«Сколько людей навсегда разочаровались, видя отступничество священников?»: обращение прихожанина
14 мая 2020 Ахилла
В то время, когда каждый день ведется подсчет смертей клириков РПЦ от коронавируса (только за 13 мая четыре смерти), в фейсбуке распространяется текст от 12 мая, обращенный к иерархам и священникам, некоего Андрея Теддера, журналиста районной газеты из Гдова Псковской области. В своем обращении Теддер возмущается теми священнослужителями, которые боятся заразиться ковидом и послушно закрыли храмы:
«Я злой. Я и сам не нуждаюсь в жалости. Я нуждаюсь в понимании. Понимании той моей сути, которую надоело прятать на дне подсознания. И я его нашел. В церкви нашел. Куда достаточно зайти, торопясь на работу, и все, ты дома. И понимаешь, что торопиться некуда. Ты уже пришел. А все остальное… Да будет тебе, маловерному, все остальное, будет. Все, что действительно нужно, все, что пойдет на пользу, а не на развращение. Только не забывай заходить. И Причащаться. Причащаться великой Тайны, по сравнению с которой формула Эйнштейна — детская считалочка. Только не медли, потому что, кто знает…
И вот оно, это самое «кто знает». В Великий Пост, накануне дня, когда Бог, избитый и оплеванный, шел за каждого из нас на лютую смерть, церкви закрыли. Вирус, знаете ли… А в сети стали там и здесь появляться обращения священников, настоятелей монастырей, даже иерархов Православной Церкви. Мол, пожалейте нас, мы тоже люди, можем заболеть, даже умереть. Можете! Любой может. В любую минуту, по множеству причин. А те батюшки в 20-30-е годы, которые, преследуемые, всего лишенные, голодные и холодные, продолжали ходить по городам и весям, втайне окормляя оставшихся Верных? Могли? А патриарх Тихон, который, наверняка понимая, что это бесполезно, защищал Церковь во времена, когда священников с женами и детьми топили в прорубях? Мог? И умер. А напомните мне, недоумку, на что отправлял Христос своих учеников? Сколько их было, человек восемьдесят? На смерть. На смерть мученическую. Они не боялись? Еще как! Петр трижды отрекся, да и потом вел себя не лучше, как и все остальные. Один Иоанн до конца был с Матерью Божией. Но потом, после Вознесения, уже не отступил ни один. Так и вы живете после Вознесения, хоть и не видели его собственными глазами.
Сколько людей за это время умерло, и ковид здесь не при чем, без утешения, причащения, соборования, даже без отпевания? За это ведь отвечать придется. А сколько людей, только переступивших порог храма, навсегда разочаровались, видя отступничество священников? Речь, конечно, только о тех, кто по первому зову повесил на двери амбарный замок.
Мне говорят, молись дома. Следуй примеру Марии Египетской, говорят. Можно привести в пример многих, от Василия Великого до Иоанна Кронштадтского. Это советуют мне, октябренку, пионеру, до 20 лет слова Бог не слышавшему, а в 90-е не сдохшему пьяным в канаве только по Его милости. Пускай за весь мир молятся Афонские старцы, у них сил достанет. Нам бы за себя да за самых близких и дорогих. А об опасности подражания Святым почитайте у Святых Отцов. У Игнатия Брянчанинова, например. Странное ощущение, потому что мне ли вам напоминать?
Но иерархи продолжают настаивать. Нет, они тоже разные. Кому-то уже судом грозят. А деревенские батюшки, не отягощенные излишним образованием и знанием всякой там церковной дипломатии, до конца продолжали пускать прихожан. С черного хода, расставляя по темным углам. Или пряча, как нас троих на Благовещенье, в алтаре с просьбой стоять подальше от окон, чтобы полицейские не заметили. Они уже бдили, но их тоже винить особо не за что. Их долг — выполнять приказ. Деревенским, им полегче, не так на виду. В городах настоятелям просто пропуска не продлевают, и все. Молись дома. За весь мир. Даже без прихожан служить в церкви возможности нет.
С чего это кто-то решил, что цель христианства — радужная симфония между Церковью и государством? У государства, пусть и кажущиеся ему благими, но другие цели и задачи, не говоря уже о методах. Римские императоры и патриции, уничтожая христиан, тоже пеклись о спокойствии и благоденствии граждан империи. Может, цель — то благолепие, которое изображено на картинках в брошюрах свидетелей иеговы, не к ночи будь помянуты? Или у нас Реформация, и уже достаточно просто объявить себя христианином и прочитать Библию? А потом — приятные, умилительные беседы под чай с коврижками. Православие без причастия, без Христа. Просто и мило. Так скажите. У меня будет право и возможность принять, или отринуть.
Может быть, церкви откроют. Наверное, откроют. Надеюсь, что откроют. Но разве кто-то давал гарантию, что спустя месяц, полгода, год, не объявят еще чего-нибудь, почище? Вопросы, недоумение, неприятие того, что произошло, останутся. И прихожан станет неизмеримо меньше. Потому что у тех, у кого еще не было Веры, пропадет и доверие.
Все мы — Тело Христово, но вы — наши глаза и уши. Так не бросайте своих прихожан на дороге слепыми и глухими», — завершает свой текст Теддер, продолжая риторику ковидо-диссидентов протоиерея Андрея Ткачева, схиигумена Сергия (Романова), попов из Пушкино и Крутых Хуторов, и подобных героев духа. Как известно, один из таких героев, предлагавший православным русским, живущим в Италии, устраивать гражданское неповиновение властям и не соглашаться на закрытие храмов, после, когда узнал о заболевании коронавирусом своего друга-священника, отказался от своих слов, а теперь и сам лежит в больнице с ковидом.
Ковидо-диссидентство, под видом «твердой веры» и упования на Бога, имеет большое количество сторонников и среди архиереев, и среди клира, и еще бо́льшее среди прихожан. Мы приглашаем священников, читающих нас, ответить внятно на это обращение одного из ваших прихожан — есть ли у вас слова, которые способны вразумить хотя бы часть таких «ревнителей»? Миряне также приглашаются высказаться. Присылайте свои тексты на ahilla.ru@gmail.com
Для иллюстрации использована фотография с сайта stsl.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)