Когда смирение подменяется компромиссом со злом, то получается холуйство, а не смирение

6 октября 2024 протоиерей Александр Мень

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги прот. Александра Меня «Поиск истины. Ответы на вопросы» (Издательский дом «Жизнь с Богом», М., 2021).

***

Не кажется ли Вам, что ваши похвалы Александру Македонскому соответствуют изречению «цель оправдывает средства»?

Это не похвалы. Это просто картина истории. Если бы Александр достигал своих целей мирным путем, разумеется, история была бы более прекрасной. Но она не была такой. Из песни слова не выкинешь.

Безусловно, Александр был фигурой привлекательной. Он не был таким низким человеком, как диктаторы XX века. Хотя история показывает, что власть и его развратила, в конце жизни он даже убил своего друга… «Абсолютная власть развращает абсолютно».

Цель никогда не оправдывает средства. Так случилось, что Бог направил агрессию завоевателя на благо человеческого рода. А Библия очень хорошо пишет о нем в 1-й Книге Маккавейской, которая начинается торжественным описанием его завоеваний: Александр, сын Филиппа Македонского, покорил такие-то и такие-то страны, перед ним склонились цари, — а потом, как написано в славянском переводе Библии: «А по сем паде на ложе свое и позна, яко умирает». Все! Все его победы оказались для него мыльным пузырем. То, что народам представлялось пределом мечтаний, оказалось никчемным: «по сем паде на ложе свое и позна, яко умирает».

Можно ли рассматривать разрушение российских православных храмов как следствие какой-то вины Церкви перед Богом?

Об этом писали русские подвижники, которые и татарское нашествие, и другие бедствия расценивали как результат народного греха. Об этом учит нас Библия.

Если собор разрушается, когда отнимается Божий покров, то допускается ли снисхождение непосредственным инициаторам этих разрушений, тем более исполнителям?

Нет. Библия говорит о том, что те, кто призван быть бичом Божиим, — они несут полную ответственность за свои действия, потому что у них есть свободная воля. Они творят зло.

Помогите, пожалуйста, осмыслить призыв патриарха Тихона к смирению перед злом, постигшим страну.

Надо правильно понимать, что значит смирение. Смирение — это требовательность по отношению к себе, но ни в коем случае не компромисс со злом! Когда смирение подменяется компромиссом со злом, то получается холуйство, а не смирение. Господь Иисус говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Но разве вы находите в Его действиях, описанных в Евангелиях, чтобы Он шел на компромисс со злом? Никогда!

Отрицает ли христианство революцию?

Нет, бескровную революцию оно не отрицает… И само христианство было духовной революцией.

Как Вы считаете, совместима ли вера в Бога с пребыванием в КПСС или в других политических партиях?

У меня в приходе есть люди партийные. Некоторые вышли из партии, некоторые пока не находят в себе мужества. Но я здесь стою на юридической точке зрения. Коммунистические партии разных стран допускают наличие в своих рядах людей религиозных, даже представителей духовенства. Насколько это справедливо и правильно, я решать не буду. Наша партия этого не допускает. Поэтому в нашей стране компромисс пока невозможен. Мы можем вместе бороться за экологию или заниматься какими-то другими делами, — для меня не важно, коммунист он или нет, как говорится, будь он «хоть негром преклонных годов». Для меня человек есть человек.

Иисус не противился насилию варваров. Почему Церковь выделила средства для оборонных войн, и почему священники воевали?

Я уже говорил вам, что Евангелие говорит о личной этике, а войны относятся к этике социальной, к той этике, которая соприкасается с этикой даже животного мира. Понимаете, общество — оно менее совершенно, чем отдельный человек, и вынуждено жить по неким волчьим законам, если оно не хочет погибнуть. Общество в целом живет еще по биологическим законам в борьбе за существование. А лично человек над этим возвышается. Поэтому существовали войны, никуда от них не денешься, это, к сожалению, факт. Пацифистом можно быть абстрактно, а если на твое Отечество нападает противник и идет уничтожать твои дома, у тебя никогда не хватит духа сидеть сложа руки. Так что в конкретной жизни все обстоит сложнее.

Вчера по зарубежному радио передавали, что в одном из болгарских храмов состоялся молебен, с зажженными свечами, посвященный памяти скончавшегося Андрея Дмитриевича Сахарова. Будет ли в нашей церкви его отпевание?

Отпевать его будут завтра заочно, кажется, в Елоховской церкви. В нашем храме завтра сразу после службы будет панихида.

Вчера мы провозглашали «Вечную память» Андрею Дмитриевичу как рыцарю свободы, рыцарю справедливости, и сейчас я хочу закончить нашу встречу опять же словами о вечной памяти. Но должен вас предупредить: когда мы в церкви молимся о вечной памяти, не думайте, что мы молимся о вечной человеческой памяти. Это все пустое, человек имеет недолгую память. А мысль Божья, объемлющая всех нас, — это и есть та память, которая сохраняет в бессмертии каждого человека, каждое «я», и все прекрасное, что было в наших деяниях.

[Поет «Вечную память», ему подпевают мужские голоса на сцене.]

Вечный покой его духу, и пусть память о нем сохраняется у нас в сердцах. Мы счастливы, что были современниками такого светлого, твердого и мужественного человека. Спасибо вам всем. Царство ему Небесное.