РПЦ роет себе могилу, но я все равно остаюсь в Церкви

10 декабря 2020 Ахилла

Повторяем текст 2017 года из нашего проекта «Исповедь анонимного молодого мирянина». Если автор нас читает сейчас и у нее изменились взгляды — предлагаем поделиться с нами.

***

Расскажите немного себе (по желанию).

Женщина бальзаковского возраста. Работаю в продажах, в свободное время творю (художница).

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

В Православную Церковь Бог приводил меня два раза. Первый — после последней попытки суицида и смерти моей бабушки (совпало в одно время) в 20 лет. Я увидела, какой красивой была моя бабушка в гробу и какой некрасивой чуть не ушла из жизни я (отравилась таблетками), и мне захотелось, как и она, попасть в Рай (ее я считала верующей, так как она была очень добрая и читала молитвы перед сном). Еще папа перед гробом сказал что-то типа того, что «здесь мы только в гостях». Она умерла 9 января, а я 19 приняла Крещение.

Никаких огласительных бесед тогда не было, и я была уверена, что этого достаточно. Больше в храм не ходила, но навязчивые мысли о суициде прекратились. Спустя время я познакомилась с ребятами, которые рассказывали интересные вещи, в основном эзотерические и оккультные, но тогда я этого не понимала. Мне захотелось тоже стать особенной, исключительной, избранной и «видящей». Я прочитала житие Сергия Радонежского (читала его даже в курилке, так оно мне понравилось) и пошла в Церковь исповедаться (курить бросила, не ела почти два дня, волновалась, готовилась). После исповеди сразу ушла, потому что не знала, что нужно остаться и служба на этом не заканчивается. Потом узнала о Причастии и том, что я ничего не знаю о Церкви, и началось…

Я посещала храм почти каждый день, со многими перестала общаться и стала самым настоящим неофитом: ездила в монастырь трудничать, сменила гардероб, перестала пользоваться косметикой, ходила в семинарию на катехизические беседы, отвергала комплименты по поводу внешности, мнила и мечтала о монашестве и «духовных подвигах» и т. п. Это продолжалось около трех лет, а потом я постепенно ушла из Церкви и не появлялась там семь лет, и вообще жалела о потерянном времени.

Второй раз я пришла в надежде получить духовную чистоту как в 20 лет и помощь в избавлении от алкоголизма, курения и похоти. Я думала, что меня выгонят, но мне назначили незначительную епитимью, и я осталась. В этот раз я была менее фанатична в вопросах религии и требованиях к себе. И уже четвертый год стараюсь быть в Церкви с переменным успехом, так как был период, когда я снова начала отходить. Как ни странно, но именно слова о. Андрея Кураева, которые я прочитала в интернете, помогли мне остаться. Помню он написал что-то вроде «исповедничество веры в современном мире заключается в том, что, несмотря на действия РПЦ, мы в ней». Не дословно, но примерно как я поняла, и у меня открылось второй дыхание.

Представления о Церкви изначально и сейчас у меня были так себе. Я до сих пор православный атеист, то есть очень хочу верить, но не всегда получается, и, думаю, что я в Церкви только потому, что Христос меня выбрал и привел сюда.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Первый раз недостатком было то, что священнослужителям и прихожанам в основном было на меня наплевать с высокой колокольни. Ходишь — ходи, не ходишь — да и фиг с тобой, отряд не заметит потери бойца. У меня не было друзей, я чувствовала сильное одиночество в Церкви, и поэтому уйти из нее было несложно.

А во второй раз ситуация изменилась. Священников переобули в то, что нужна социальная помощь, кружки, занятия на приходах и т. д. Поэтому я почти сразу попала в «оборот» и служение при храме, а спустя 1,5 года поняла, что меня просто используют и манипулируют на чувстве вины, типа «а помнишь, какой ты пришла»? Хотя мои изменения были благодаря Богу и 12-шаговой программе, а не действиям РПЦ. И вот из-за этого использования всех и вся мне хочется быть на расстоянии от причта и активных прихожан.

Очень неприятно и отталкивает, когда священники, узнав, сколько мне лет и что я не замужем и детей у меня нет, начинают намекать мне про монастырь. Такое ощущение, что они в Бога и Его промыслительное действие обо мне не верят. Хочется же им меня куда-нибудь вписать, как будто я дефективная какая-то! Но так как мы еще, слава Богу, не крепостные, я просто меняю приход, и сейчас нашла тот, где мне еще ни разу про «спасение» в монастыре не сказали.

Были, конечно, и хорошие события. Например, мне алтарник давал продукты бесплатно. Плюсом является то, что жизнь на некоторых приходах активизируется, оживает, хотя я не участвую больше в этом, но мне это нравится, вдруг захочу.

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

В одном храме священник пытался создать молодежный кружок, так как мы его просили об этом. Но плохо, что все свелось к теме «а что батюшка скажет», это стал не дискуссионный клуб, а разговоры о «заговорах Америки», Соросе, плохом Кураеве и т. д.

В другом храме священник отлично справляется с наркоманами и алкоголиками. На мой взгляд, он умеет найти подход, слова, создать атмосферу любви и принятия. В его храме очень комфортно находиться, но недолго, потому что как по мне, так это детский сад-ясельная группа, поэтому захожу туда редко.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Я не знаю можно ли отнести к фальши и лицемерию то, что некоторым прихожанам, даже активным, ничего не полагается, а некоторым с барсеткой — и стол отдельный, и особое отношение.

Помню, как сносили сараи у людей, чьи дома отошли вдруг к РПЦ, при этом игумения Маркелла из Спасо-Казанского Симанского монастыря в городе Остров Псковской области стояла и смотрела, но на их сайте прям так все благолепно, такие они молодцы, что монастырь восстановили, а то, что людей как тараканов выжили — так ничего… Потом та же игумения сказала, что я блудница, после того, как я пожаловалась на домогательство со стороны мужчины. А я не шлюха! Меня они вообще там нарядили как чучело огородное, когда я на две недели трудничать приехала. Мне тогда было года 22-23, не могла нафиг послать. Сейчас вообще в монастыри не езжу и на дух паломнические поездки не переношу. Они все одна сплошное фальшь и лицемерие.

Еще мне не нравится, что к мирянам отношение как к дурачкам. Священство не знает, что ли, что безграмотность ликвидирована уже почти как сто лет назад и мы живем в информационном веке? Один настоятель говорил, что Евангелие нельзя мирянам читать дома, потому что не так поймут. Бедняга, жалеет, наверное, что не в XVIII-XIX веке живем и крепостных рабов у него нет…

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Посещаю крайне редко, потому что эта самодеятельность мне не интересна.

На собраниях не получалось обсуждать острые вопросы, меня просто перекричали и взяли большинством. Поэтому даже не представляю, что где-то могут обсуждать острые вопросы. А обсуждали мы даже не острый вопрос, а всего лишь фильм «Левиафан», который мне нравится, а большинству, как оказалось, нет. Конечно, какой-то православный боевик гораздо интереснее (речь про «Иерей-сан», я его не смотрела и не собираюсь, трейлера было достаточно, чтобы понять, какой это шлак).

Ходила на Евангельские чтения, но мне тоже не понравилось, потому что в основном все молчали, а тех, кто много говорил, приструнили. Да и вообще сделали жалкое подобие групп взаимопомощи, даже молитва «Отче наш» в конце, взявшись за руки… Антоний Сурожский говорил же, что Церковь — это не Сообщество Анонимных Алкоголиков! Но я была на Евангельском кружке только в одном храме, буду искать другие. Верую, что найду местечко с Евангелием и Христом.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Раньше я пыталась это сделать, но мало что удалось, так как настоятелю все не нравилось и все было не то и не так. А как «так» — он сам не знал.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

У меня очень мрачный прогноз не только об РПЦ, но и о России… Закабаление народа будет происходить ударными темпами, а затем повторение репрессий ХХ-го века. В этот раз я уже не буду удивляться, почему казнили так много священников, мирян и монахов. Потому что РПЦ роет себе могилу сама. Когда я спросила у одного настоятеля: «Не боится ли он повторения гонений ХХ-го века», то он посмеялся и сказал, что такого больше не будет. А я очень пессимистична на этот счет. Жалко то, что во всем этом пострадают многие искренние люди, которые честно ищут Христа, а неискренние и нечестные переобуются на ходу.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Да, читаю, многое нравится, особенно когда пишут истории из своего личного опыта: очарования и разочарования. Двоякое чувство вызывает полное расцерковление и нелюбовь ко всему церковному. Возможно потому, что я это уже прошла и сейчас это не очень резонирует в моей душе. Все-таки я же в Церкви (по милости Божией), причащаюсь, исповедуюсь, стараюсь посещать каждую субботу и воскресенье, если не работаю, и нашла весьма либеральный храм, где можно сидеть во время службы, нет диктатуры, после литургии бесплатное чаепитие, а в будни — обширная просветительская деятельность. То есть, «что ни говори, я буду жить» (из песни Дельфина).

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: