Многострадальная Шри-Ланка — «Счастливая земля»

26 апреля 2019 Панньяавудхо Топпер бхиккху

Произошедшая в католическую Пасху трагедия в Шри-Ланке поражает своей жестокостью и бессмысленностью.

На трагедии стольких людей не хотелось бы, как сейчас выражаются, хайпить. Не та это тема. Но недавно я увидел комментарий о. Георгия Максимова, который, как я понял по его профилю в «В контакте», служит на Филиппинах, т.е. сам пребывает на неканонической территории и занимается миссионерством, но при этом не постеснялся пройтись в комментариях не столько по мусульманам, сколько по буддистам, и это заставило меня сесть за клавиатуру.

Сразу скажу, что крайне опечален подобным комментарием и считаю его неуместным и подогревающим религиозную рознь. Притом там, где от этого можно было бы воздержаться. Ведь по факту теракт совершили террористы-смертники из «Джамаат ат-Таухид аль-Ватания», относящей себя к ИГИЛ (запрещённая в России террористическая группировка), но остались виновными за это почему-то буддисты.

К счастью, Патриарх Кирилл придерживается более человечного подхода и выразил соболезнование католикам Шри-Ланки. Присоединюсь к соболезнованиям и я.

Вообще в вопросах межрелигиозного взаимодействия и тем более в случаях, когда это может привести к насилию, нужно быть крайне осмотрительным и не стоит разбрасываться обвинениями и подозрениями по любому поводу. Особенно тогда, когда история взаимных притеснений и обид имеет давнюю историю.

Шри-Ланка не зря называется «счастливая земля». Остров действительно расположен в самом благоприятном месте и до сих пор изобилует флорой и фауной. Помимо прекрасного климата, страна издревле славилась большим количеством драгоценных камней, которые, по оценкам специалистов, могут залегать почти на 90 процентах территории острова.

Понятно, что такой изобильный край всегда привлекал взоры захватчиков.

В древности это были цари государств тамилов, располагавшихся в Южной Индии, а ближе к Новому времени — европейцы.

Европейцы впервые прибыли в Шри-Ланку в 1505 году. Португальцы оценили богатства острова, запасы корицы и удобное транспортное расположение. Поэтому весьма быстро побережье покрылось сетью опорных фортов. С 1518 года на острове начала работать католическая миссия, и вскоре миссионеры добились разрешения построить церковь и обращать сингалов-буддистов и тамилов-индуистов в христианство.

Уже буквально через тридцать лет португальцы захватили значительную часть побережья страны и начали активно вмешиваться во внутригосударственные отношения ланкийских королевств. С этого же времени ведётся агрессивная миссионерская деятельность. Так, например, ставленник португальцев принц Дхармапала, занявший трон в Котте, в 1557 году был обращён в католичество, и в доказательство истинности своей новой веры конфисковал все земли буддийских и индуистских монастырей, передав их в качестве дара францисканским монахам. После смерти Дхармапалы в 1597 году португальский генерал-капитан дон Иеронимо де Азеведу подписал конвенцию с наместниками всех провинций Котте, согласно которой король Португалии Филипп I был официально провозглашён королём португальских владений в Шри-Ланке.

Вот как описывают ситуацию исследователи:

«Наиболее воинственным неприятием всего, что связано с национальной культурой, традициями и религией сингалов, отличались португальцы, и прежде всего католическая церковь Португалии. В захваченных португальцами районах острова по ее активному настоянию разрушались буддийские и индуистские храмы, а то, что от них оставалось, шло в качестве стройматериалов на постройку католических монастырей, храмов и миссий. При них открывались миссионерские школы, занимавшиеся активной христианизацией населения. Последняя сопровождалась обычной в таких случаях политикой предоставления разных льгот неофитам (земель, успешного продвижения по административной лестнице в аппарате колониальной службы и т. д.), что не могло не принести соответствующие результаты: количество католиков к концу португальского периода колонизации Шри-Ланки на одном только полуострове Джафна насчитывало свыше 50 тысяч человек, а действующих храмов— 150.

Сохранение сингальским населением Кандийского плато своей политической и культурной независимости раздражало не только португальскую администрацию, но и католическую церковь. Зуб Будды и праздники в его честь были не просто конкурентами, но, если можно так выразиться, «личными врагами» португальского католицизма на Шри-Ланке. И вот в 1560 г. военный гарнизон португальцев в период очередного обострения отношений с местным населением захватил полуостров Джафна и одноименное государство тамилов на его территории и завладел там какой-то буддийской святыней, именуемой Зубом Будды (Зуб Будды — величайшая святыня буддийского мира — прим. П.Т.).

Далее о судьбе захваченной реликвии известно следующее. Она была привезена в Гоа и вручена португальскому вице-королю Индии Константину Браганцкому. Правитель государства Пегу в Южной Бирме, буддист, ревностный защитник и покровитель всех буддийских святынь, обратился к вице-королю с предложением отдать эту святыню за большой выкуп. В дело вмешалась португальская католическая церковь, она запретила даже говорить о выкупе и провела демонстративную акцию истолчения в порошок и публичного сожжения захваченного зуба. Факт этот зафиксирован многими очевидцами и сомнению не подлежит«. («„Святые реликвии“ — миф и действительность». С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская. Москва, Издательство политической литературы, 1987)

К счастью, на севере острова находился не настоящий зуб, а копия (сингалы никогда бы не вывезли святыню такого уровня в северные земли, где издавна существовали враждебные тамильские государства). Но епископ не знал об этом.

К этому времени Португалия захватила почти половину территории острова. На плантациях выращивали корицу, в португальских фортах продавали рабов. В бытность мою в Шри-Ланке сингалы рассказывали мне, что португальские солдаты, приходя в деревни, подбрасывали детей в воздух и, если родители отказывались принять христианство, снизу в таких случаях подставляли пики.

Естественно, что этот период не оставил хороших воспоминаний в сердцах сингалов. Но именно с этой поры на побережье сохраняется довольно большое количество католических храмов, действующих и поныне.

Период голландской колонизации острова был более мягким. Первые голландские фактории появились на острове в начале семнадцатого века, а к его середине между португальцами и голландцами вспыхнула война за владение островом. Поводом для неё стали события в Европе.

В 1658 году голландцы берут штурмом последний португальский форт и изгоняют португальцев с острова.

С голландцами на Ланку приходит новая версия христианства — протестантизм. А в национальной карте острова появляется новый этнос — «бюргеры» — так стали называть потомков голландских и португальских (а позднее и английских) колонистов, которые составили заметную, хоть и незначительную по численности прослойку городского населения.

Религиозная ситуация при голландцах была немногим лучше, чем при португальцах. Колонизация и агрессивное продвижение христианства нанесли сильный удар по буддизму в Шри-Ланке. Настолько сильный, что во второй половине XVIII-го века линию монашеского пострига пришлось восстанавливать через приглашение монахов из Таиланда (Сиама), так как количество ланкийских монахов сократилось до минимума. Голландцы, правда, не очень долго властвовали на острове. Уже к 1796 году англичане захватывают все голландские владения.

Независимые сингальские земли остались только в центре острова, в Кандийском царстве. Канди долго сопротивлялась колонизаторам, но в 1815 году вынуждена была капитулировать. Последний царь Шри-Ланки подписал акт об отречении от престола, в результате чего вся Шри-Ланка становится Британской колонией.

Представители знати и монашеская Сангха (община буддийских монахов — прим. Т.П.) были лишены многих привилегий и поставлены в зависимость от колониальной администрации. Земли буддийских монастырей и крестьянских общин конфисковались под нужды плантационного хозяйства.

В период британского владычества, особенно в XIX веке, религиозная политика становится более изощрённой. Теперь буддизм не запрещают напрямую, но для того чтобы сделать карьеру в обществе, необходимо было получить образование. Колледжи и школы, разумеется, были только христианские.

Дело дошло до того, что в Коломбо к семидесятым годам девятнадцатого века буддийский монах не мог пройти по улице без того, чтобы в него не плюнули. До такой степени сократилось количество последователей Будды в административных центрах.

И только благодаря самоотверженным действиям буддийского монаха преподобного Мигеттуватте Гунананды тхеры и нескольких активистов, началось постепенное буддийское возрождение, пиком которого стали великие дебаты в Панадуре, на которых преподобный Гунананда тхера дебатировал с христианскими проповедниками и с блеском защитил буддийское учение (эта победа всколыхнула весь народ Шри-Ланки и вселила радость в сердца последователей Будды). Об этих дебатах стало известно в Европе и Америке, и в результате в Шри-Ланку приехали полковник Генри Стилл Олкотт и Елена Блаватская, которые на первых порах своей деятельности, пока окончательно не ушли в теософию, сделали много хорошего для возрождения тхеравады в Шри-Ланке. Полковник Олкотт добился аудиенции у британской королевы Виктории и получил высочайшее разрешение на открытие буддийских школ на острове.

С конца XIX-го и в начале XX-го века начинается период буддийского ренессанса, совпавшего с процессом постепенного ослабления колониальных тисков и предоставления некоторой автономии местным органам власти.

В 1905 году буддийские активисты создали Цейлонскую лигу социальных реформ под руководством Ананды Кумарасвами. Возникший конфликт между буддистами и мусульманской буржуазией привёл к тому, что исламская буржуазия встала на сторону колонизаторов и выступила против передачи власти в руки сингалов. Христиане, конечно, тоже чувствовали себя неуютно, опасаясь, что, лишившись поддержки Великобритании, они утратят свои лидирующие позиции на острове.

В этот же период, благодаря действиям британской колониальной администрации, обостряются противоречия между сингалами-буддистами и тамилами-индуистами (подобную политику британцы проводили во многих своих колониях, заложив, в частности, и основу конфликта между бирманцами и рохинджа в Мьянме) из-за того, что из Индии в Шри-Ланку британцы завозят гастарбайтеров-тамилов, работавших на чайных плантациях.

Резюмируя, можно сказать, что ситуация на начало двадцатого века была сложной. Буддизм хоть и пытался возродиться из пепла, в целом был достаточно слаб.

Однако, когда о. Георгий Максимов предполагает, что буддисты на Ланке сейчас хотят уничтожить христиан, он забывает о том, что пик буддийского возрождения и сингальского национализма пришёлся на послевоенный период, когда Британская империя распалась, и Шри-Ланка получила независимость.

В тот период, конечно, были перегибы. Притом довольно значительные. Закончилось это тем, что в конце семидесятых годов двадцатого века на острове началась гражданская война с «Тиграми освобождения тамил илама» — сепаратистской группировкой, поставившей себе целью отделение тамильских провинций от Шри-Ланки. Война длилась почти тридцать лет и закончилась в 2009 году полным разгромом сепаратистов. Группировка придерживалась националистических воззрений, имела сильную армию, включавшую танковые части, малотоннажный флот и даже небольшой парк самолётов. Кроме того, террористы не брезговали использовать в своих акциях смертников, устраивали подрывы и теракты. В частности, пытались взорвать Храм Зуба Будды и уничтожить Дерево Бодхи в Анурадхапуре (Дерево Бодхи — историческое дерево, выращенное из привезённого на остров в 247 г. до н.э. ростка дерева, под которым Будда достиг просветления. Дерево Бодхи — святыня всего буддийского мира. — прим. П.Т.).

В последние десятилетия правительство Шри-Ланки не видело в христианах идейных противников, сосредотачиваясь на борьбе с тамильским сепаратизмом. Если бы кто-то и хотел уничтожить христиан на Ланке, как предполагает о. Георгий, то сделали бы это лет на семьдесят раньше, когда христиан было больше и когда существовала опасность их противодействия молодому ланкийскому государству.

В последние годы, правда, вновь возникла напряжённость между христианами и буддистами. В интернете можно найти сообщения о погромах церквей на острове. Но, насколько я понимаю и насколько общался с живущими на Ланке, это не системный процесс, а скорее отдельные акции. К сожалению, они тоже сильно пятнают репутацию сингальского общества.

Что касается мусульман, то они также давно живут на острове.

Шри-Ланка — это тот самый сказочный остров «Серендип» из «Тысячи и одной ночи», куда путешествовал Синдбад-мореход (кстати, мало кто знает, что прообразом этого мусульманского купца с этимологией имени Синд — бад (ветер из Синда) является китайский мореплаватель эпохи династии Мин Чжэн Хэ, имевший буддистское прозвище Саньбао — «Три Драгоценности»).

Мусульманские купцы издавна селились на острове и вели торговлю. Их потомков стали называть маврами. Они не составляли значительной прослойки в обществе и вели весьма мирный образ жизни. Вот как описывает взаимодействие местных буддистов с мусульманами-маврами Роберт Нокс — английский капитан, в XVII-м веке попавший в плен и проживший на острове почти двадцать лет:

«Эта Гора (Шри-Пада — священная для сингалов и тамилов гора, один из религиозных символов Шри-Ланки — прим. П.Т.) находится на южном краю той Страны и имеет название Хаммалелла, а Христиане называют её Адамовым Пиком, она высочайшая на всём Острове. Там, как уже говорилось, имеется отпечаток стопы Будды, который он оставил на вершине той Горы в Скале, когда взмывал оттуда в Небеса. Этому следу они поклоняются, зажигают Светильники и подносят Жертвы, помещая их [прямо] на нём или на отдельном Алтаре. Пользу из этих Жертвоприношений извлекают Паломники Мавры, которые приходят сюда с противоположного Побережья просить милостыню, что было им позволено одним из прежних Королей. Так что в данный Сезон они всегда приходят сюда во множестве, надеясь на получение положенной Мзды» (Роберт Нокс «Историческая повесть о Цейлоне», СПб, 2007 г.).

Шри-Пада/Адамов Пик

Как видим, буддийские паломники вполне лояльно относились к присутствию в святом месте людей другой веры и даже кормили их. Я лично также знаю об одном удивительном прецеденте: в один из храмов приносят пожертвования для буддийских монахов мусульмане. Произошло это из-за того, что сто или более лет назад монахи разрешили поселиться на монастырских землях нескольким бедным семьям мусульман. И в благодарность они и сами стали приносить еду в монастырь (при этом оставшись мусульманами) и своим потомкам завещали делать то же.

Также небезынтересным, наверное, будет то, что в Шри-Ланке большая часть религиозных буддийских лавок, торгующих религиозной атрибутикой, монашескими рясами, статуями Будды, принадлежит мусульманам, которые, несмотря на запреты в Коране, не видят в торговле харамом ничего плохого.

То есть исторически взаимоотношения с мусульманами были вполне добрососедскими.

Однако проблемы пришли оттуда, откуда не ждали: во второй половине двадцатого века начал меняться демографический состав. Причины те же, что и во всем мире: люди, получившие в массе образование, начинают рожать меньше детей. Но это правило в меньшей степени распространяется на мусульманские семьи, которые по-прежнему многодетны. Конечно, и в мусульманских семьях рождаемость падает, но не так сильно и быстро, как у сингалов.

Поэтому в последние годы исторически сложившийся этнический и религиозный баланс нарушился. Мусульмане из небольшой по численности группы превратились в достаточно многочисленный этнос (да, в Шри-Ланке, как мне говорили, есть отдельная национальность — «муслим»!), уже почти достигший отметки в десять процентов. Понятно, что это вызывает озабоченность в обществе, но решить эту проблему, видимо, никто не в состоянии (пока никто в мире не смог предложить разумного решения).

Этим, как и везде, пользуются и популисты, и правые радикалы. Например, в Шри-Ланке появилось буддийское движение Боду Бала сена — очень напоминающее по идеологии и структуре аналогичные организации в других странах — те же российские «Сорок сороков» или «Божью волю» или даже исторических черносотенцев, и, конечно, тут не обходится без эскалации насилия. Тем более, что увеличившаяся мусульманская диаспора стала всё активнее заявлять о своих правах. В качестве примера могу вспомнить историю, которую мне рассказали ланкийские студенты: в одном небольшом городке, родном для одной из студенток, мусульмане не только составили численное большинство, но и провели своих людей в муниципальные власти. В итоге в деревне запретили праздновать главный буддийский праздник Весак. Подобное действие не могло не вызывать возмущения буддийского населения. Или, например, относительно недавно разогрел ситуацию случай открытия халяльного мясного магазина в помещении, принадлежавшем когда-то монастырю (вообще вопрос халяльной сертификации сейчас там является «красной тряпкой» для большинства сингалов). В результате магазин разгромили.

Большое влияние на ситуацию оказывает и соседство арабских стран, которые не только помогают финансово ланкийским мусульманам, но и радикализируют их. Когда я бывал на Ланке, в разговорах неоднократно слышал упоминания об этом: радикальные идеи начали распространяться среди молодёжи, хотя традиционный ланкийский ислам их никогда не придерживался.

В последнее время ситуацию усугубило ещё и прибытие боевиков, воевавших в разгромленном ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация).

По самым последним данным, в одной из мусульманских деревень ланкийские спецслужбы обнаружили лагерь подготовки боевиков. Такого никто не мог ожидать! Да и сами теракты, по оценкам экспертов, требовали длительной подготовки. Сейчас говорят примерно о восьми годах. И это однозначный просчёт спецслужб.

Ну и наконец коснёмся самого обвинения о. Георгия, который посчитал, что буддисты чуть ли не специально просаботировали предупреждения спецслужб, чтобы руками мусульман уничтожить христиан.

Думаю, что это не соответствует действительности. Причина саботажа, по всей видимости, лежит на поверхности: правительственный кризис. В стране уже достаточно долго тлеет конфликт между президентом и премьер-министром, которые не смогли составить дружный тандем. В таких условиях и начальники, и подчинённые начинают заниматься аппаратными играми в большей степени, нежели своими прямыми обязанностями. Я думаю, что вряд ли в Шри-Ланке нашёлся бы хотя один человек в правительстве, который сказал бы: «а давайте поможем террористам взорвать наших христиан!»

Слишком долго шла война в стране и слишком хорошо жители Ланки помнят, к чему это приводит, чтобы вот так запросто начать стравливать религиозные меньшинства. Такой шаг был бы по меньшей мере безумием.

В заключение, наверное, стоит сказать и пару слов о политике (хотя я в ней не особо разбираюсь): в последние годы Шри-Ланка становится полем политической борьбы между Китаем и США. Последние пытаются закрепиться на острове и создать военную базу. Китай также имеет свои амбиции в этом регионе. Когда сверхдержавы делят сферы влияния, в ход идут самые разные средства. Поэтому не исключаю, что данные теракты на руку силам, гораздо более значительным, чем правительство самой Шри-Ланки.

Надеюсь, что Россия, в том числе в лице своих официальных клириков, не будет подливать масла в этот костёр. Я думаю, что Россия, напротив, могла бы в подобной ситуации выступить в качестве образца мирного сосуществования людей разных народностей, языков и религий. Например, правительству Шри-Ланки было бы небесполезно присмотреться к опыту Татарстана, в котором бок о бок мирно живут и христиане, и мусульмане.

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: