Обращение к Патриарху в связи с «Русским Ватиканом»
1 июля 2019 Ахилла
Один из читателей «Копейки» попросил нас опубликовать обращение к Патриарху Кириллу в связи «Русским Ватиканом», написанное им и поддержанное его родными и знакомыми, как верующими, так и не верующими людьми. Примечательно, что данный читатель — православный христианин и всегда отстаивал в интернете интересы Церкви, заступается за неё. Но даже он в данной ситуации уже не выдержал…
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ
ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЕРГИЕВА ПОСАДА
Ваше святейшество!
К вам обращаются жители Сергиева Посада — верующие и неверующие, православные христиане и принадлежащие к другим конфессиям, объединенных не только местом своего проживания, но и любовью к своему городу и его истории и неравнодушием к его судьбе, судьбе своих близких и своих детей и внуков.
Недавно достоянием общественности стала концепция развития Сергиева Посада до 2025 года, разработанная компанией КБ «Стрелка» по заказу акционерного общества «ДОМ.РФ» и Министерства строительства Российской Федерации, главной целью которого является превращение города в «Столицу православия» — в связи с чем сама эта разработка, как стало известно, благословлена непосредственно Вами, а синодальные учреждения Русской Православной Церкви принимали участие в выработке предложений для нее.
Хотя конкретные детали этой концепции еще недоступны для общественности — то, с чем уже можно ознакомиться, вызывает настолько противоречивые и вместе с тем возмущенные чувства, что заявить о них прямо и нелицеприятно — наш прямой долг. Ведь речь идет не просто о строительстве одного или нескольких зданий для нужд церкви — но и, по сути, отчуждении от Посада и его жителей огромной части городской площади, находящейся в самом его центре и составляющей его историческое ядро.
Чудовищный ущерб, наносимый городу этим решением, трудно переоценить — и этот ущерб не ограничивается одним только градостроительным аспектом, но затрагивает целый пласт проблем — духовных, социальных, исторических и экономических.
Во-первых, нельзя не отметить, что те идеи, которые преподносятся для обоснования необходимости подобных проектов и которые неоднократно озвучивались председателем экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Московского патриархата протоиереем Леонидом Калининым, являются или полной ложью, или полуправдой — в связи с чем невозможно отбросить мысль от том, что вся концепция служит только прикрытием для разворовывания выделяемых для нее бюджетных средств.
«…Изначально идея принадлежит самим жителям города и тем, кто управлял Сергиевым Посадом много лет», — утверждает о. Леонид, в то время как мнения жителей города никто не спрашивал, и сама эта фраза до боли напоминает недавние советские годы, когда «по просьбе трудящихся» сносили памятники архитектуры, поднимали цены на продукты или приговаривали к смерти врагов народа.
«…Потому что всем, кто знаком ситуацией в городе, очевидно: дальше продолжать так жить нельзя. Это даже неприлично для нашей страны — иметь такой город в столь запущенном состоянии», — продолжает он, хотя эти фразы от начала до конца представляют собой полную неправду — к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, которое отмечалось в 2014 году, город был приведен во вполне благоустроенное состояние. Да, безусловно, это состояние не идеальное — но и никак не подходящее для подобных оценок. Да, окраинные районы города, в самом деле, находятся не в лучшем виде и обременены множеством проблем — но реконструировать предлагается не их — а, напротив, вполне благополучный центр.
Во-вторых, сама идея разделения центра Посада на две части, из которых одна, наибольшая, волевым решением отчуждается от города и передается фактически в пользование одной из религиозных организаций, причем находящиеся на отчуждаемой территории здания, в том числе жилые, предполагаются к сносу или смене владельца и назначения — выглядит настолько чудовищно с правовой и просто моральной стороны дела, что сама постановка такого вопроса еще десять лет назад могла бы выглядеть нелепой карикатурой — увы, предлагаемой ныне для воплощения в жизнь.
Мы спрашиваем Вас — на каком основании Вы или Ваши подчиненные взялись распоряжаться не принадлежащими и никогда не принадлежавшими ранее Русской Православной Церкви имуществом и территориями? Мы уже не говорим о том, что сам перечень тех учреждений, которые планируется разместить на расчищенной площади, выглядит издевательством над здравым смыслом — Высший церковный суд, Патриарший дом приемов, конгресс-центр, представительства автокефальных церквей, Патриаршая библиотека и медиатека, и прочее — то есть ради зданий, в которых предполагается разместить функционирующие несколько раз в год организации или в необходимости существования которых вообще имеются серьезные сомнения — предлагается снести половину центра города?
В-третьих — в качестве еще одного обоснования необходимости реализации этой концепции выдвигается мысль о том, что, говоря словами о. Леонида, «Сергиев Посад был обезображен! И эти безобразные постройки советского времени сегодня требуют либо реставрации, с большими капвложениями, либо переделки, реконструкции». Да, безусловно — советские годы нанесли историческому облику города немалый ущерб. Но то, как этот ущерб преподносится и подтверждением каких идей служит — никак не может быть признано обоснованным.
Во-первых, вовсе не все здания советской постройки представляют собой уродливые сооружения — среди них немало и вполне достойных — в особенности Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина, представляющий настоящий архитектурный шедевр и являющийся центром культурной жизни города — и который, как раз, оказывается в отчуждаемой в пользу церкви зоне. Варварское уничтожение или просто отъятие его у жителей — точно ли это борьба с советским наследием — или, напротив, полное воспроизведение такой же градостроительной политики коммунистов, когда под надуманными предлогами взрывались или уродовались памятники архитектуры — храмы и монастыри в их числе?
Во-вторых — отчего же озабоченных борьбой с советским искажением облика города авторов концепции нимало не беспокоит находящийся в самом центре изуродованный храм Рождества Христова, о планах восстановления которого ничего не известно? Отчего в числе предметов их попечения мы не видим полуразвалившуюся местами стену и башни Пафнутьева сада? Отчего, наконец, при этом ни слова не слышно об удалении с карты города никакого отношения не имеющих к его истории имен Маркса, Кирова или несуществующей Красной армии, которыми заменили исторические названия древних улиц? До каких пор будет продолжаться нелепое соседство борца с религией Ленина и преподобного Сергия Радонежского, а являющийся историческим курьезом памятник Загорскому будет находиться на месте, никак ему не подобающему, — если в необходимости его вообще имеется хоть малейший смысл? Может быть, стоит начать с этих элементарных и на порядок более дешевых начинаний — а снос здания администрации может и подождать?
В-четвертых — отдаете ли Вы себе отчет в том чудовищном ущербе, который Вы и Ваши подчиненные наносите подобными проектами не только авторитету Русской Православной Церкви, но и религии вообще? Призванные быть образом Христа в мире — Вы, к прискорбию, вызываете в памяти совсем иные евангельские строки: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф 23:14). Преподобный Сергий, основывая свою обитель, не сносил ради нее половину Москвы и не изгонял из своих домов жителей Радонежа — напротив того, добровольно оставил даже собственный дом и ушел в непроходимую чащу. Теперь же те, кто считает себя последователями святого, уподобились его гонителям — а нам приходится повторять слова преподобного, обращенные им некогда к тогдашним недостойным возглавителям Русской церкви: «Молю Бога, чтобы Он не попустил разорить место сие и изгнать нас без вины».
Задумываетесь ли Вы — для кого строятся эти здания, кто их наполнит — если и без того тяжелейший кризис веры, порожденный множащимися год от года соблазнами, приводит к массовому отходу от церкви тех, кто мог бы войти в ее ограду — но отвращается от череды поступков, подобных тем, о которых мы пишем?
Мы уже не говорим о прочих аспектах концепции — административной, транспортной или социально-экономической, ибо они формально не входят в сферу церковного попечения, хотя и их реализация породит множество проблем для жителей города — однако еще раз напомним хотя бы о той проблеме, которая реально волнует их — строительстве мусорного полигона в Сахарово в непосредственной близости от проектируемой «столицы православия». Может ли его наличие хоть как-то гармонировать с Лаврой преподобного Сергия? Может ли реализация многомиллиардной концепции восприниматься иначе, как издевательство на фоне такого строительства, имеющего своим следствием экологическую катастрофу района? Можно ли, опять же, иметь хоть малейшее доверие к словам о развитии Посада, если произносящими их полностью игнорируется эта, важнейшая, проблема?
Пока концепция находится на стадии рассмотрения. Еще не поздно священноначалию Русской Православной Церкви внять голосу жителей города и здравого смысла. Еще не поздно Вам отмежеваться от подобных инициатив и разработок. Еще не поздно вспомнить слова Христовы: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23). Не стоит вечно испытывать долготерпение Божие и человеческое — недавние события в Екатеринбурге ясно показали, что люди готовы объединиться и отстаивать свои права, даже если те попираются под благовидными предлогами.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)