Подготовка к венчанию в Католической и Православной церкви

1 месяц назад Регина Криваковская

Некоторое время назад я решила выйти замуж. Я католичка, мой жених православный (живем в Украине), поэтому возник вопрос, где же мы будем венчаться.

В католичестве к вопросам венчания подходят очень обстоятельно. Это значит, что нужно пройти предвенчальную катехизацию. Это занятия раз в неделю на протяжении нескольких месяцев. Количество месяцев варьируется от 2 до 6, причём сроки растут (скажем, в той церкви, куда я хожу, за 2 последних года сроки подготовки выросли с 3 месяцев до 4–6 по разным данным). На катехизации проходятся по заповедям, обсуждают грехи и что грехом не является, рассказывают о католическом взгляде на контрацепцию (только подсчет дней, только хардкор) и советуют всем книгу о пяти языках любви (очень популярная, есть во всех прицерковных магазинах). Кое-где есть возможность ускоренного прохождения катехизации с помощью поездки на реколлекции на неделю, но в некоторых храмах все равно требуют прохождения катехизации, заявляя, что реколлекции освобождают только от некоторых тем. Кроме того, в некоторых храмах есть требования по предоставлению оригинала свидетельства о крещении (что приводит к разным последствиям, от выписывания свидетельства из других стран до изготовления поддельного свидетельства).

В моём храме между подачей заявки на венчание и непосредственно венчанием должно пройти минимум 6 месяцев. Последние 3 недели перед венчанием происходит оглашение, когда в конце каждой воскресной службы священник называет имена и фамилии людей, собирающихся венчаться в ближайшее время, и просит сообщать о возможных препятствиях. У нас ценника на венчание нет, венчают за пожертвование.

После оценки впихуемости еженедельных катехизаций в мой график (в котором не заняты только два вечера в будние дни и занята половина воскресенья) я решила венчаться в православном храме.

Переговоры о венчании взял на себя жених (это был храм Киевского патриархата). Наученный моим опытом о шести месяцах, он решил подойти пораньше, за три месяца. Двое разных людей из церковной лавки в разное время заявили, что нет проблем, мы вас обвенчаем, но подойдите попозже. На вопрос, будет ли какая-то встреча со священником, ни тот, ни другой ничего не ответили. На третью попытку решено было ловить священника, так как те должны больше знать. Словленный священник действительно знал больше: в смысле, он ткнул пальцем в другого священника и сказал: «венчает этот». «Этот» не отпирался, выдал нам домашнее задание записать (каждому отдельно) по пять пунктов о том, что для нас любовь. Мы договорились о встрече на следующий день и пошли готовить пункты.

На следующей встрече с православным священником мы зачитали ему наши определения любви. Дальше он прочёл небольшую проповедь о физическом, душевном и духовном влечении. Также он пытался что-то высказывать об отношении между полами, но мой жених начал ему возражать с упоминанием альтернативных трактовок Библии, после чего тот свернул разговор, пообещал нам выдать список из двадцати тем, которые стоит обсудить и назначил встречу через неделю.

Через неделю мы отправились на третью встречу. Темы нам прислали непосредственно перед ней, и прочитать мы их не успели.

На этой встрече священник подробно рассказал нам о том, как проходит таинство венчания, зачитал нам вслух молитвы, которые во время него читаются, и священник с моим женихом пустились в небольшое богословское обсуждение Моисея и его жены, и соответствующей разницы между православием и католичеством. Потом он нам прочитал короткую проповедь на тему, какой хороший у них храм и поагитировал нас пойти к ним в воскресную школу. На этом встреча была закончена (время было уже позднее, и к тому же к священнику обратился какой-то страждущий духовности). Позже увиделись мы уже на венчании.

Где-то близко к моменту первой встречи с православным священником меня снова нагнало католичество. Я решила перед венчанием сходить к исповеди. К этому моменту я была уже настроена сделать всё правильно и венчаться с чистым сердцем. Поэтому на исповеди я упомянула о том, что собираюсь венчаться в православном храме с православным. Священник мне заявил, что мне нужно заполнить какое-то заявление и получить разрешение от епископа, иначе наше венчание будет считаться «недостойным». Недостойно венчаться я не хотела и вызвонила отвечающего за венчание священника (благо его имя, телефон и факт, что он отвечает за венчания, висели на доске объявлений на входе в храм, да и в объявлениях о подготовке к венчанию его имя упоминалось). Мы договорились встретиться на следующий день после вечерней литургии.

Первое, что он мне сказал при встрече, это что на его памяти я первая, кто пришёл с заявлением, а так все втихаря венчаются в православных храмах и дальше ходят в костёл. Но раз я уж пришла, то он всё оформит. Я была сильно удивлена, но уходить было как-то невежливо.

Дальше священник принёс здоровенную папку (в каких обычно в бухгалтерии документы держат), в которой лежали распечатанные разнообразные бланки с заявлениями на все случаи жизни. Нужного заявления не оказалось, но оно было на компьютере и его быстро распечатали. Где-то в этом месте священник вспомнил, что ему нужно увидеть не только меня, но и жениха, и он также должен что-то заполнить. Я вызвонила жениха, он пообещал приехать через полчаса, а мы начали заполнять бумаги.

Бумаг было несколько.

Свидетельство о крещении заполнили с моих слов (меня крестили в советское время в православной церкви, документов никаких не осталось). Также было заявление с просьбой разрешить венчаться в православной церкви, анкета на пять страниц для желающих венчаться с кучей вопросов, типа: не было ли у меня в семье генетических и психических заболеваний, есть ли у меня проблемы с фертильностью и знает ли это жених, не возражают ли родители, не обещала ли я вступить в брак кому-то другому и так далее. Ещё были заявления о том, что я признаю риски, связанные с браком с некатоликом и обещаю прилагать усилия для воспитания детей в католичестве и ещё какое-то. В процессе заполнения заявлений мы немного поговорили о том, что лучше жениться в своей конфессии, чтобы не было проблем с воспитанием детей, и обсудили, что́ я буду делать, если муж меня будет принуждать к чему-то богопротивному или хотя бы у меня возникнет конфликт между требованиями мужа и церкви. Ответы на эти вопросы также заносятся в заявления, которые я подписываю.

В католичестве явно есть алгоритм, по которому проводятся такие беседы, с описанием, что и как нужно спрашивать и с определенными словами, которые брачующиеся должны сказать вслух. Всё это фиксируется.

Потом приехал жених, священник начал проводить беседу с ним отдельно, попросив меня удалиться и закрыв дверь в помещение, где проходило собеседование. Я не стала ждать конца и поехала домой. Потом жених мне рассказал, что с ним была проведена подобная беседа и он также подписал бумаги. Да, даже в случае венчания с православным оглашение в костеле делается, поэтому подобные заявления нужно заполнять минимум за две-три недели до венчания.

Но в принципе, можно так не заморачиваться, «недостойно венчаться» и жить себе дальше.

P.S. Список тем для обсуждения мы получили перед последней предвенчальной встречей в православном храме. Там было двадцать вопросов на разные темы, от бытовых до отвлечённых. В частности, были как темы о детях, финансах, домашних обязанностях, помощи друг другу, так и темы из серии, как конкретно мы возрастаем в мудрости или как прийти к Богу. Их мы обсуждали во время свадебного путешествия, это оказалось очень полезным.

P.P.S. О моём оглашении о венчании мне передала моя мама, живущая в другом городе. Причём услышала она об этом от подруги, жившей в третьем городе и услышавшей это объявление по католическому радио.

P.P.P.S. Правило шести месяцев перед венчанием — это общее правило для католиков. Его многие критикуют, вот, например, критическая статья об этом обычае из США.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: