Как РПЦ учит священников вовлекать «субкультурную» молодежь в православную субкультуру

11 июля 2019 Алексей Плужников

Сайт Патриархия.ru публикует документ, принятый на последнем, июльском, заседании Синода, под названием «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры». Как и большинство подобных документов, выходящих из-под пера патриархийных борзописцев, имеющих крайне слабое представление о светской реальности, подобный документ вызывает только одно желание — сделать facepalm.

Уже с первых строк документа РПЦ разрушает все дальнейшие возможности для диалога: она говорит, что молодежь — это всего лишь глина, которую могут лепить всякие «злонамеренные», поэтому глину мы должны перехватить в свои, «добронамеренные» руки, чтобы слепить то, что «надо»:

«Молодежь — наиболее приспосабливаемая и в то же время социально слабая и неустойчивая демографическая группа, несвободная от влияний и злонамеренного управления. Молодежи присуще отсутствие стойких ориентиров и поверхностность принимаемых решений, последствия которых зачастую наносят вред их духовной жизни».

Не только сама по себе молодежь — слаба и «несвободна от влияний», но и ее «субкультуры» нередко вредны и опасны, поэтому Церковь считает своим долгом вытянуть молодых «субкультурников» из их опасной среды:

«Конечно, далеко не все эти движения опасны, но, тем не менее, некоторые из них носят открыто деструктивный характер. Уводя от жизненной реальности, они пропагандируют девиантное поведение и оправдывают грех, делая его нормой жизни. Задача Церкви проявлять о таких людях особое попечение».

Если просто молодежь описывается РПЦ в таких уничижительных терминах, то, молодежь, участвующая в субкультурах, унижается еще больше — это вообще инфантильные недоумки:

«Интерес к субкультурам зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни молодого человека:

  • Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  • Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  • Инфантилизм. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей. Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Частым решением является употребление каких-либо веществ (сигареты, алкоголь, наркотики), копирование внешнего поведения.

Благодаря вовлечению в группу возникает объединяющее чувство „мы“, что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества. Дополнительно субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего „я“. Наконец, она помогает думать о свободе от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой, в том числе православной».


Слышите голос Ткачева за кадром в адрес молодежи? «Лентяи, атеисты, антипатриоты!» — да-да, именно его мировоззрение, только изложенное более кулюторным языком.

Хотя, на наш взгляд, здесь описана скорее православная приходская субкультура (ну, кроме алкоголя и наркотиков, и секс еще забыли), куда пытаются вовлечь (как и предполагается в данном документе) эту «погибающую», «субкультурную» молодежь.

Субкультуры сами по себе не просто вредны — они еще и греховны, потому что являются идолопоклонством:

«Практически все субкультуры так или иначе связаны со следованием определенным авторитетам (музыкантам, идеологам уголовной „романтики“, националистических организаций и проч.), каким-либо придуманным образам (из мира фэнтези, аниме), отрицающим традиционные общественные нормы (панки, хиппи, готы и др.), т.е. в конечном итоге — кумирам, что противоречит одной из важнейших Божиих заповедей, даже если речь идет о наиболее „безобидных“ субкультурах. Определить субкультурную идентичность в большинстве случаев можно по внешнему виду — стилю одежды и поведения, специальной атрибутике, определенной интонации, самоназванию, музыкальным, литературным, политическим предпочтениям и т.п.»

После таких перлов остается только покрутить пальцем у виска и ткнуть тем же пальцем в так называемую православную молодежь: все эти «Сорок сороков» с их атрибутикой, внешне мало отличимой от нацистской, все эти «православные волонтеры» в зеленых курточках на патриарших богослужениях, все эти приходские кружки, чаепития, православные лагеря, участие в крестных ходах или «алтарничанье», и проч. — чем это отличается? Только тем, что тут не «кумиры», а правильные начальники, начиная от патриарха и заканчивая бородачом-казаком-сороксороковником с шашкой наголо?

Составители документа вообще с трудом себе представляют, что такое субкультура, они намешивают в одну кучу все: и готов, эмо, скинхедов (которые вроде как уже маргинализовались и отошли в прошлое), и веганов, и «экстремалов», занимающихся воркаутом, паркуром, катанием на скейтах, танцующих брейк и прочие непотребства; и волонтеров («Лиза Алерт», служба «Милосердие», тушение пожаров); сюда же примешивают и велосипедистов, и геймеров, и футбольных фанатов… В общем, чем бы молодой человек ни занимался, окромя учебы и чтения акафистов или стояния на богослужении, попадет под определение субкультуры. И тут еще раз палец потянулся к виску. Или к курку.

Как же работать батюшкам с этой «глиной» — инфантильной, поклоняющейся кумирам и субкультурно катающейся на скейтах?

Для начала батюшка должен «мониторить район», собирать данные о местных субкультурах и их лидерах, находить «единомышленников в структурах власти, органах внутренних дел (sic!), среди профессионалов из академической среды, преподавателей университетов», стать экспертом в области педагогики, психологии (можно еще научиться паркуру и на велосипеде кататься, добавим от себя, чтобы совсем уж поразить «субкультурную» молодежь в самое сердце).

Разумеется, общаться с молодыми субкультурниками надо искренне, тактично, видеть в них личности, уважать их и проч. Хотя, если учесть все вышенаписанное, то выглядят эти рекомендации уже довольно подгнившими. Батюшка должен так и эдак премудро плясать вокруг «субкультурника», ни в коем случае не перегибая палку, но грамотно внедряясь в сознание и душу молодого человека, так, чтобы тот в итоге бросил свою поганую, идолопоклонническую субкультуру, выкинул или хотя бы освятил свой языческий скейт, перестал заниматься паркуром и хипстерством, а пришел в храм и…

Ну, и на этом, как обычно, все. Главное, привести его в храм, а там промыть ему мозги «с Библией в руках», дать ему новых героев при помощи анекдотических примеров, типа «рассказать о личности молодого апостола Тимофея, руководимого апостолом Павлом. Наставления к нему — наставления к молодым лидерам сегодняшних дней. Поэтому мы рекомендуем к прочтению и разбору с молодым человеком именно Послание к Тимофею. Среди учеников Христа был апостол Симон Зилот. Значение слова „зилот“ на современном языке — скинхед, националист. Упоминание прошлого этого человека уже после принятия апостольства — это надежда для всех приверженцев субкультур о том, что можно стать учеником Христа. Если вспомнить мытаря Матфея, то до встречи со Христом Симон Зилот убил бы его как споспешника римских оккупантов. Но во Иисусе Христе даже такие крайности могут ужиться, как Симон и Матфей, импульсивный апостол Петр и мистически настроенный Иоанн Богослов». В общем, вы, юноши-субкультурники, новые тимофеи, ну а мы, скромные батюшки, для вас — новые павлы. Готовьтесь поступать в семинарию, а потом — к нам на приход, вторым батюшкой. А с девушками надо в пример каких-нибудь мироносиц приводить — будут кухарками на приходе…

«Важно показать молодежи, что Церковь — это не закрытая организация, а открытая община» — говорится в документе. Вот только врать, дяденьки-«апостолы», нехорошо. Хотя понятно, что раз вы считаете молодежь легковнушаемой глиной, которую надо мять «добронамеренными» руками, то понятно, что в средствах ради своей цели вы не слишком будете церемониться.

Но лучше бы детки и дальше катались на скейтах и отжимались на воркаутах…

Иллюстрация: Девушка на майских протестах в сквере Екатеринбурга против строительства храма. Фото «Ахиллы»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: