Вопросы и ответы уходящих

13 июня 2018 Мария Дмитриева

«Смотри за собой», — говорят нам, и звучит это правильно. «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем…» Приходишь — а брат говорит: «Смотри за собой, а я перед Богом сам отвечу!» А ты такой: «Дааа, кто я есть? Перед своим Господом стоит он и падает…» И идешь себе, солнцем палимый… Хозяин дома должен сам, во плоти, персонально каждому безобразнику явиться и щелкнуть по носу? Зачем тогда Церковь? А если ты узнаёшь достоверные вещи, которые не имеют права быть в Церкви без того, чтобы ее не покинул Дух Святой? Допустим (по искренней вере людей, которые сожалеют о своем недостоинстве и через покаяние пытаются примириться с Богом) Причастие имеет силу даже в руках самого недостойного священника, пусть даже неверующего и купившего свой сан мздой неправедной… А если (стараниями этого священника, потому что ему так удобнее) за веру принимается и насаждается в прихожанах обрядоверие? Чем тогда литургия будет отличаться от театрального представления? Или Дух обязан пребывать там, где «люди в правильной одежде говорят правильные слова»? Это, случайно, не шаманизм? Где мера ответственности прихожанина в церкви, если он фактически не имеет в ней никаких прав? И кто будет проверять проверяющих? Хозяин дома должен сам, во плоти.? Ааа, говорили уже.

Давний спор про полуграмотную коптскую бабушку, у которой нет ничего, кроме Христа, Евангелия и 10 заповедей, но которая в глазах моего ортодоксального собрата не спасется, ибо еретичка… Этот спор заставляет вспомнить рассказ про православного крестьянина, который прибил жену до смерти за то, что она в пост подала ему скоромное…

Какое преимущество или какую правоту дает нам эта «православность» перед теми, кто формально не в РПЦ, но в жизни своей интуитивно или сознательно держится Христовых заповедей крепче, чем мы? «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, Преступника закона при Писании и обрезании?» (Рим. 2:25–27) Это, случайно, не про нас?

«Стяжи дух мирен, и многие спасутся вокруг тебя». Тоже, вроде, правильно. Как стяжать мирный дух неравнодушному к своей церкви человеку, который видит, что в ней творится на всех уровнях? И можем ли мы звать в наш дом людей, пока у нас грязь по углам и воняет? Быть простым пользователем и ходить на литургию, а дальше — трава не расти? Это получается как-то нечестно: между «любить» и «пользоваться» есть существенная разница. «Молчанием предается Бог» — это тогда для кого и про что? «Жены ваши в церкви да молчат» — ну, тут просто без шансов! Поэтому многие «взяли паузу», чтобы не участвовать в том зле, которое они не могут изменить, и чтобы сохранить честность хотя бы перед самим собой. Печально видеть, как понятия «верить в Бога» и «быть в Церкви» (в её РПЦ-шном изводе) расползаются под ногами, словно льдины Чудского озера, и сползают с них «в кучу кони, люди…»

Видимо (пока не пришли те, кто смелее и свободнее нас), остается нам «дивный путь малых дел» и надежда на то, что нашу рассеянную паству «на паузе» соберет когда-нибудь Господь, даже если это будет не скоро… Или не здесь.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: