Церковный налог — почему бы и нет?

29 декабря 2017 Егор Владимиров

В России принято оправдывать умопомрачительные наценки на все продающиеся в церковной ограде товары тем, что надо же на что-то содержать храм – ведь и коммунальные услуги, и ремонтные работы проводятся на эти деньги, не говоря уже об оплате труда сотрудников – как клира, так и обслуживающего персонала.

И действительно, на первый взгляд кажется, что только наценка в несколько тысяч процентов на свечи и в несколько раз на другие предметы ассортимента церковной лавки способна обеспечить коммерческую устойчивость прихода – особенно, если храм рассчитан на несколько сотен человек, а приходит туда в еженедельном режиме несколько десятков. Тем не менее, за пределами постсоветского пространства ценники в храмах – большая редкость, а не правило. Автор материала был в культовых зданиях различных христианских конфессий в восьми европейских странах, и нигде ценников не заметил – так же, как не заметил их и в мечетях. Так как же построена система финансового обеспечения в церкви в Европе?

В том случае, если храм является местом активного туристического посещения, за вход в него во внебогослужебное время может взиматься плата (единственное исключение из моего опыта – Кельнский собор). Но при этом надо отметить, что вне зависимости от взимания платы за вход краткие информационные материалы о храмовом комплексе будут выдаваться бесплатно (а вот аренда аудиогидов или услуги экскурсовода будут стоить каких-то денег). Также может быть платным (а может – и бесплатным) вход на те или иные мероприятия, проходящие в храме (например, билет на полуденный органный концерт в рижском Домском соборе стоил 5 лат, а вот вечерний концерт в соборе Кельна был бесплатным). Но туристических мест немного – а храмы и работников надо содержать везде. Как же решается этот вопрос?

Во многих европейских странах для содержания культовых зданий и обслуживающего их персонала используется схема церковного налога. Схемы взимания такого налога можно разделить на условно «немецкую» и «итальянскую».

В Итальянской Республике все налогоплательщики обязаны выплачивать 0,8% со своего дохода в пользу того или иного церковного учреждения. В настоящее время в списке церковных учреждений, в пользу которых может быть выплачен такой налог, значатся не только католическая церковь, но и представители других религиозных сообществ (христианских, исламских, буддийских, индуистских), в том числе весьма экзотических (например, вальденсианской церкви, которая существует на севере Италии почти 1000 лет). Также в этом списке присутствует и итальянское государство. При уплате налога каждый гражданин может выбрать получателем платежа одно из религиозных сообществ, либо государство, либо не выбрать вообще ничего – в этом случае сумма его взноса будет разделена между всеми получателями пропорционально их популярности.

В Германии же уплата «церковного налога» является не обязательной, а добровольной, при этом агентом его сбора может выступать как само религиозное сообщество, так и государство (за операции по администрированию налога государство берет определенную комиссию, поэтому малочисленные сообщества предпочитают собирать его самостоятельно). Стоит отметить, что отсутствие справки об уплате церковного налога может быть основанием для отказа в совершении религиозных обрядов. Величина налога в различных федеральных землях колеблется от 8 до 9 процентов от общего налога на доход.

С моей точки зрения, введение церковного налога по любой из описанных выше схем с одновременной отменой плат за требы и свечи поможет решить вопрос с содержанием культовых зданий и религиозных работников. Что же касается реализации печатной продукции, изделий из драгоценных металлов и других товаров, то она должна осуществляться на общих основаниях и с уплатой всех необходимых налогов (покупка книги – это всегда покупка книги, вне зависимости от того, кто владеет магазином).

При этом, учитывая российскую специфику, мне кажется важным непосредственное направление отчислений налогоплательщика в указанную им религиозную общину, а не на единый счет религиозного сообщества, а также введение обязательной финансовой отчетности религиозных организаций по расходованию полученных таким образом средств. Кроме того, решится и многолетний спор о том, сколько же прихожан в России у Московского Патриархата – налоговые службы автоматически сообщат их число.

Как мне кажется, такое решение больше соответствует как духу, так и букве большинства религиозных учений, которых придерживается население РФ.

Иллюстрация: картина И. Прянишникова «Церковный староста», 1885 г.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: