Иеромонах Иоанн (Курмояров): Я против полного и даже частичного сращивания Церкви с властью
19 июня 2020 Ахилла
Клирик Новосибирской епархии иеромонах Иоанн (Курмояров), запрещенный вчера в служении на два месяца митрополитом Никодимом (Чибисовым), опубликовал на своих страницах в соцсетях «Объяснительную», адресованную правящему архиерею:
«Уважаемый Владыко! С удивлением узнал о Вашем указе, которым я запрещен в служении, без объяснения причин. Простите меня, грешного, но мне непонятно, что значит «несоответствие званию клирика РПЦ» и какое мое поведение Вы посчитали недостойным священника? Тем более, что в «Положении о практике запрещения клириков» прямо сказано, что: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение».
Однако прежде чем дать свои объяснения, я хотел бы отметить тот факт, что всегда с уважением относился к подвигу нашего народа, сумевшего сломить хребет немецко-фашистским захватчикам. Более того, я сам, во время своего служения на Украине, подвергался преследованиям со стороны украинских националистов и СБУ за открытую демонстрацию георгиевской ленточки. Эта информация есть в моем личном деле, а также в сети. Точно так же я с уважением отношусь к воинскому служению, тем более, что и сам вырос в семье военнослужащего (мой отец прослужил 27 лет в рядах Вооруженных Сил, и был уволен в запас в звании подполковника, с должности заместителя командира дивизии). Поэтому я заранее отвергаю все обвинения в непатриотизме и либерализме.
Еще раз прошу прощения, но, в силу вышеуказанных причин, в своих объяснениях буду исходить из предположений, которые, на мой взгляд, помогут Вам, с Божией помощью, разобраться в ситуации и принять последующие правильные решения. Итак:
1. Вчера, в фейсбуке, у себя на странице, я опубликовал пост, в котором выразил свое несогласие с тем, что происходит и происходило вокруг строительства и освящения главного храма Вооруженных Сил. В том числе я выразил свою озабоченность по поводу того, что этот храм может превратиться (если уже не превратился) в языческое капище некоей новой имперско-милитаристской, синкретической религии, а те, кто будет там причащаться, будут делать это в суд и осуждение. Свои опасения я выразил в многочисленных комментариях при обсуждении ситуации.
Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. Именно наличие таких символов, как и любых других нехристианских или антихристианских символов, подаваемых в положительном ключе, превращает наш храм в языческое капище, в котором будет исповедоваться некая синкретическая религия. Безусловно, наши отцы и деды совершили великий подвиг, но среди них были и мусульмане, и атеисты, и агностики, и буддисты, но, по большей части, коммунисты. Разве из этого может следовать тот вывод, что теперь в православном храме могут размещаться атеистические, исламские или буддийские символы? Если так пойдет и дальше, то, боюсь, это приведет к рождению нового псевдо-православного имперско-милитаристского культа наподобие древнеримских синкретических культов, где главным условием считалась не верность Христу и Его Церкви, а лояльность перед императором и государством. Уверен, то, как христиане поступали в такой ситуации, всем хорошо известно. Так почему же сейчас мы должны закрыть на это глаза? Потому что настоятелем храма стал Святейший Патриарх Кирилл?
Однако, с моей точки зрения, Патриарха банально подставило его окружение, как оно подставило его, например, в истории с часами. Уверен, сам Патриарх не видел полностью всех росписей храма, и поручил это дело своим помощникам. Сам же Святейший, когда узнал об изображении Сталина на одной из мозаик, всячески способствовал тому, чтобы это изображение исчезло. Но некоторые представители Патриархии, курировавшие проект, сделали все, чтобы советская символика осталась в росписях храма. Именно на совести таких людей лежит полная ответственность за то, что данная ситуация стала причиной глумления над Церковью со стороны либеральных светских СМИ (таких как телеканал «Дождь», А. Невзоров, А. Кураев и т.д.), которые поспешили раздуть эту ситуацию, чем оттолкнули от Церкви тысячи, а может быть, и десятки тысяч наших соотечественников.
И не я виноват в том, что теперь даже верующие люди пишут вот такое: «Построенный с лукавой символикой храм вооруженных сил мало похож на храм Христа Бога, а скорее это такой храм, в который и антихристу зайти будет приятно, т.к. душа его насыщается смущением людей».
Или вот такое: «Капищем он может быть назван не потому, что там общины нет. Много полуразрушенных храмов стоят с советских времен, не используемые, без общины, но у меня язык не повернется их капищем языческим назвать (к слову у меня тоже не поворачивается язык назвать эти храмы капищами). Впрочем, это наследие нашего „славного“ прошлого. Но здесь, в этом военном храме, подмена понятий какая-то. Это не храм, а музей какой-то. Литургия здесь, вероятно, постольку поскольку. Главное же — восхваление Великой победы. При чем здесь храм и православие вообще? Сюда, вероятно, придут покланяться чему-то совсем другому, а это и есть язычество. Я уже начинаю реально верить в „победобесие“, хотя негативно отношусь к попыткам как-то замазать историческую память этих страшных событий. Это уже франшиза какая-то. Как звучит — Главный храм Вооруженных сил России! Я даже не знаю, что здесь главнее — храм или силы? Многие ли запомнят, что он в честь Воскресения Христа освящен? Большинство не запомнит. Поставили бы мавзолей какой с такой символикой — вопросов нет. А эти даты, цифры? Техника расплавленная фашистская? Что за дичь? Храм под даты и цифры подгоняется. Храм — это не символ победы в земных войнах, а совсем другой победы — победы Христа над духовной смертью и властью греха. И только так».
А что еще им писать, если в церковно-иконописной традиции большевиков принято изображать гонителями-бесами новомучеников и исповедников Церкви Русской? Вот и возникает у людей когнитивный диссонанс, когда с одной стороны мы почитаем память новомучеников и осуждаем гонителей, а с другой стороны изображаем советские символы (в том числе, вполне революционные, такие как «серп и молот») в своих храмах.
Кстати, парадокс ситуации заключается еще и в том, что наличие советской символики в храме поддерживают в основном люди неверующие, придерживающиеся атеистическо-коммунистической идеологии. Вот, например, что написал один из таких деятелей в мой адрес: «Совсем охренел. Правильно таких как вы после 1917 года в расход пускали! Теперь опять дерьмо повылезло. История вас ничему не учит… Гуру хренов…»
Вот и получается, что у нас, христиан, остается только один выход: либо согласится с этими людьми и превратить свои храмы в языческие капища, либо стоять до смерти в своей вере. Я выбираю второе и не понимаю, почему должен этого стыдиться и почему эта позиция может быть расценена как недостойное поведение священнослужителя?
2. Кроме этого, на мой взгляд, выглядит странным и строительство храмов по специальностям. Не появятся ли потом у нас храмы учителей, водителей троллейбусов и т.д. Подобные вещи обычно характерны для языческих культов, но не для христианской Церкви. Ибо в Христианской Церкви не принято делить людей ни по национальному, ни по профессиональному признаку. Конечно, на это мне могут возразить, что подобные вещи были и раньше, что в Кронштадте есть, например, главный храм Военно-Морского флота и т.д. Однако:
Во-первых, Кронштадтский Собор построен не в лесу, а потому его спокойно могут посещать верующие люди и там может быть сформирована христианская община, чего нам всем сейчас так не хватает. По сути ведь христианские храмы так и должны строиться, т.е. не по указке сверху, а сложившаяся христианская община должна строить себе храм, чтобы причащаться там Тела и Крови Христовых.
Во-вторых, разговоры о том, что такой общиной будет весь состав Вооруженных Сил, считаю неубедительными, т.к. среди военных есть и буддисты, и мусульмане, и атеисты, коих, уверен, большинство. Как они могут быть членами христианской общины? В этом смысле мои опасения подтвердила и церемония освящения храма, на которой причастилось несколько женщин и ни одного военного, которые вообще не понимали, как себя вести в христианском храме. А ведь обычно на освящении храма причащается вся община и множество гостей, сужу об этом из своего опыта.
И в-третьих, самое главное: как мы быстро забыли о том, как в 17-м году моряки, которые смиренно выстаивали службы в Соборе Кронштадта, потом резали офицеров, аки бешеных собак, и стали одним из главных оплотов революции, гонителями Церкви. А все оттого, что до революции истинное исповедание Христа, во многом, было подменено имперско-националистическим культом (так называемой теорией официальной народности), а Церковь полностью подчинилась государству и покорно выполняла его идеологические установки, по сути превратившись в министерство по делам религий. В силу чего в сознании православных русских людей Церковь стала ассоциироваться с государственным аппаратом и вскоре окончательно потеряла доверие большинства. Что и привело к массовым гонениям на Церковь.
Спрашивается, почему мы забыли грозные предупреждения святых отцов и вновь повторяем ошибки прошлого, которые грозят обернуться новой катастрофой для Церкви?
(..) В этой связи как набат, предупреждающий грядущую катастрофу, звучат предсмертные дневниковые записи святого Иоанна Кронштадтского, сделанные им в самом начале ХХ-го века: «Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России. Маловерие, неверие или потворство ему пронизало все слои русского общества — саму императорскую власть, министров, чиновников, офицеров, высшую церковную иерархию, профессоров академий, университетов и всех высших, средних и низших заведений вместе с их учениками».
Именно поэтому я утверждаю, что:
— В Великой Отечественной Войне победил именно русский народ при поддержке других народов, населявших тогда СССР. А вот советская армия была разбита в 41-м году практически полностью. Этот факт, кстати, понимал даже Сталин, который как-то в ходе очередного дипломатического банкета, разоткровенничавшись с одним американским дипломатом, сказал: «Вы думаете, они за нас так воюют? За советскую власть? — и тут же, не дожидаясь ответа, продолжил: — Нет! Это они так защищают свою матушку-Русь!!!» Именно поэтому в наших храмах не место советской символике, символике богоборческой власти.
— Про фуражку Гитлера, которую какой-то военный чиновник назвал «реликвией», вообще много говорить не хочу. Этот предмет оскверняет не только храмовый комплекс (напомню, он находится в прихрамовом музее), но и любой музей вообще. Наличие фуражки Гитлера в этом музее — это глумление над памятью павших в Великой Отечественной Войне.
— В первую очередь нам нужно проповедовать Евангелие Христово, создавать общины и очень осторожно относиться к подобным вещам, т.к. это отталкивает от веры очень многих ищущих людей, которые затем уходят в секты и другие религии. Конечно, я выступаю за сотрудничество Церкви и государства и ни в коем случае не призываю к революции, неподчинению властям и прочим беззакониям. Но я против полного и даже частичного сращивания Церкви с властью. Ибо подобный симбиоз может навредить и Церкви, и государству. Да и Христос отказался от земной власти именно потому, что проповедовал Царство Божие и не выступал за устроение идеального земного порядка. Наше дело печаловаться за людей и призывать жить людей по заповедям Евангелия. И если народ нас в этом послушает, то автоматически наше государство станет сильнее и лучше.
Мне бы очень не хотелось, чтобы наши храмы становились языческими капищами, а люди причащались в суд и осуждение. Но ведь именно от правильного исповедания христианства, Православия, зависит — будет ли человек причастником Тела и Крови Христовых или нет. Превратится ли Православие в язычество, обрядоверие и уставщичество, что, на мой взгляд, уже происходит, или нет. Проповедь истинного, евангельского христианства — вот какова была цель моей заметки, мне не нужны революции и конфронтация с кем бы то ни было. Я не призываю людей к неподчинению священноначалию, не призываю разрушить этот храм и т.д. Но я, как свободная личность, имею право не соглашаться с тем, что считаю неверным, ошибочным. Я уверен, всем нам нужно учиться культуре дискуссии, это только обогатит Церковь, тем более к этому призывал и ап. Павел, который подчеркивал, что: «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Очень надеюсь на то, что именно Святейший Патриарх, будучи настоятелем храма, сможет справедливо разобраться в ситуации и расставить все точки над «i», как он это сделал в случае с фреской Сталина. Что же касается меня, то, если Вы, уважаемый Владыка, считаете описанные мною взгляды недостойными православного священнослужителя, Вы вправе запретить меня в служении и даже лишить сана. И все же я надеюсь на Вашу мудрость и стойкость по отношению к влиянию со стороны и клевете в мой адрес со стороны моих недоброжелателей, а также на умение принимать независимые, справедливые решения.
Иеромонах Иоанн (Курмояров) 19.06.2020 г.»
Фото: patriarchia.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)