Недоучка из МДС, или Как я получал духовное образование

2 месяца назад Алексей Плужников

Я в жизни много где учился, но толку от этого чаще всего было мало. Учился в музыкалке в детстве — пять лет мучился, на последнем году бросил.

Пошел на истфак — уже через год передумал и решил перевестись на философский. В итоге отучился два года на истфаке, а потом, сдав все необходимые экзамены за предыдущий период, перешел на третий курс философского.

С духовным образованием тоже вышло через пень-колоду. Чтобы стать попом, я пошел учиться в двухгодичное Духовное училище при Царицынском (Волгоградском) православном университете (ЦПУ), заочно, параллельно работая в деревенской школе учителем (первый год). Поэтому сессии на первом курсе я сдавал наспех и тайком от руководства школы, где директриса была коммунисткой и не терпела православных среди учителей. Но два года я в училище отучился.

Став попом, я расслабился, больше образования получать не стремился, потому как уже на первых курсах госуниверситета понял простой принцип гуманитарного образования: хочешь быть умным — читай книги. И для этого тебе не нужны ни лекции, ни семинары, ни профессора, ни диплом. Мало того, они только время отнимают от спокойного чтения.

Но тут в 2009 году наступила эпоха понтификата Кирилла (Гундяева). И высочайшим повелением было предписано всем попам, не имеющим семинарского образования, получить оное. Духовного училища теперь было мало.

Многих маститых попов в возрасте это решение повергло в шок. Некоторые из них рукополагались в начале девяностых, когда вообще не спрашивали образования, а только наспех учили кадилом махать да литургию служить. Да и попы многие были кто из милиционеров, кто из колхозников, кто из технарей, поэтому их мозг никак не был настроен на премудрости богословий и прочих заковыристых гомилетик.

Но указы патриарха Кирилла не обсуждаются — это поняли все. Поэтому учиться на заочку в наш местный ЦПУ пошли в первой волне попы-олигархи: благочинные, вторые-третьи-четвертые… лица епархии. Тем более, что обучение на заочном секторе стоило очень приличных денег.

Некоторое время остальные попы кой-как отмазывались от этой тягостной повинности, но в 2011 году гайки закрутили, а скрепы зажали, поэтому владыка объявил на епсобрании, что если кто из отцов не собирается учиться, то встанет вопрос об отправлении такового за штат. Отцы заскрипели, застонали, но деваться было некуда. Дошло до абсурда: в ЦПУ стал учиться… декан богословского факультета этого же ЦПУ, так как семинарского образования у него не было, зато сам он был доктором исторических наук. Но все же его взяли сразу на третий курс.

Я же не захотел учиться в нашей местной шарашке, тем паче, что денег у меня лишних никогда не было. Поэтому я решил поступать в Московскую духовную семинарию, наивно полагая, что там учтут мое светское образование и два года духучилища.

Что вышло из этого предприятия — я и расскажу в этих небольших записках, которые писались на моей странице в Живом Журнале сразу по горячим следам.

***

8 июля 2011 г.

The Matrix has you…

Недаром недавно я прочитал книгу «Alma Matrix» на тему семинарской жизни… Тогда, после прочтения, я воскликнул: «Как хорошо, что я не учился в семинарии!»

И нате вам: неминуемая участь, под названием «циркуляр из Патриархии»: всех необразованных попишек, вроде меня, загнать поганой метлой непременно в этом году в семинарии…

В общем, выбор оставался лишь: куда? Можно, конечно, было отнести документы в наш ЦПУ, но его уровень да 21 т.р. в год меня не вдохновили, поэтому решил везти документы, разумеется, в МДС. Там пока вроде бесплатно.

Позвонил я в канцелярию семинарии и попытался выяснить свои возможности, бо на сайте МДАиС чёрным шрифтом по белому полю написано, что после училища возможно поступление на второй, а то и третий курс (класс) семинарии. Но в канцелярии юноша меня обломал, сказав, что училище нынче — это фигня (надо архиерею нашему сообщить эту приятную новость), ничего не считается, два года я зря штаны протирал над катехизисом (наизусть, кстати, выучил весь филаретовский катехизис), ц/с языком, всякими уставами, историями, богословиями и прочими миссиологиями… Единственную зацепку дали: кланяйтесь каждому конкретному преподавателю философии, может, тот соблаговолит вам — преподавателю философии по образованию — перезачесть философию (а может, не соблаговолит). То же касается и других предметов.

15 июля 2011 г.

Приехал в Посад, пошёл на заочный сектор отдать документы. Довольно задрипанно в этом секторе… Пообщался в канцелярии с женщиной, принимающей документы. Понял, что попал в театр абсурда.

Во-первых, установочной сессии нет, т.е. покупаешь диск с билетами и списком литературы и как хочешь готовишься.

Во-вторых, по её словам, вполне возможно, что многие предметы мне перезачтут (типа иняза, философии, латыни, ц/с и подобного, но узнаю я об этом… только непосредственно на экзамене (!). То есть или готовься всё равно, или рискуй словить халяву. Или не словить.

В-третьих, семестровую работу нельзя выбрать самостоятельно, только тупо из предложенного списка — твоё творчество и ум совершенно никого не интересуют, лишь бы выполнил формальности, хоть списал у кого, как школяр.

После этого мне вполне искренне сказали на моё удивление, что, мол, и так всем всё понятно: батюшкам ведь лишь бы диплом получить, всё равно им учиться серьёзно некогда… В утешение мне показали список из сотни попов, оставленных на второй год в первом классе. Шарашка — шарашка и есть.

23 сентября 2011 г.

Сегодня пришло уведомление из МДС, что меня соблаговолили принять в первый класс (первоклашка-первоклашка!!), сообщили, когда сессия. Но одна фраза очень понравилась: «В ближайшее время Вам необходимо получить учебные пособия и ознакомиться с правилами для учащихся-заочников»…

Хм. Это я должен сгонять из Волгограда в Москву за учебниками, или как?.. А с правилами я должен ознакомиться… где? как?.. Слабо, например, было прислать мне эти правила в том же конверте или на электронную почту?

Насчёт учебных пособий: летом я купил в канцелярии МДС диск за 100 р. Там вопросы и учебные пособия. Я выбрал те предметы, по которым буду сдавать в эту сессию: например, Основное богословие. Судя по вопросам, основа для ответа — это книга А. Осипова «Путь разума в поисках истины». Прекрасно, скачиваю книгу, начинаю собирать всё в кучку. Итог: из 70 вопросов нет нигде ответов на 22…

Ещё веселей предмет «естественно-научная апологетика» — мешанина из физико-химии и богословия. Конспект преподавателя: из 32 вопросов нет ответов на 14… Зато страниц 40 конспекта посвящено дурацким картинкам: черепушки предполагаемых «предков человека»… И нафига, извиняюсь за мой английский?

И где я возьму «богословское осмысление антропного принципа»? Или «богословскую оценку этологии и социобиологии»?.. Я, конечно, могу покопаться в интернете по поводу физики или космологии — но где мне обогословить сие? И за что, спрашивается, уплочено 100 р?.. (Кстати, в электронной библиотеке МДА всего три книги по Ест. науч. апологетике, и ни одна не в тему мне.)

Это я ещё не копался в остальном. По Литургике мутный конспект, пока в нём что-то найдёшь — голову сломаешь, но тут спасибо хоть восьмилетний опыт уже есть, основы устава я сдавал в училище, да и интернет тут помог хорошо.

Ёлки, два месяца до сессии, а кто за меня будет делать ремонт в храме: доски пилить и саморезы крутить?.. И нафига вам, товарищи начальствы, вся эта хвалынка?.. Чтобы корочка была? У меня уже две есть: стены обклеивать?..

26 сентября 2011 г.

Сижу, пытаюсь состряпать все ответы по Основному богословию. Один из вопросов для экзаменов звучит так: «Гипотеза „изобретения” религии». У Осипова в его «Путь разума в поисках истины» такой темы нет напрочь, только мимолётное упоминание вскользь. Единственное, на что сподобился гугл — выдать несколько ссылок в разных местах на это же скользкое упоминание у Осипова и на учебные программы по курсу Осн. богословия. Нарыл лишь краткие тезисы по теме.

И как учатся бедные отцы где-нибудь в глухомани, без гугла?..

12 октября 2011 г.

Перечитываю конспект по истории Вселенской Церкви, готовлюсь к сессии. Читаю про всякие расколы и ереси, в очередной раз убеждаясь, что главной их причиной были не разногласия по догматическим вопросам или ложные мнения, а почти всегда — банальная человеческая гордыня: кого-то обошли, поставили в епископы не его, а ненавистного конкурента, кого-то не оценили, обидели, прогнали, не дали званий, чинов и наград. И в отместку этот человек, назло своим обидчикам, начинает придерживаться противоположного мнения или присоединяется к врагу своего врага, а дальше всё уже катится как снежный ком. Не всегда, конечно, так было, но в большинстве случаев всё именно так.

27 октября 2011 г.

Читаю тут Лосева на досуге заради сдачи экзамена по Основному богословию, про его определение религии в «Диалектике мифа». Всё умно, субстанционально, так сказать, и вдруг бац:

«Религия же, кроме этого общеисторического мифологизма, уже по самой своей природе чрезвычайно близка к мифу. Ведь она есть по преимуществу бытие личностное, синтетическое, а не изолированно-абстрактное самоутверждение личности. Она в самом своем принципе уже содержит нечто мифическое. Она не может не зацвести мифом. Нельзя, например, быть христианкой и ходить с оголенными выше колен ногами и оголенными выше плеч руками, как это требуется по последней моде 1925–1928 гг. Я лично терпеть не могу женщин с непокрытыми головами. В этих последних есть некоторый тонкий блуд, – обычно мужчинам нравящийся. Также нельзя быть христианином и любить т.н. «изящную литературу», которая на 99% состоит из нудной жвачки на тему о том, как он очень любил, а она не любила, или как он изменил, а она осталась верной, или как он, подлец, бросил ее, а она повесилась или повесилась не она, а кто-то еще третий и т.д. и т.д. Не только «изящная литература», но и все искусство, с Бетховенами и Вагнерами, есть ничто перед старознаменным догматиком «Всемирную славу» или Преображенским тропарем и кондаком; и никакая симфония не сравнится с красотой и значением колокольного звона. Христианская религия требует мифологии колокольного звона. Христианин, если он не умеет звонить на колокольне или не знает восьми церковных гласов или, по крайней мере, не умеет вовремя развести и подать кадило, еще не овладел всеми тонкостями диалектического метода. Колокольный звон, кроме того, есть часть богослужения; он очищает воздух от духов злобы поднебесной. Вот почему бес старается, чтобы не было звону. Нельзя, далее, также быть евреем и – не обрезываться и не делать того, что бывает после обрезания, как нельзя католику замазывать вопрос о Filioque и не искать чувственного явления Христа, Богоматери и святых, и как нельзя коммунисту любить искусство. Мифология обязывает».

И вот я чуток не врубился: это он прикалывается так или всерьёз? Про короткие рукава, «ничто» Бетховена перед колоколами и диалектический метод христианина при помощи разжигания кадила?..

14 ноября 2011 г.

Заглянул на сайт МДА. Вы тоже насладитесь (в сокращении, полный текст по ссылке).

Автор — чтец Виктор Деев, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин)

«По милости Божией, я поступил в Московскую духовную академию из Перервинской духовной семинарии, которую закончил в 2009 году, после прохождения церковно-приходского послушания в качестве помощника инспектора по воспитательной работе. (…)

Заехав в МДА 8 августа, я оказался в духовном оазисе, где цветёт не одно столетие студенческая жизнь. Видя большое количество студентов, невольно прославляешь Бога и удивляешься, как это с разных уголков мира съезжаются юноши и девушки, готовые послужить Богу. А обучение в МДА – это уже начальная ступень служения Небесному Отцу.

Итак, будучи абитуриентом, на всё начинаешь обращать внимание, и понятно для чего. Смотришь, чтобы с твоей стороны не было промахов, к экзаменам готовишься, но до конца не знаешь, как ты их сдашь. Всё незнакомо, всё ново. Одна из усерднейших молитв бывает во время поступления и сдачи экзаменов вплоть до объявления результатов: поступил или нет. Помню, что один абитуриент не поступил. Его слова: «На все воля Божия. Буду пытаться поступить в следующем году», — до глубины души тронули меня…»

Интересно, если учеба в МДА — это «начальная ступень служения» Богу, то что такое учеба в МДС? Пыль у подножия начальной ступени?..

22 ноября 2011 г.

Первый день в детсаду. Ой, пардон — в семинарии.

Было забавно до жути. Душа ликовала и трепетала, когда узнал, что семестровое сочинение пишется в… ученической тетрадочке от руки; когда меня вместе с более чем сотней других попов-студентов учили, как оформлять ссылки и библиографию; когда я узрел на стенде, что можно, оказывается, написать семестровое сочинение по ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ на тему «СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЁТР».

Ну, теперь-то я стану вумный и получу ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ! Начну завтра его получать с… диктанта.

23 ноября 2011 г.

Сегодня писали диктант в детском саду «Ромашка». Иначе это не назовёшь, ибо текст состоял из пяти-шести небольших предложений, препод читал чуть ли не по слогам, всячески намекая на все знаки препинания. Но отцы волновались, один у меня скатывал.

25 ноября 2011 г.

Сегодня спокойно перезачёл философию, потом с игуменом Никифором попели хором гласы, потренировались перед экзаменом. Затем была лекция по катехизису, вёл старенький профессор К. Скурат. Меня потрясли до глубины души отцы-крестоносцы, которые задавали профессору вопросы уровня воскресной школы деревни Запупыркино… На вопрос профессора «когда Господь установил таинство брака?» — кто-то выкрикнул: «В Кане Галилейской!»

Ещё один вопрос тоже был из рубрики аута: «Прошу объяснить, в чём было непослушание Адама в раю, а то там всё размыто, непонятно…» Это молодой поп спросил. Профессор хорошо ответил, метко, с юмором, но и многие другие вопросы были подобного умственного уровня. Некоторые вопросы были чисто из поповской практики, насчёт отпевания самоубийц, хотя любой мало-мальский поп с прихода вроде должен знать, что для решения этого вопроса существуют не профессора, а епархиальный архиерей… Ни бэ, ни мэ, ни кукареку, но некоторые на Осипова не преминули наехать, типа, как он смеет чего-то там о чем-то там неправильное говорить…

Отцы-заочники на пути в семинарскую столовую

26 ноября 2011 г.

Сегодня мне сугубо (или трегубо?) не подвезло. Поехал утром на учёбу, в Посаде попал под сильный дождь (и без зонта был), поскользнулся, чуть не грохнул телефон совсем, потом с мокрыми ногами сидел на лекции по библейской истории. Тут снова не повезло: архимандрит Венедикт сказал, что предмет он может перезачесть, если завсектором разрешит, а это вряд ли будет… И обидно, судя по словам преподавателя, спрашивать будут чуть ли не на уровне «Закона Божьего», хотя в училище я всерьёз учил и Лопухина, и арх. Аверкия (Таушева)…

С катехизисом, вернее, обещанным профессором Скуратом перезачётом, вообще ерунда вышла: вместо профессора пришёл какой-то надутого вида гражданин в пиджачке, просто выгнал из аудитории всех попов нашей второй группы (а сегодня сдавала лишь первая группа), не пожелав даже разговаривать… В итоге, всё откладывается на следующую сессию.

В принципе, выходит так, как завсектором протоиерей Сергий Маратканов и предупредил честно вначале: «Это всё ВАШИ проблемы…»

28 ноября 2011 г.

Сегодня сдавали литургику, народ валился жёстко, путая элементарные вещи, хотя препод не валил, ставил четвёрку за то, за что не стоило и тройку ставить.

А потом был английский. Где препод сказал, что вузовские оценки перезачтёт, но странным способом: только на тройку, а кто хочет лучшую оценку — сдаёт как все… Я плюнул на будущий похвальный лист и стал троечником.

А завсектором послал меня на… хм, в общем, чтобы сдавал по второму кругу всю ту красоту, что в духучилище: типа, у вас там было чуть-чуть и фуу, а у нас ого-го и уух… Мда, сказал бы я про ваше ого-го, да промолчу…

30 ноября 2011 г.

Основное детсадовское богословие сдал, отвечал на вопрос «Что не есть религия». Я сказал честно преподу, что за такие вопросы руки отрывают в приличном обществе, ибо невозможно отвечать вразумительно и по делу, а так — размазывать по столу лишь. Препод хмыкнул и поставил пятерку.

2 декабря 2011 г.

Сегодня, наверно, заступничеством прп. Романа Сладкопевца сдал благополучно экзамен по пению на 4 с минусом, причём минус даже в ведомость нарисовали.

Окончание следует

Иллюстрация: здание заочного сектора МДС