «Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Итак, в первое воскресенье Великого поста 2000 года от Рождества Христова Католическая Церковь во время молитвы верных принесла покаяние за перегибы в католической миссии и евангелизации народов; за свое участие в разрушении христианского единства и за возникшее противостояние между католиками, православными и протестантами; за проявления антисемитизма и других форм расизма; за грехи против человеческого достоинства женщин; за преступления против фундаментальных прав человека.

К сожалению, эта проповедь милосердия и смирения не нашла отклика в Восточной Церкви, несмотря на то, что еще Папа Павел VI (1963-1978) попросил прощения у отделенных восточных братьев по вере. По крайней мере, эта просьба точно не нашла отклика в Русской Православной Церкви. В 2000 году в РПЦ прошел Архиерейский Собор, который, напротив, выделил само отлучение от церковного общения как средство духовного возрождения анафематствованных, в том числе западных братьев («Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» 1.11). В то же время в документах Собора говорится о центральном месте Православных Поместных Церквей в деле продвижения к единству христиан в современном мире, что изначально ставит богословский диалог с Католической Церковью под сомнение своими неравноправными посылками (Там же, 3.1).

При этом никто из восточных братьев не желает покаяться в вине Православной Церкви в Великом Расколе 1054 года. Ведь, как известно, непосредственным поводом к папскому отлучению Патриарха Михаила Керулария явилось закрытие им в 1053 году латинских церквей в Константинополе, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

Но окончательный раскол наступил не в XI веке, а только тогда, когда он укрепился в сознании людей. Многие церковные историки отмечают, что раскол сделался необратимым после первого падения Константинополя в 1204 году. Отметим, что от православных очень часто можно услышать призыв к покаянию за разграбление крестоносцами византийской столицы. Между прочим, эти события и последующее жестокое латинское правление привело к сокращению греческого населения города до 50 тысяч человек. Однако при этом забывают упомянуть о таком событии как Константинопольская Резня латинов 1182 года, во время которой греческая чернь уничтожила 60 тысяч человек, а также продала 4 тысячи выживших католиков в рабство туркам. Именно это событие, оставшееся в памяти этого поколения, послужило поводом к мести западных рыцарей.

Следующими аргументами для непримиримых противников церковного единства в России служат насильственные унии — Флорентийская (1445), Брестская (1596), Ужгородская (1649), Мукачевская (1664), Марамурешская (1713), а также многовековые польские преследования православного населения Речи Посполитой и конфликты, возникшие при восстановлении канонических структур Украинской Греко-Католической Церкви. Достойным ответом, который может исцелить боль и исторические обиды православных украинцев, белорусов, русинов и русских на католиков, служит Баламандское соглашение, подписанное в 1991 году. Католическая сторона в нем провозглашает отказ от прозелитизма среди православных и экспансии за счет Восточной Церкви. В документе отмечается то, что достижение единства не может быть ни поглощением, ни смешением, но встречей в истине и любви.

Современная Русская Православная Церковь по-прежнему считает снятие православно-католических анафем в 1965 году внутренним делом Константинопольской Церкви, раздирая этим единое Тело Христовой Церкви и отрицая наличие доброй воли у иерархии Католической Церкви как таковой. Самое прискорбное, что также приостановлено исполнение решения Синода РПЦ от 16 декабря 1969 года, разрешающее причащение католиков в православных приходах. Конечно, оно было обусловлено уничтожением структур Католической Церкви в Советском Союзе, но от этого оно не утрачивает своей важности для дела экуменизма. Это решение было утверждено Поместным Собором 1971 года — таким образом, его отмена Синодом РПЦ 29 июля 1986 года была противоканонической из-за превышения его участниками своих прав. К сожалению, угождение греческому этнофилетизму оказалось для участников Синода более важным, чем исполнение заповеди Христа о церковном единстве через претворение в жизнь соборного решения и расширение практики евхаристического общения.

Давайте не будем уподобляться им. Давайте прощать и просить прощения и свидетельствовать о христианском единстве там, где это возможно!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: