Мшелоимство

31 июля 2019 Михаил Стариков

Несколько лет назад я припёр нашему Владыке конную косилку. Изрядно заржавленную, но вполне исправную. Новообретённый владелец с упоением хлопотал над ней, и в ответ на мой вопрос «зачем» — расхохотался густым архиерейским басом: «Мшелоимство!»

С парнокопытной животиной у него особые отношения: дома на хуторе с сестрой и племянниками обитают полдесятка коров-бычков и столько же ишаков. Плюс полдесятка огородов под овощи и кормовые травы. Слова про «пастырское окормление» здесь приобретают свой первоначальный смысл и включают в себя фураж, сено, дойку, гужевые повозки, упряжь и расчистку копыт.

Кстати, насчет расчистки копыт. Лет семь назад я завел себе молодую драчливую кобылу, здоровенную и вреднющую. Спецы по расчистке копыт приехали вчетвером, сделали кобыле скрутку на губе, но так и не добрались дальше её передних конечностей. А на следующий день приехал будущий Владыка — показать мне приёмы обращения с хомутом и упряжью. Завидев батюшку, моя Красотка (выкинувшая намедни из конюшни четверых опытных коновалов) вдруг замерла не моргая, сделала стойку «смирно!» и не дышала, пока мы с будущим архипастырем подгоняли к её могучей шее новый хомут. Увидев, что духовный авторитет покинул конюшню, кобыла наконец выдохнула и, заметив, что рядом всё ещё толкусь я, немедленно изобразила с негодованием: «А это хто тут? П-ш-шол отсюда!»

Вот такое мшелоимство: хомут, подковы, телеги, конная косилка. Так и хочется добавить: тропарь, кондак, икос, ирмос, ексапостиларий. Прямой перевод мшелоимства — «обладание имением», но к нашим временам тавтология вытравилась в «обладание ненужным имением». Классический случай мшелоимства — одноимённый психиатрический термин, когда в квартире оставлены узкие проходы, а на голову валятся сберегаемые предметы, притащенные с соседних свалок.

Мой бизнес — авторазборка — тоже мшелоимство, где-то рядышком с психиатрией. Особенно та территория, где разбирают отечественные авто. Трогательные «запорожцы», внушающие уважение «москвичи», величественные «волги»… Лет восемь назад мы отреставрировали четверых послевоенных ветеранов и прокатили всей кавалькадой в ЗАГС моих родителей на 50-летие свадьбы. Для продолжения эксплуатации такого автопарка в современных условиях движения к каждой машине следовало приставить по автослесарю на полный рабочий день. Плюс содержать специального терпеливого человека, выслушивающего восторженный бред посетителей и отвечающего на дурацкие вопросы. Машины продали, распрощавшись с надеждой вернуть потраченные средства.

Владыка на время превратился во врага, публично порицающего меня, негодяя, в отказе продать ему замечательный «Москвич М-400». С трудом удалось убедить, что полметровая калиточка в «Москвиче» плохо соотносится с его двумя метрами роста.

После этого он ещё какое-то время вёл туманные разговоры про некоего ЗИМа, чёрного и блестящего. Надо только тормоза сделать.

Как-то я брякнул при Владыке, что, дескать, читать святых отцов сегодня — это всё равно, что отправляться в паломничество пешком при наличии Тойоты Лендкрузер и компании «Люфтганза». Услыхав про Лендкрузер и приняв это на свой счёт, архипастырь грозно зашумел и оборвал моё велеречие. При этом Владыка благословляет подобного рода поездки «по святым местам» со страшной тоской в глазах. Бывает, и ворчит напоследок: «Хочешь паломничать — бери себе палочку с узелком, и двигай. А лучше остаться дома и варить мужу борщ».

Вместо борща мужу будут: маслице, камушки, кусочек Мамврийского дуба (~1,5 кг, недорого) и почти съедобная просфора, освящённая на святых мощах.

Мшель — замшелый — мшистый — мох — мощи. Этимологическая связь по Фасмеру не складывается, но что-то похожее.

Где тут критерий, отделяющий мшелоимство от доброй старой благочестивой традиции?

Вот недавно я состряпал прошение епископу с таким же вопросом по поводу проведения молебна после литургии. Так и валяется прошение, неподписанное сотоварищами. То ли грамотёшки на хватает выразиться по делу, то ли боязно ворошить такие штуки, собранные по принципу: «небось пригодится».

На работе у меня есть папка с названием «Пусть полежит». Когда переполняется — выбрасываю лишнее, с трудом пересиливая чувство хозяйской бережливости и жалость к милому сердцу барахлу. Но и в других папках такой же бардак. Наши склады, стеллажи… А святая святых — личный гараж? Инструменты, в которые жена не допускается, потому что вдруг что-то переложит или, не дай Бог, подметёт — рухнет целый мир…

Бережливость, традиция, ортодоксия, или всё-таки мшелоимство как диагноз?

Привычка или болезнь?

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: