«Никто нас не нанял»: православие и трудовые отношения

3 января 2018 Елена Клевенская

В течение последнего времени я испытываю трудности с посещением храма. Помимо семейных обстоятельств, меня мучает вопрос: а что я там делаю?

Когда я прихожу на работу, я могу дать описание своих обязанностей, объяснить их смысл и оценить свою компетентность в данном вопросе (и субъективно, и объективно).

Я знаю, зачем ставится та или иная подпись. Знаю, к кому обратиться по тому или иному вопросу, могу отделить проблемы своего настроения и самочувствия от реальных производственных проблем.

Но в церковных отношениях отделить субъективное от объективного у меня никак не получается. И никак не получается увидеть конечную цель, которая дала бы мне возможность хотя бы попытаться выстроить стратегию моего пути в Церкви.

Раньше я искренне считала, что главная задача женщины — это воспитывать себя и новых христиан, т.е. рожать детей от любимого мужа и показывать своим близким путь к Богу, если они еще не встретились с Ним. Перечитывая сейчас то, что написала, не могу не захихикать, как хулиган на задней парте. Ну надо же — такую ерунду выдать. Как можно «воспитывать новых христиан», когда ты вообще не знаешь и не понимаешь, что такое «путь к Богу»? Если меня спросят, кто такой Бог, я либо бессвязно промычу, либо дам определение из Катехизиса, толком не понимая, что значит каждое слово в определении. Если меня спросят, зачем нужно идти к Богу, то я так же бессвязно промычу. Либо выдам, как Siri, библейскую или поучительную цитату.

Сейчас я не знаю и не понимаю, что может дать мне самой и моим детям подобное «siri-озное» воспроизведение цитат, советов и поучений. Внутренний голос подсказывает: «Ну вот, дорогая, теперь ты вплотную подошла к вопросу о том, зачем тебе нужна церковная жизнь – это практическая реализация написанных инструкций!» А я отвечу: «Никак нет. В толпе, в очереди, в толкотне и среди странных разговоров мне никак не помогут определения из Катехизиса. Мне, молодой семейной женщине, никак не помогут советы, написанные пожилыми мужчинами для других мужчин, да и неприятно читать тексты, в которых тебе подобных поливают грязью и объявляют едва ли не исчадьями ада. Да, молодая женщина может стать опасностью для юного послушника, но никто же не знает, что днем и ночью испытывает эта молодая женщина».

Когда ты чем-либо занимаешься, хочется иметь возможность дать точное и четкое определение целям и задачам, которые ты ставишь перед собой. Например, цель «после смерти попасть в рай» — вполне точная и четкая. Благодаря этому можно как-то сориентировать себя.

Но тут же всплывает евангельская цитата: «Царство Божие внутрь вас есть». И наступает состояние ступора. Возникает ряд вопросов: а зачем тогда смерть? А зачем жизнь? А зачем вообще воспроизводить себе подобных? Одно дело – совершать свои действия, подражая старшим, другое дело – остановиться и задуматься: «А что конкретно я делаю? Для чего и для кого?»

Старшие могут сказать: «Так нужно!» Хорошо. Кому нужно? Если это нужно мне, то, наверное, я решу, что мне это действительно нужно. Нужно Богу? У Бога и так всё есть, потому что он Всемогущий. Значит, это нужно тем, кто говорит мне, что это «нужно». А зачем говорят? Чтобы наши подражательные действия подкрепляли истинность их собственного выбора.

Человек может с радостью согласиться подражать старшим, особенно если он не популярен среди ровесников. Они, конечно, принимают юного с не меньшей радостью: будет на кого изливать поток своих накопленных мыслей. И дают ему задания. Задания, совершенно не учитывающие его таланты, способности, а главное – его возраст. Либо не дают заданий, не силясь хоть немного поднапрячься и разглядеть, чем данный человек может быть полезен в общем деле. Думаю, многие согласятся с тем, что забивать гвозди микроскопом – совершенно безрассудная трата.

Кто обычно со скорбью уходит из Церкви? Разочаровавшиеся. Кто такие разочаровавшиеся? Те, кому не нашлось применения в соответствии с их способностями.

Именно они встанут у городской стены и скажут: «Никто нас не нанял». Рядом с бандитами и проститутками. А что будет с теми, кто приходит на работу в единонадесятый час, с бандитами и с проститутками – подробно расписывать совершенно излишне.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: