Совместимы ли христианство и автомобиль?

4 месяца назад Станислав Блинов

С грустью слежу за дискуссией, развернувшейся вокруг шестимиллионного мерседеса. С грустью потому, что дискуссия как-то свелась просто к «допустимой» марке автомобиля и его стоимости. Между тем, никто не ставит вопрос: совместимы ли вообще христианство и автомобиль?

На первый взгляд такой вопрос выглядит как кликушество и фанатизм, вроде борьбы с ИНН и пластиковыми карточками. «Автор статьи психически болен» — наверняка с брезгливой жалостью подумают многие читатели. Однако хочу напомнить один простой факт, который, надеюсь, всем известен: автомобиль является основным источником загрязнения воздуха в городе и источником различных, в том числе смертельных заболеваний.

Автомобильные выхлопные газы – это смесь примерно 200 химических веществ, многие из которых крайне токсичны для человека. Например, бензапирен и бензол (канцерогены), сажа, угарный газ. Канцерогенны также и мельчайшие частицы истёртых шин и асфальта.

Выхлопные газы являются причиной самых различных заболеваний:

  • рака,
  • лейкемии,
  • астмы,
  • эндокринных,
  • респираторных,
  • сердечно-сосудистых заболеваний,
  • различных видов аллергии,
  • болезней печени,
  • желчного пузыря,
  • болезней органов чувств.

Двигатель внутреннего сгорания для своей работы также требует кислород, т.е. автомобили буквально лишают нас воздуха, и есть мнение, что потребление кислорода автомобилями уже превышает его количество, нужное для полноценного дыхания живых существ.

Особенно вреден автомобиль во дворе, т.к. работает на холостом ходу, и объём вредных выбросов возрастает в 7-10 раз. Тут особенно страдают дети и жители первых этажей.

Вредят выхлопные газы даже неживым предметам, в частности, зданиям, памятникам архитектуры.

В связи с этим очень странно видеть, как люди подсчитывают, сколько стоит джип у священника, что действительно выглядит как зависть, но не подсчитывают мощность двигателя и объём вредных выбросов. Чужой кошелёк беспокоит, а собственное здоровье — нет?

Конечно, вклад каждого отдельного автомобиля в смертность населения ничтожен. Но нужно понимать, что автомобилизм — это система, направленная на уничтожение всего живого на земле, на переделку городов под обслуживание своих потребностей — вырубку деревьев, расширение магистралей, отчуждение земли под парковки и т.п. — ради комфортного перемещения владельца частного автомобиля. И каждый автовладелец вносит свой вклад в её функционирование. Отдельно взятый солдат Вермахта в одиночку не представлял никакой угрозы для СССР, его даже можно было пожалеть — его мобилизовали, у него семья и т.п., но все вместе они взаимно усиливали друг друга и несли смертельную угрозу народам.

Похоже, только у меня одного возник резонный, на мой взгляд вопрос — может ли христианин участвовать в функционировании этой системы? Я попробовал поискать информацию в сети — может быть, кто-то уже ставил этот вопрос, но не нашёл ничего, кроме статьи, где вождение авто приравнивается к посещению божественной благодати. Более того, я заметил, что в православных статьях, авторы которых рассказывают, как хорошо они устроились в жизни, в подтверждение своих слов указывают обычно такой ряд: семья, квартира и… автомобиль. В нацистской Германии человек, указавший в своей биографии что-нибудь вроде: вступил в НСДАП в 1920 году, в СС — в 1933, вызвал бы уважение, но очень скоро ему пришлось бы эти факты скрывать. У нас же владение автомобилем, средством отравления воздуха считается чем-то таким, о чём не надо хотя бы умалчивать.

Мне казалось, что именно Церковь должна встать во главе антиавтомобильного движения (я представляю его не как борьбу с автомобилем в принципе, а как борьбу против непомерного раздувания частного автопарка в городе) — именно христианство с его идеалами простоты, аскетизма, который в случае мирянина мог бы выражаться в дополнительной прогулке пешком вместо комфортной поездки под окна многоквартирного дома, любви к ближнему — казалось бы, должно вдохновить на борьбу с этим явлением и, по возможности, подвигнуть христиан отказаться от личного авто. Как минимум можно было бы ожидать какого-то свода правил — машина какого экологического класса для христианина допустима, где её хранить, в каких случаях лучше пользоваться общественным транспортом и не вносить вклад в загрязнение атмосферы. Также, на мой взгляд, следует поднять вопрос о допустимости нахождения авто на территории храма. Ведь не располагают внутри церковной ограды свалку, а автомобиль, являющийся свалкой токсичных веществ, почему-то можно парковать под святыми иконами.

Существует масса статей, например, о том, как вести себя парню и девушке до брака, но про автомобилизм почему-то ни слова, как будто это совершенно нравственно безразличное дело.

Может быть, я не прав? Хотелось бы услышать мнение других православных, особенно батюшек, об этой проблеме.

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal