О прошении священников служить в соборной церкви понедельно

3 месяца назад Анна Мастеркова

Положение Новодевичьих священников слегка отличалось от положения священников в других монастырях. В обители удерживался древний обычай иметь церковный причт отдельно при соборной церкви, отдельно при придельных церквах. Перевод из придельной церкви к соборной считался повышением. Священники сначала посвящались к придельной церкви, а потом к соборной в порядке степеней, то есть по выслуге лет.

Исключения из этого обычая, конечно, были, но допускались они крайне неохотно, чаще всего, по родственным связям и интересам. Придельные священники при таком положении дел оказывались ущемленными, так как, формально получая одинаковое штатное содержание с соборными, фактически имели доход значительно меньший. Это побуждало их добиваться включения в общую череду соборного служения. Однако, внутри монастыря решить этот вопрос не представлялось возможным.

13 октября 1762 года придельные священники подали прошение в Московскую Духовную Консисторию, которое положило начало разбирательству по этому вопросу. Дело рисует следующую картину. Священники Федор Иванов и Семен Иванов служили в церквах Преображения (надвратная, при входе в Новодевичий) и Амвросия Медиоланского, каждый со своим церковником. Доход, получаемый ими от особых ранних годовых служб, панихид, молебнов, литий на могилах и других треб, был крайне невелик.

В соборе же служил протопоп Петр Захаров, священники Александр Васильев, Федор Дмитриев, 3 дьякона, 4 церковника. Они имели доход от годовых служб по преставившимся вкладчикам, от панихид, заказанных разными господами по сродникам их, от годовых молебнов и акафистов и от годовых служб. Еженедельно в Смоленском соборе служилась панихида по царице инокине Елене (Евдокии Лопухиной) в приделе близ ее гроба, и чудотворному образу Смоленской Богоматери. Не прекращались эти поминовения и зимой, когда службы в летнем Смоленском соборе не проводились. И отправлялись они соборными священниками, доход от них разделялся между соборным причтом по издревле установленному обыкновению. Кроме того, во время празднования Пасхи, Рождества Христова и храмовых праздников все пять священников служили в Успенской и Амвросиевской церквах соборно, и доходы от этих служб делили уравнительно.

В общем, доход священников соборных был сильно выше дохода священников, служивших в других церквах монастыря.

В 1762 году прошение придельных священников о служении им в соборной церкви понедельно осталось неудовлетворенным. И этот обычай просуществовал практически до закрытия монастыря.