«Матильда»: надо просто «сменить оптику»

26 ноября 2017 Валерия Абакумова

Я давно и постоянно читаю «Ахиллу». И долго считала, что этот ресурс предназначен для «расцерковившихся» официально или внутренне людей, уставших от мертвой религии.

Потом – что это некая психотерапевтическая площадка для тех, кто уже не может держать в себе боль и разочарования, встречающиеся в жизни каждого, но в специфике Церкви, особенно тех, кто в клире. Потом… потом думала, что это про Бога и Пути к нему. Потом главред «Ахиллы» в комментах написал, что это все не «это», а нечто другое. Что – я так и не поняла, но поняла, что хочу написать сюда свои мысли по поводу знаменитого на всю страну фильма «Матильда».

***

Я «ни разу» не собиралась на нее идти, потому что, начитавшись разнообразных рецензий, сделала вывод, что мне это ну ни капельки не интересно. Мои представления были – скучная, сентиментальная, грубая, искажающая реальную историю мелодрама, пошлая и неинтересная. Ну и тратить свое время на эту ерунду не хотелось даже из любопытства.

Но я затащила одного своего друга на блокбастер «Валериан и 1000 планет», и он честно отсидел со мной больше двух часов за компанию. И в благодарность за его терпение я пообещала сходить с ним на «Матильду».

Мое мнение было уже сформировано, и я приготовилась смиренно протерпеть это время, совершая «жертву дружбы».

И сначала все шло почти, как я и ожидала, разве не сильно скучно, потому что действие было насыщенным, и картинки менялись очень быстро. А были эти картинки весьма красивыми!

А дальше — дальше произошло то, что в корне изменило мой взгляд на этот фильм. И я поняла, что очередной раз ошиблась – составленное заранее мнение на основе вроде достаточно «компетентных» источников оказалось ложным.

Сцена, где будущая Императрица всея Руси, немецкая принцесса, утонченная, воспитанная и глубокая Алекс, с криком бежит по лестнице за немецким спиритуалистом-магом, доктором Фишером, выбегает на пустую площадь Зимнего Дворца и усаживается на мотоцикл, за этим самым джентльменом. Его слуга тщательно собирает ей юбки, чтобы не попали в колесо, и будущая российская Императрица вместе с магом уносятся в раскрывающиеся ворота Зимнего дворца вдаль…

И тут я прозрела – это не трагедия, не мелодрама, это – комедия! И я начала смеяться, и мне стало легко и совсем не скучно.

Я очень благодарна моему дорогому и  близкому другу, который познакомил меня с потрясающим Дмитрием Воденниковым (поэтом, эссеистом,  автором и ведущим «Поэтического минимума»), которому я, в свою очередь, бесконечно благодарна за то, что он открыл мне некоторые тайны творчества. Оказывается, каждая эпоха имеет свою, как он это назвал, «оптику», и по этой «оптике» можно понять, к какому времени относится то или иное произведение.

Так вот «Матильду» надо смотреть не с привычной «оптикой», ее надо поменять. И я «сменила оптику».

Теперь я не могу отнести этот фильм ни к одному известному лично мне жанру – это не комедия, не трагедия, не мелодрама, и уж точно не исторический фильм.

Это фильм вообще не про Николая и Кшесинскую. Это даже не про Россию.

Этот фильм – отражение ментальности нашего времени и нашего народа. Основной массы нашего народа. Такой Первый канал Киселева, перенесенный в формат художественного фильма, но только перевернутый, это некая иллюзия, отражающая то, что хотят видеть люди.

Тут собрано все: мыльная опера — полуголливудская, полуиндийская, но не то, и не другое, детектив, элементы мистики, гротеска, драмы, комедии, символики.

Здесь выведены привычные людям отношения — ожидаемые, узнаваемые.

Это и отношения в семье — контролирующая мать и маменькин сынок, не ставший мужчиной (это отметил автор предыдущей рецензии), это мать и будущая невестка, и девушка сына. Это поведение романтического влюбленного, бегущего к своей возлюбленной, забывающего про свое положение императора. Это сама девушка, которая олицетворяет этакую Джульетту в противовес семейным традициям и долгу.

Это подвиг Батюшки Царя, который на своих могучих плечах поднимает целый поезд, спасая людей.

Это добрая Власть, которая хочет раздать подарки народу.

Это народ, идущий на коронацию с детьми, как на главное событие их жизни.

Это и безумец, влюбленный в образ балерины, готовый ее убить, и себя тоже. И безумный ученый, проводящий опыты по «дыханию под водой».

И две женщины, ревнующие друг к другу.

Все так близко и узнаваемо для воспитанной сериалами и новостями Первого канала Мариванны, когда «распятый мальчик» или «пьяный шестилетний мальчик» воспринимаются так же реалистично, как и этот фильм.

И еще один ракурс.

Это фильм – клип. Набор красивых сцен, соединенных, конечно, некой сюжетной линией, как в клипе. И каждая сцена – как в театре – сыграна хорошо. Она закончена, и если бы я была экзаменатором, то я бы каждой поставила 5. Как отдельной сцене. Как в КВН. Очень красивая постановка сцен! Декорации, сами актеры, все продумано. Театр сцен.

И еще этот фильм – современное «немое кино». Кино на заре кинематографа отличалось повышенной выразительностью. Все было немного утрировано. Чтобы передать смысл без слов. А краткое содержание сцены писали титрами.

В этом фильме тоже все немного утрировано. Каждая сцена. А титры – вложены в уста героев. Но это именно «титры» к картинкам. И это тоже удивительно и необычно для меня.

Есть такие специальные психологические «игры», когда людям раздают карты с картинками, и по ним человек «общается» со своим «бессознательным», наполняя то, что изображено на картинке, своим содержанием.

Так вот, этот фильм – такие картинки Таро. Каждый может увидеть в этом фильме – свое.

Историки – несоответствие с историей.

Желающие оскорбиться в своих верноподданнических чувствах – да сколько угодно поводов можно найти!

Любители символики – и для них много пищи. И намек на любовь к спиритическим сеансам, и пожар, и Кшесинская – как символ России и Свободы, в противовес немецкому Закону и долгу. И русский медведь, рвущий полотно экрана, на котором показывали кино – подарок немецкого кайзера.

Про мелодраму я уже упоминала.

И последняя сцена – Император, запускающий фейерверк над разрушенной Ходынкой. Сверху – вспышки салюта, красота, праздник, а внизу, в темноте — разломанные здания, и вереница людей с факелами, еле освещающими эту тьму, несущие тела задавленных этим праздником людей.

И самое главное, что после фильма у меня не осталось никакого эмоционального впечатления: пока смотрела – интересно, но вышла – и забыла. Так и наша жизнь – она с такой скоростью проносится, что некогда остановиться и поразмыслить. Фейерверки и смерть происходят одномоментно, и мы только наблюдатели, а не участники, и жизнь, как и кино, пролетает как за окном поезда…

И если бы не вера в христианского Бога, мне было бы очень страшно так жить.

Читайте также: