Недоучка из МДС, или Как я получал духовное образование (окончание)

2 недели назад Алексей Плужников

Начало тут.

3 апреля 2012 г.

Сижу тихо, никого не трогаю, занимаюсь глубоко духовным делом: переписываю семестровую работу по священной истории Нового Завета с распечатки в ученическую тетрадку. На каждом переворачивании листа ловлю себя на судорожной попытке «сохранить страницу». Я за последние пять лет столько авторучкой не возюкал по бумаге, сколько сегодня, благодаря МДС… А ещё одну работу так же переписывать.

Всё это называется «духовное образование духовенства» или по-простому «нафига попу баян…».

12 мая 2012 г.

«По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия.

На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:

– Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс… – и сразу осел от визгливого крика отца Василия:

– Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор». («Как закалялась сталь»)

В общем, эээ… короче, сегодня я благополучно ЗАВАЛИЛ катехизис… Да-да, тот самый катехизис, который я сдал ровно 10 лет назад на пятёрку. Просто сюр…

Нет, вы не подумайте, я выучил, но не так, как считал нужным доцент О.В. Стародубцев, который думает, что поп — это гугл, выдающий дословные цитаты из Писания, включая главы и стихи, как пулемёт… Близко к тексту, своими словами не принимается, поэтому меня отправили на осень… Такого шока я не испытывал 20 лет, после того, как в 12 лет специально завалил экзамен по баяну, имея твердое намерение бросить музыкалку.

15 мая 2012 г.

Уже становится смешно: нет, ц/с язык я не завалил — меня просто не допустили к сдаче, ибо у меня не было выполненной домашней работы в тетрадочке, о которой отцы почему-то знали с прошлой сессии, а я нет… Я в прошлую сессию в семинарии был восемь раз, обсмотрел все стенды, не было ничего. Как они умудрились откопать эту домашку — не представляю. Конечно, я не был на предварительной лекции осенью, может, там давали. Препод проигнорировал мое желание взять хоть пять билетов зараз и наличие у меня пятёрки по ц/с: «вы же заочно учились, сами понимаете, какое оно, заочное образование — несерьёзное…» Я долго-долго и задумчиво посмотрел на препода, хотелось спросить: а какое он даёт образование, если тут вообще ничего не преподают, а только спрашивают? У нас в училище хоть начитки были, и весь учебник я тогда проработал, все контрольные сделал… Но промолчал, уважив седины товарища доцента.

11 ноября 2012 г.

Рекомендую:

лучшее запатентованное средство от бессонницы — пять минут чтения Катехизиса — и вы уже смотрите блачестивые сны.

1 декабря 2012 г.

Вернулся с сессии, досдавал долги по катехизису и ц/с. На катехизисе доцент Стародубцев продолжал, как и в прошлом году, троллить попов, прикалывался над всеми, сбивал с мысли во время ответа, задавал совершенно левые вопросы, не относящиеся к теме. Правда, внезапно одному дьякону поставил автомат лишь за то, что у того пятеро детей. Дьякон ушам своим не поверил, ушёл ошалевший.

Одного студента доцент завалил на том же билете, что и меня весной. Но тут я был учёный, без подготовки не пошёл, а когда он меня вызвал, то запнулся, округлил глаза: «О! Плужников! Который много времени в интернете проводит, так-так!» Но без всяких так-так я взял первый билет и ответил на пять.

Церковнославянский вообще был банален: пришёл тихий кроткий игумен, раздал карточки с тропарями двунадесятых праздников, надо было определить вид глагола, дать перевод. В общем, детский лепет, но отцы почти все заикались через пень-колоду, с трудом отличая аорист от перфекта, и даже глагол от причастия. Я ответил, а игумен решил дать мне задание со звёздочкой, говорит, хитренько улыбаясь: «А можете сказать этот тропарь Рождеству Богородицы не в перфекте, как он дан, а в аористе?» — что я ему и продемонстрировал, получив законную пятёрку.

В Лавре зашел в Духовский храм, послушал проповедь после литургии одного седого попа про масонов, мерзкий продажный вонючий Запад и наше святое «совестливое» государство, которое «Удерживающий» и т.п. и т.д. Чуть не стошнило…

8 апреля 2013 г.

Учёба в МДС — штука познавательная. Можно много узнать о преподавателях и студентах. Все разные, но попадаются колоритные. Например, среди преподов.

В один из первых дней сессии я пошёл на обзорную лекцию по истории России (хотел спросить насчёт перезачёта). Я опоздал буквально на полминуты, не слышал, как представился препод, молодой пухленький безбородый парень в подряснике (но явно не в сане).

Хлопчик сел и начал:

— Сегодня мы проведём обзорную лекцию по истории России. Чтобы лучше понять историю России, мы рассмотрим её на примере… жизни русского духовенства XIX в. за рубежом, а конкретно, в Германии… Это моя диссертация, которую я защитил в МДА.

Отцы захлопали недоумённо глазами. А препод открыл свой диссер и ничтоже сумняшеся уткнулся в него и начал бубнеть по тексту:

— Цели нашего исследования… Задачи…

Один батя скромно поднял руку, хотел задать вопрос, но препод предложил все вопросы задавать в конце. Батя посидел ещё минутку, потом пожал плечами и вышел.

А юное дарование продолжило:

— Итак, чтобы понять жизнь русского духовенства в Германии — сначала рассмотрим, что такое Германия.

???

— Первые германские племена появились… К ним пришёл миссионер такой-то… Потом князь такой-то… Герцогства германские были такие-то…

Через пять минут этого бреда я не выдержал:

— Простите, — с наивежливейшей издёвкой спрашиваю, — я вот опоздал чуть: это ТОЧНО лекция по истории России?

Юноша наивно похлопал глазками на меня:

— Да-да, конечно!

Я посидел ещё пару минут, насладился виртуозностью этого абсурда, демонстративно встал и вышел. Вслед за мной вышли ещё пара человек, но препод лишь покосился в их сторону и продолжил бубнеть свой бред…

1 января 2014 г.

Тут вот Кураева попёрли из профессоров МДА, а у меня через полтора месяца экзамен на заочке по миссиологии, а в качестве единственного учебника дан конспект Кураева, и вопросы к экзамену им составлены… Вот и думай теперь: небось, всё похерят, скажут, не было на свете никакого учебника и никакого Кураева и вообще, вопросы другие будут.

А вообще, МДС это такая шняга — каждый раз разбираю диск с билетами и конспектами и чуть не матерюсь: то где-то дадут лишь программы и билеты, а никаких конспектов нет, то, как в Сравнительном богословии в этом году, дали два вида билетов и два разных конспекта, и теперь ломай голову, то ли всё учить, то ли монетку подбрасывать… То дадут кусок конспекта, а остальное ищите, где хотите. Куча ошибок, повторов, отвратительно составленные материалы. Такое чувство, что это не главная духовная школа страны, а семинария Муходрищенска из Запупырской губернии.

20 февраля 2014 г.

Готовлю тут работу по гомилетике (буэ-буэ), попался конспект лекций годов 50-х по развитию проповеди в России. Заканчивается конспект сугубо в рамках Политбюро ЦК КПСС:

«В проповедях этого времени наряду с темами о духовной жизни, духовно-нравственном совершенствовании уделяется внимание также миротворческому деланию, проблеме защиты мира во всем мире и воспитанию паствы в духе патриотизма.

Из изданных проповедей очень многие посвящены теме защиты мира во всем мире, миротворческому служению Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий был истинным миротворцем и неустанным проповедником мира. Почти во всех своих Пасхальных и Рождественских посланиях, во многих специальных посланиях он призывает христиан как нашей Родины, так и других стран, беречь мир во всем мире. В своих посланиях он осуждает все виды насилия и агрессии и призывает людей доброй воли сплотиться и воспрепятствовать возникновению новых войн на земле.

Кроме миротворческих тем в изданных проповедях и посланиях патриарха Алексия проходит тема мирного созидательного труда на благо нашей Родины. Патриарх Алексий неустанно призывает многомиллионную всероссийскую паству: «Будем всеми силами способствовать укреплению мира, и каждый в меру сил своих вносить долю труда в общий созидательный труд умножения благоденствия народного с молитвою, да дарует Господь благословение Свое на труды наши; да даст веселие в сердца наши, и да никтоже возьмет радости нашея от нас».

За великие заслуги перед Родиной наше Правительство наградило Патриарха Алексия четырьмя орденами „Трудового Красного Знамени”».

Ничего не изменилось, все то же Политбюро, только теперь не за «мир во всем мире», а за «русский мир» и «священную войну».

12 марта 2014 г.

Основное отличие преподов заочки МДС — высокомерно-брезгливое, наплевательское отношение к студентам, которые не казанские мальчики, а как бы тоже попы. Не все такие, но подавляющее большинство. Никого не интересует конкретный студент, его проблемы, возможности. Один маститый препод-протоиерей (обойдусь без фамилий) аж отшатнулся, как от прокажённого, от студента, когда тот попытался объяснить, что он болен, и спрашивал, можно ли сдать с другой группой.

— Что вам надо?.. — прогнусил протопедагог. — Что вы лезете со своими проблемами? Мне заняться, что ли, больше нечем, кроме как вас выслушивать? Да и вообще приезжать тут к вам, принимать — у меня что — других дел нету?!

Так и хотелось сказать: ну и сидел бы дома, зачем полез в преподаватели?

Другие преподы почему-то твёрдо уверены, что на свете существует лишь его предмет, и студент должен знать его на уровне узкого специалиста. Не знаю, есть ли ещё где такая ужасная система, но лично я за 5 дней сдавал 10 предметов, по 2 в день, поэтому на подготовку к каждому было максимум несколько часов вечером. И это при том, что я хоть могу позволить себе мозговой штурм, а вот многие попы за жизнь пару книжек вряд ли прочли…

Но препода это не волнует, как не волнует и то, что у нас есть билеты и конкретные конспекты или учебники, данные нам на диске. Нет, препод без проблем задаёт вопросы, которых нет в конспекте, мол, должен всё знать. Возражать бесполезно — не слушают.

Например, препод по византологии больше всего требует, чтобы студент знал все даты начала и конца правления каждого императора (а их там было штук сорок с IV по XI вв.).

Но самое общее для большинства преподов — это жуткая озабоченность родственными связями героев своих предметов. Так, я с налёта сдал литургику, потому что препод спросил, знаю ли я, в каких родственных отношениях состоят Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, творцы канонов. И я знал! И получил отлично.

На других предметах ещё хуже, надо было ответить: кто для Константина Великого был Юлиан Отступник, а кто, например, Максимиан (слабо ответить?). Или: как звали убитых Константином сына и жену? Или: как звали папу Феодосия Младшего? А дядю Юстиниана?

Вообще, копание в мелких подробностях было основой: меня чуть не завалили на истории Русской Церкви, когда я рассказывал (внимание!!) ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО! Я посмел забыть, как звали младшего брата прп. Сергия, как звали игумена, который его постриг, и (о, боже!): я не знал, в каком городе рукоположили Сергия! Ибо я готовился по учебнику Знаменского, а там таких данных не было.

Но не все преподы гады. Были и милые. Самый симпатичный был препод по религиоведению, свящ. А. Забелин. Он перед экзаменом сказал так, чуть стесняясь:

— Отцы-братия! Прошу вас: если среди вас есть иподиаконы владык или секретари маститых игуменов, или ещё какие шишки, но вы при этом не знаете предмета — не надо пытаться сдавать. А то потом звонят мне ваши начальники и требуют поставить оценку… Это нехорошо, братья. Я ведь в Церковь Христову пришёл, а не куда-нибудь ещё… Это мерзко. Мне важно лишь, чтобы вы пользу получили от предмета, чтобы могли людям объяснить основы какие-то, а не оценку получить.

Но, к сожалению, таких отцов было очень и очень мало.

***

На этом краткие зарисовки о незаконченном семинарском образовании заканчиваются. Отучившись три полных курса, на четвертый я уже не поехал, а совсем ушел из РПЦ. Но мне на электронную почту еще года полтора приходили вызовы на сессию…

***

Небольшое дополнение к семинарскому циклу, уже не связанное непосредственно с учебой:

13 марта 2014 г.

В последний день пребывания в Посаде я, по наводке одного попа-сокурсника, который вычислил меня (как цензора и автора критических статей), посетил сие место:

Этот магазин православной и патриотической книги находится совсем рядом с заочным отделением: ул. 1-й Ударной Армии, 4а (есть ли этот магазин там сейчас? — прим. 2017 г.). В этом магазине мой сокурсник увидел книжку про отрока Славика Чебаркульского (про культ которого я писал статью).

Зашёл я туда. Как раз оказалось, что в магазине лишь я и продавец, мужик с сединой. А я был без подрясника.

Прошёлся по магазину. Много хорошей литературы, даже научной, богословской. Но зато целый шкаф «патриотической», читай национал-фашистской, типа Т. Грачёвой, всякие просталинские книжонки и подобное. А на особой полке красуются в разворот книги про Славика, «старца Самуила с Богом», «старца Антония» — в общем, кондовый бред.

Подхожу. Спрашиваю (очень милым голосом):

— Скажите: кому принадлежит сей магазин?

Мужик сразу напрягся, нахмурился:

— А вам что?

— Да ничего, просто интересно.

— Православным издательствам!..

— Простите, — вежливо сомневаюсь я, — так не бывает: одному издательству — ещё ладно, но так — вряд ли…

Мужик начинает злиться:

— Вам чего надо?! Вы сюда книжки пришли покупать или что?

— Я просто хочу узнать… Это что — секретная информация?

— Я не буду отвечать на этот вопрос! Вы что — инспектор какой с проверкой?!

— Ладно, — пытаюсь понизить градус кипения, — следующий вопрос тогда: можно Вас? — приглашаю его к полке с теми книжками. Мужик злобно сжимает губы, прячет глаза и не двигается с места:

— Я не пойду никуда!! Вам ЧТО НАДО?!!

— Хм… Ну ладно: скажите, вот Вы знаете эти книги? Знаете, что они сектантские? Почему Вы их продаёте?

Реакция мужика была потрясающей: он вскочил, опять-таки убирая глаза, заметался влево-вправо, схватил какой-то кулёчек, стал его мять в руках. Потом подскочил к двери:

— Так! У меня срочный технический перерыв!! Немедленно покиньте помещение! Уходите!! — и топчется в дверях, судорожно пихая ключ в замочную скважину.

Я ошалел:

— Вы спятили? Вы что?..

— Скорей, уходите!!

Я вышел, спускаюсь по лестнице. Он сбежал вниз за угол, проследил, как я подошёл к выходу, и помчался обратно к себе в магазин на второй этаж…

Вот такая весёлая история: рядом Лавра, семинария-академия, профессора с датами правления императоров Византии, а то, что в 100 метрах от них продаётся, возможно, годами сектантская хрень — всем по барабану…

***

P.S. После прочтения этих записок кто-то может воскликнуть: ну вот опять — только критика-критика, чернуха, только о плохом, ничего о хорошем.

Нет, было и много хорошего: была и сама Лавра с ее неповторимой атмосферой, был дух преподобного Сергия, был сам симпатичный по-хорошему провинциальный Посад. Был дом, где жил Василий Розанов, и храм, где его отпевали (и где я останавливался в гостинице). Был Гефсиманский скит, и могилы Розанова и Леонтьева. Были Абрамцево, Семхоз и Мураново. Были гостиничные коты и потерявшийся сенбернар, встретивший меня на пути из Лавры в скит, около дома, где жил Пришвин…

Но все это — для других рассказов. Возможно, тех, которые никогда написаны не будут…

Иллюстрация: отцы-заочники ждут экзамен

Читайте также: