Новый свет из «Маяка»

6 месяцев назад Василий Розанов

Эта заметка была впервые опубликована Василием Розановым в «Новом времени» 30 августа 1904 г. Потом она вышла во втором томе сборника «Около церковных стен».

***

Чудные осенние дни. Со станции Териок вхожу в вагон и вижу доброго моего знакомого, врача Н.П. С-ва, которого я знал ещё студентом, бесплатно лечившим и учившим рабочих на Выборгской стороне. Всегда любил я слушать его мягкий баритон и смотреть в его глубокие глаза с загадочным мерцанием, происходящим от какого-то двусмысленного прищуривания век. Разговорились самым дружелюбным образом. Но, оставляя разговоры о погоде, даче и японцах, он вытащил из бокового кармана какую-то пачку бумаг и ещё из портфеля тоже пачку бумаг:

— Я основываю среди членов общества «Маяк», что на Литейной, особую фракцию, под названием: «Луч Маяка, занимающийся исполнением седьмой заповеди…».

— «Занимающийся»? — переспросил я с удивлением. — Но ведь именно для вашей цели требуется «не заниматься» в особой, вами выбранной сфере! Я понимаю «общество любителей хорошей еды», но, например, «общество не еды» никак не могу понять. «Общество, занимающееся не едой»… брр, это что-то бессмысленное.

Он пытался поправиться.

— И к чему, — продолжал я, — вам собираться в «общество»? Ну, не ел бы каждый про себя и для себя. Но я не могу себе представить, чтобы вот — вечер, зажигают свечи, собираются члены и один за другим начинают «реферировать».

— Я ничего не ел.

— Я тоже ничего не ел.

— Я весь день воздерживался от пищи.

— Я не обедал, не завтракал и не ужинал, а только пил чай, притом не с булкой, а с сухой просфорой, ибо был натощак.

И прочее. Просто — нет содержания. Я не понимаю, для чего «общество», а не каждый порознь «исполняет 7-ю заповедь», зачем содружество людей — во-первых, и громкая аттестация себя — во-вторых?!

— Но вы прочтите, — возразил он мне, — вот эти признания, какие мне делают молодые люди, эти излияния сердца, эти автобиографические признания.

Я прочитал несколько писем. Большею частью без соблюдения буквы ять. Общий смысл их: «ел, обжирался, нажил катар желудка и теперь хочу на пищу св. Антония». Это в переносном смысле, в письмах трактовалось, конечно, не об еде, а о тех специальностях, которые относятся до 7-й заповеди и в печати «неудобь сказуемы».

Я отдал своему визави эти письма. — «Скучно! Кому всё это нужно знать? С кем этого не бывает, но все об этом молчат. И это скромно. Тут сказывается воля. А это какие-то неврастеники, которые полезли к вам с слабонервными излияниями и плачут о том, чтобы вы их вытащили из нарушений 7-й заповеди. Ведь вы доктор?»

— Доктор.

— Ну, пропишите им обтиранье холодной водой поутру и на ночь, и припадки как неврастении, так и зуда по части «7-й заповеди» пройдут. Тут нужны вовсе не лекции, не рефераты, и не «общество», а гигиена, труд и свежий воздух.

— Да, но это будет безрелигиозно. Мы же именно хотим не просто быть здоровыми, а хотим поднять в обществе знамя «исполнения седьмой заповеди», и образовали с этой целью кружок, который вы так осмеиваете.

— Пикантное занятие у этого кружка, т.е. пикантно собственно сосредоточение мысли и воображения на такой интересной теме «не делания». Постники, как и гастрономы, ведь одинаково думают о желудке, одни вследствие тяжести переполнения его, другие — от зуда пустоты. «Что-то под ложечкой сосёт», — говорят оба. Я боюсь за членов вашего «кружка», что они будут иметь нездоровое воображение; и в конце концов я боюсь, что посетители заседаний вашего «кружка» будут иногда видеть перед собою в качестве референтов об «успехах» кружка бледных юношей с беспокойным блеском глаз и синими кружками под веками. Ей-ей, это нездоровое общество. Вода, воздух, лес — вот путь! А не «кружок» на Литейной. Впрочем, Бог с вами. А тарелочка есть?

— Какая тарелочка?

— В «кружке». Ведь вы с «истинно христианскими целями»? А я замечал, что с «истинно христианскими целями» только то дело идёт успешно, в котором поставлена тарелочка. Ведь вы же будете собираться, нужны свечи, зал, т.е. наём зала и покупка свеч. Не из своего же кармана таким благовоспитанным юношам. Прилив посетителей, я думаю, будет значителен, и особенно из барышень: такой цветник не распустившихся бутонов! Положим, тут будут и цветы с облетевшими лепестками, и которые уже не могут расцвесть. Но ведь не всем же известны предварительные письма и горестные признания. Все-то, вся публика будет принимать ваших «молодых людей» с утомлёнными глазами именно за нераспустившиеся бутоны, и это понятно интересно для барышень, а паче — для пожилых дам «истинно христианского настроения». И вот тут — тарелочка.

— Что-о-о?!

— Очень просто. Будут класть полтинники, четвертаки и даже рубли… «на пропаганду исполнения 7-й заповеди». Какое же «Общество» без капитала? На что, «Армия спасения»… и та имеет средства и от пожертвований не отказывается. У вас тоже «Общество…» самоспасения что ли. Ведь в то время, в те вечера и ночи, когда вы будете «заниматься исполнением 7-й заповеди», вам нужно же что-нибудь определённое делать, как-нибудь тренировать себя, чем-нибудь занимать, наполнять досуг. Кроме воды и воздуха, знаете, есть ещё отличное средство — карты. Очень отвлекает. Так что если вы специально только над 7-й заповедью трудитесь, то лучшее средство — винт по маленькой. На верёвке не оттащишь. И ни в какой вертеп не пойдут. Да и синих кругов под глазами не будет.

— Но это не по-христиански…

— Зато здоровье цело будет. Поверьте, целее, чем в вашем кружке. Кстати, вы все хотите «по-христиански», тогда как 7-я заповедь — Моисеева закона, а в Евангелии сказано: «прости грешницу» и уж конечно «грешника». Напоминаю, что вы — ветхозаветного происхождения. В Евангелии тоже сказано и о тех «фарисеях», которые любят «останавливаться на перекрёстках улиц, перед народом», и громогласно читать молитвы. Христос такой выставки из себя не одобрял и указал, наоборот, всё делать безмолвно и скрытно: «Ты же войди в комнату свою, и затвори дверь за собою, и там помолись». Так что вы перепутали Заветы, — и это едва ли хороший знак ваших будущих успехов. Кстати, 7-я заповедь ни малейше не запрещает того, от чего вы предполагаете вполне воздерживаться, ибо Бог, давший заповедь «размножаться», притом в Раю, до первого греха человеков, — конечно не мог поставить в грех этого самого размножения и естественных орудий и способов его. Из заповедей же каждая запрещает какой-нибудь грех: и «7-я» из них запрещает строжайше всё ненормальное, всякое уклонение от естественных способов размножения, сопряжённое обыкновенно с вредом для здоровья и с нездоровым направлением воображения. И я думаю, ваше «Общество полного воздержания» можно назвать скорее «Обществом нарушения седьмой заповеди», а уж никак не исполнения.

Читайте также: