Прощеное лицедейство

3 месяца назад Алексей Плужников

«Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;

…Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Исайя, 58:4,6).

Сегодня самый фальшивый, самый лицемерный день в богослужебном круге Русской Православной Церкви — день, когда совершается так называемый «чин прощения». В этот день с амвонов будут в очередной раз напоминать историю появления этого обычая: мол, когда монахи древних монастырей расходились на Великий пост в пустыню, поодиночке, то они просили друг у друга прощения, потому что не знали, вернутся ли они к Пасхе обратно, не растерзают ли их лютые звери, не умрут ли они от пекла или укуса змеи, так и не успев примириться с братьями (вспомнят обязательно старца Зосиму из жития Марии Египетской).

И, рассказав об обычае, который имел реальный житейский смысл в реальных условиях, начнут благолепно читать молитвы, а потом вставать в храме друг перед другом на колени и произносить слова: «Простите меня, отцы, братия, чем согрешил… и далее по тексту». Все поклонятся, нагонят слезинку в глаза, потом пойдут целовать иконы и крест, лобызать друг друга в плечи под умилительные песнопения хора…

И это будет так трогательно, так покаянно, так величественно, ибо что может быть трогательнее, чем просить прощения у тех, перед кем не согрешил? И что может быть величественнее, чем совершать чин прощения перед теми, кого не только прощать не собираешься, но еще и намереваешься нагадить этому человеку через полчаса?

Когда я был священником, я ненавидел этот день. Я не мог понять, зачем все это делается. Если мы/вы как бы христиане, то зачем нам особый день для покаяния? Разве каждый день и каждый час не подходят для этого? Зачем «чин»? Ради благолепия, скреп и традиций? Зачем весь этот спектакль? Или это как в XIX веке: обычай говеть только на Страстной, исповедоваться и причащаться только в Великий Четверток — мол, был, сделал, подтвердил и справку получил?

В этот день с амвонов также скажут всем известные слова Иоанна Златоуста, который в свою очередь пересказывает пророка Исайю:

«Ошибается, конечно, тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Нет, мы должны поститься постом приятным, угодным для Господа. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления: оскудение всего этого и составляет истинный пост».

Важно покивают главами, возденут многозначительный перст, пожуют бороды, а старушки вздохнут покорно… А с утра следующего дня начнут вновь заниматься ковыряниями в составе печенек, поклонами и выстаиванием, выслушиванием и вычитыванием непонятных большинству длиннющих текстов Великого канона, натужливо изображая свое окаянство и в калу валяние, в промежутках между дреманием.

Ну что ж, мы предлагаем всем, кто именует себя православными, на деле определиться: верят ли они в «чин прощения» и согласны ли они со словами святителя про «удаление от зла, прекращение лжи, отложение гнева».

«Ахилла» не будет уходить в отпуск на Великий пост и даже на первую неделю поста. Мы продолжим публиковать наши материалы, где анонимные и неанонимные авторы будут говорить о том, что их волнует, где у них болит, и почему никто их не слышит, а главное — не желает помочь, не хочет исцелить их раны, отпустить на свободу, разрешить узы, а наоборот — посыпает эти раны солью, вешает все более тяжкие оковы и называет «волками» и «предателями», а не «братьями».

И да: все сильно верующие, которые в пост хотят отложить попечение и усердно молиться — вы, пожалуйста, отложите ноутбуки и смартфоны и идите молиться, и старайтесь не искушаться, не подглядывать одним глазком:  что же тут, на «Ахилле», делается.

А те, кому честность и рассудительность немного дороже поста и поклонов, оставайтесь, читайте, думайте: кто разрушает Церковь, а кто ее любит, кто у нее дети, а кто — «сироты, дети Поволжья».

И, конечно же, простите редакцию и авторов «Ахиллы» за все, чем мы «согрешили словом, делом, житием, хостингом и постингом». Ибо положено так поступать истинно верующим, раз уж воскресенье — Прощеное.