Не люблю РПЦ за желание гнать, а не быть с гонимыми

3 недели назад Ахилла

Очередная анкета «Анонимного молодого мирянина».

*** 

Расскажите немного себе (по желанию).

Несколько лет назад я закончил исторический факультет одного из ведущих вузов России. За это время я пришел в церковь, укоренился в ней и прошел путь от православного монархиста до сторонника экуменизма.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

В церковь меня привело воспитание. Родители мои люди нецерковные, но верующие. Как и всякие советские интеллигенты ходят в церковь по праздникам. Я ходил с ними также лет до 17. А потом просто появилась в одночасье некая потребность в посещении богослужения. Затем возникло и осознание того, зачем это нужно.

При этом, увлекаясь всю жизнь историей, я прекрасно понимал, что церковь неотделима от истории. Мне всегда нравились западные богослужения, англиканское и католическое. Наверное, именно эта любовь не дала мне увязнуть в русской форме православия. Поэтому с чисто обрядовой стороны РПЦ меня никогда не привлекала. Единственное, что меня всегда устраивало в РПЦ – это базисное понимание христианства, укорененное в патристике.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Моему воцерковлению никто не мешал, ибо оно шло параллельно церкви. Я сам читал книги и статьи, поэтому никаких духовников у меня не было. Обзавелся я им только годам к 23, да и то, духовник он правильный – его касается только духовная сторона моей жизни, но при этом никакого давления или приказов, как жить и что делать. 

РПЦ я никогда особенно не любил за роскошь, желание гнать, а не быть с гонимыми. Меня всегда отталкивало в РПЦ отсутствие покаяния по поводу Декрета патриарха Сергия «о горестях и радостях». Эта та ложь, которая хуже любой роскоши.

Понималось все это, конечно, не сразу, а по мере изучения христианства. Окончательный переворот в моей жизни совершили «Дневники» прот. Александра Шмемана. После них мое христианство окончательно перестало быть запертым в банке русского православия. 

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Да, я видел много разных священников, которые очень любят молодежь и готовы работать с ней ради их приближения ко Христу, а не ради отчетов для епархии. Последних, конечно, больше. Но и среди первых я знаю как минимум двух человек: о. Владимира Лапшина и о. Илью Соловьева.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Да, фальши полно. Вспоминаю, как в одном храме, после того, как сняли его настоятеля, после писем прихожан в епархию и патриарху с просьбами не делать этого, благочинный представлял нового настоятеля. Поблагодарив всех, кто трудился на благо храма, и забыв упомянуть имя этого снятого священника. После литургии я спросил благочинного: как же так получилось, ведь это ложь? На что было горестно отвечено: «Да, но ведь ничего не изменишь». Да и священника этого сняли за то, что якобы он не работал на благо храма и по состоянию здоровья ему ездить далеко (около 10 км от его дома) — в итоге его отправили третьим священником в храм уже за 100 км от дома.

После этого для меня РПЦ существует исключительно как каноническая структура, где я могу участвовать в Евхаристии.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Нет, не посещаю. Не вижу надобности для участия в подобных структурах не только ввиду большой загруженности, но и для спасения души.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

На приходах, если священник нормальный, это возможно. Но в большинстве случаев нет. Епархиальным властям это не нужно, священники боятся идти против своей власти. Замкнутый круг, из которого нет выхода. И любой активный молодой христианин не может найти себе применения на приходе. Либо казенное очковтирательство, либо самостоятельная духовная жизнь, которая оказывается куда более деятельной, чем все остальное.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом (юноши) или стать матушкой или монахиней (девушки)? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

Такое желание когда-то было, но чем дальше в православие, тем больше дров. И быть бесправным, социально незащищенным и постоянно лицемерить, нося оброк в епархию, больше не хочется. Тем более, что никакие реформы даже местного масштаба невозможны, если нет одобрения свыше.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Как говорил Довлатов, «я ни советский, ни антисоветский, я – мимосоветский». Вот, и я, мимоцерковный. В момент поминания патриарха Кирилла я молюсь о его вразумлении, а также поминаю других предстоятелей церквей. РПЦ была и остается церковью патриарха Сергия, поэтому пока не будет принесено покаяние за Декрет 1927 г., ничего не изменится.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

В ближайшие лет 20 будущее РПЦ печально, но на смену идет поколение, которое нуждается в русском языке богослужения, его сокращении и упрощении, в создании разнообрядовых приходов, которые сами будут выбирать себе литургию (западнообрядную, единоверческую или какую-либо иную).

Если и говорить о будущем, то именно у западного обряда в православии, уже апробированного в РПЦЗ, в заграничных приходах РПЦ, Антиохийской, Румынской и Сербской Церквях, есть будущее. Их литургии нуждаются в переводе на русский язык. Для любого, кто хоть что-то знает о западном обряде, очевидно, что в перспективе именно за ним будущее. Вживание в западную традицию богослужения, не покидая православия, приглянется новому поколению, которое продолжает смотреть на Запад и привыкать к его образу мысли и жизни.

Западный обряд будет интересен именно этой части молодежи и тем, для кого Запад не враг, а часть культуры.

Уже сейчас в России набирает популярность западного обряда. Целые группы, поддерживаемые епископами и клириками РПЦЗ и РПЦ. Вот одна из таких, которую я читаю уже больше года.

Другой альтернативой может стать единоверие. Этот обряд прижился бы среди сторонников длинных богослужений, сторонников Типикона и всего национального. Тем более, что богатый опыт единоверия до 1917 г. у нас есть.

Привычная литургия Златоуста еще долго будет сохранять лидирующие позиции, но постепенно сойдет на нет, предоставив широкий выбор множества других.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

«Ахилла» еще войдет в историю, как и «группа 32-х»¹, как и многие деятели церковного обновления и возрождения, которые положили начало движения к Собору 1917-1918 гг. И то, что на сайте печатаются диаметрально противоположные мнения, и что они очень разные по уровню и качеству — это хорошо. И будущие церковные историки еще долго будут изучать материалы данного сайта.

—-

¹«Группа 32-х» петербургских священников (Константина Аггеева, Григория Петрова, Иоанна Егорова и других), или Братство ревнителей церковного обновления — активные священники, выступавшие в начале ХХ века за оздоровление церковной обстановки в России, предлагали свой проект церковных реформ.

Читайте также: