Хочу быть священником в идеальной Церкви

5 месяцев назад Ахилла

Анкета анонимного алтарника из нашего проекта.

***

Прежде всего хочется поблагодарить редакцию «Ахиллы» за то, что этот проект есть. Делал пару пожертвований проекту, но довольно символических, у самого, к сожалению, невысокий доход. Читаю материалы сайта регулярно почти с начала его появления. Особенно нравятся истории собратьев по вере, нынешних и «бывших».

Я молодой церковнослужитель (алтарник), пишу анонимно, поскольку свобода слова в церковной ограде наказуема. Кроме того, не хочется пересудов в своем церковном окружении.

Имею высшее светское гуманитарное образование, также окончил богословско-пастырское отделение семинарии в 2013 году. Живу в мегаполисе. Являюсь верующим православным христианином, но критично отношусь к некоторым (если не сказать, ко многим) явлениям внутрицерковной жизни, не касающимся догматического вероучения Церкви.

Пишу не потому, что «наболело» или неудержимо захотелось высказаться, а потому, что смею надеяться, что мой личный опыт, которым я поделюсь, кому-то хотя бы минимально поможет, допустим, чтоб остаться в Церкви, а не уйти из нее, или, как вариант, все же решиться переступить церковный порог. Потому что приходим мы в Церковь не к грешным служителям культа и собратьям, а прежде всего к Спасителю-Христу (на всякий случай — в центре нашего вероучения именно Личность Христа, а не нравственное учение или, не дай Боже, «скрепы»).

Что привело в православный храм:

В храм меня привел личный духовный кризис во время учебы в светском вузе. Меня с детства интересовали вопросы «как устроен мир», «в чем смысл жизни», и да — я верил в загробную жизнь с разделением на праведных и грешных, но все-таки представлял все это смутно. Верил в Бога как Личность, но это не был Бог-Троица, да и догматического учения Церкви я тогда не знал. Все вышесказанное относится к возрасту 6-7 лет.

В юношеском возрасте заинтересовался полуоккультным-полуправославным современным учением, где было как про важность покаяния, так и про переселение душ, и то, что главное «любовь», во вполне христианском смысле этого слова, с безличным богом-абсолютом во главе всего этого. Однако, эта концепция в один прекрасный день меня окончательно перестала устраивать, а «запасным аэродромом» как раз было православие. Это было волевое решение. Причем, считаю, что пришел в первую очередь не в Церковь (хотя считаю наше вероучение наиболее истинным на Земле), а ко Христу. Если бы я жил и вырос в католической либо протестантской стране и был в определенной мере «пропитан» их религиозно-культурологической спецификой, то, вероятно, пришел бы в храм соответствующей конфессии. Вообще, думаю, что искренние христиане других деноминаций с традиционным нравственным учением (непризнанием гей-браков, абортов и т. п.) по милости Божией наследуют вечную жизнь. Иных людей пусть рассудит Бог.

По поводу «встречи с Христом»:

смею надеяться, что у меня она действительно состоялась. Пугают истории, когда человек не один год был в Церкви, а впоследствии стал индифферентным либо негативно настроенным не только к ней, но и ко Христу. Очень хочется думать, что это «не мой вариант». Ну, пока меня всерьез не только от Христа, но и из РПЦ МП не утягивает. Хотя, когда читаешь о нравственной грязи, которая, бывает, происходит в церковной жизни, это более или менее деморализует: «Как же так? Как Господь это терпит?» Ну, вот терпит, и все. Или смирись с этим, или изыди вон, или не замечай, пока это не коснется тебя лично или твоих близких. После последнего почему-то становится сложнее «держать сор в избе». С чего бы? (ирония)

По поводу исповеди, причастия, правила и поста:

Считаю, что вместо таинства «перемены ума» более чем в 90% случаев (особенно у тех, кто приходит на исповедь каждую неделю-две) происходит нечто иное: получение «билета на причастие». Это профанация таинства — а это плохо. Я последние месяцы несколько раз причащался и ни разу не исповедовался. (Тяжких грехов не совершал. В противном случае я обеими руками за то, чтобы человек «переменил ум» перед таинством соединения со Христом, иначе высок риск причаститься «в осуждение».) И вообще, нет канона, что исповедь перед причастием обязательна.

Причастие последнее время скорее «по вдохновению», решаюсь накануне вечером и причащаюсь то реже, то чаще.

Молитвенное правило исполняю регулярно, но не требую этого от других. Если человек хотя бы несколько минут утром и вечером уделяет богообщению (а именно этим и призвана являться молитва), то это уже очень хорошо. Необходимо помнить, что в молитве мы прежде всего «ищем Царства Божьего и правды Его», стремимся к очищению своего сердца от зла, а не к удовлетворению своих сиюминутных нужд — это, наверно, больше к нам самим, а не к Господу.

Пост считаю богоустановленным институтом — он был в ветхозаветной религии, Сам Христос тоже постился, и сказал, что «ученики Его будут поститься». Правда, соблюдаю пост не по всей строгости устава, некоторые послабления себе делаю (под настроение — пирожные, конфеты, майонез, рыба почти всегда). Напомню, что мы живем по монашескому уставу, а вообще-то являемся мирянами. И совесть меня по этому поводу не мучит. У меня есть более актуальные духовные проблемы, на которые стоит обратить внимание. Хотя, наверно, все как-то взаимосвязано.

По поводу богослужения:

Человек, считающий себя христианином, должен время от времени их посещать и даже там молиться. Ну, пусть хоть раз в месяц-полтора, если чаще сильно напрягает. Все равно связь с земной церковью, должна быть, хотя понимаю, что может быть тяжело по разным причинам. Но это всего лишь мое мнение, которое со временем может измениться.

Переводить богослужение на русский язык не следует. Как аргумент лишь один пример: что красивее звучит — «отверзу уста моя» или «открою рот мой»? Но! Красивыми русскими синонимами следует заменить действительно непонятные слова или фразы. Например, «облязе с нама» — какой неискушенный человек без контекста объяснит, что это значит. Но в целом считаю ЦСЯ довольно понятным, особенно если можешь сравнить с русским текстом в уме. Однако, это не все смогут.     

По поводу желания стать священником:

Желание есть, несмотря на то, что читаешь иногда на «Ахилле», у Кураева или слышишь по «сарафанному радио». Скажу, что лично ни с чем явно вопиющим не сталкивался. Но коробят даже обычные человеческие недостатки в знакомых церковно- и священнослужителях, это факт. Хочется, чтоб в церкви было все идеально или близко в тому (ведь здесь собрались служители Бога), а реальность обламывает. Поэтому хочется временами уйти на светскую работу, чтобы меньше со всем этим соприкасаться, но есть одна проблема — ну не хочется нигде в миру работать и этому значительную часть своего времени посвящать. Здесь все же участвуешь в подготовке и осуществлении богослужений, а я верю, что богослужение и призвано быть «службой Богу», хотя на деле бывает и в храме, и в алтаре полное духовное рассеяние и болтовня ни о чем. К сожалению, это так. Но иногда, глядишь, и удается помолиться и мне, и, уверен, многим другим.

Вот и священником хочется быть в идеальной Церкви, а придется в реальной. Да и сам ты не идеален. Конечно, страшит всевозможный потенциальный беспредел, который в отношении тебя могут устроить начальствующие, да и в себе самом есть сомнения, справишься ли со всеми трудностями. Однако, «Бог не выдаст — свинья не съест». Не вижу я себя ни в какой иной сфере жизни, хоть убейте.

Радужный вариант будущего через 10 лет:

Любящая жена, двое или больше детей, служишь священником, более-менее справляешься со своими пастырскими обязанностями и продолжаешь быть верующим православным христианином. РПЦ МП стоит, и она чище, чем сейчас. Аминь!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: