Опыт отказа от «тарифов» и «рекомендуемых пожертвований» на сельском приходе

8 января 2019 Ахилла

Пастырь

Иерей Максим Портнов

Самарская епархия, с. Воскресенка, храм Воскресения Христова

Нужда прихода

Мы столкнулись с тем, что само существование цен на требы и Таинства отталкивает людей от храма, мешает их воцерковлению.

Кроме того, наличие ценников в храме провоцирует потребительское отношение к Церкви со стороны приходящих в храм людей, что в свою очередь никак не помогает росту финансового благосостояния прихода.

Как появилась идея?

Став настоятелем сельского храма в 2012 году, я обнаружил значительную бедность людей — как активных прихожан храма, так и потенциальных прихожан из числа жителей села. И в 2014 году, предварительно посоветовавшись с собратьями-священниками, уже убравшими к тому времени цены на своих приходах, я решил ввести эту практику и у себя.

Для меня идея убрать ценники с прихода связана в первую очередь с заповедью Господней: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что нам пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут и язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:31−33). Священник не может жить, не полагаясь на волю Божию. Если он настоятель, как мне кажется, это касается и вопроса финансового благосостояния прихода.

Мысль о том, что в храмах необходимо убрать «прейскурант», озвучивалась не один раз ещё Святейшим Патриархом Алексием II, который говорил: «Во многих храмах действует определенный „прейскурант“, и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается „духовный товар“, то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия… Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов».

Как это работает?

Все что связано с молитвой — Таинства, требы, поминовение в храме («записки»), сорокоусты и прочее, — больше не облагается фиксированной ценой (даже с формулировкой «рекомендуемое/минимальное пожертвование»). В церковной лавке ставится ящик, куда люди опускают пожертвование — ту сумму, которую сочтут нужной.

В нашей епархии требуют финансовые отчеты, в которых отдельно прописаны некоторые Таинства или «записки», поэтому мы сделали несколько ящиков для целевых пожертвований, на ту или иную форму молитвы. Например, у нас в крестильне стоит ящик, куда опускают пожертвование именно на Таинство Крещения.

В основном объеме храма у нас стоит 2 ящика (на благотворительность и на храм), ещё один в Богоявленском пределе, где совершается Таинство Крещения, а в лавке стоит двойной ящик с пожертвованием на храм и на «записки».

Ящики делали сами. Мы стараемся по большей части всё делать силами прихода: так получается дешевле и качественнее.

Пока у нас нет возможности продавать церковную утварь без фиксированной цены. То есть всё, что мы покупаем в епархии, свечном цехе или ещё где-либо, продается с минимальной наценкой. Хотя в последнее время стали некоторые свечи отдавать за пожертвования (без ценников).

Но на мой взгляд тут всё правильно — одно дело конкретный товар, который был сделан и привезен в храм, и совсем другое дело — это молитва. В первом случае можно посчитать затраченный материал и человеческий труд, а вот с молитвой это невозможно. Что можно посчитать в записке на обедню? Чернила, бумагу и частичку, которую вынули из просфорки? Но это же смешно.

Что необходимо для реализации практики?

Небольшие финансовые затраты для приобретения/изготовления ящиков для пожертвования.

Разъяснительная работа с работниками лавки и прихожанами храма, научение их идеи жертвенности.

Какие плоды это принесло?

Улучшение благосостояния прихода не было целью данной практики. Но когда прошло около года после её запуска, стало больше прихожан, а число крещений увеличилось более, чем в два раза.

У приходящих на крещение я спрашивал, почему эти люди едут именно к нам, на что многие отвечали, что, в том числе, и из-за отсутствия «прайс-листа». Настоятель, который положится в этом вопросе на волю Божию, получит больше, нежели если будет всё время повышать цены на требы.

Другим плодом данной практики можно считать развитие социальной деятельности на приходе.

После того, как мы убрали цены, появилось желание двигаться дальше: помогать адресно самым нуждающимся людям. Затем эта помощь через администрацию нашего села стала оказываться малоимущим семьям как в нашем селе, так и в двух соседних деревнях.

Также мы собираем деньги на оплату питания в школах и детских садах для детей, чьи родители не имеют для этого собственных средств. Мы стараемся помогать в том числе и детям-мусульманам. Эта акция нашла большой отклик у людей.

Вся эта социальная активность прихожан стала развитием идеи, заложенной в данную практику: «туне приясте, туне дадите» (Мф 10:8). После исчезновения «тарифов» и «ценников», сознание людей начало меняться от потребительского (всё ради себя) к подлинно христианскому (всё ради ближнего), что способствовало развитию социальной деятельности прихода.

Ключевые моменты

Когда я ввел данную практику на своем приходе, многие священники говорили мне, что тоже пробовали её вводить, но через пару месяцев оставили это дело. Действительно, первые месяцы запуска практики — самые трудные, порой даже очень тяжелые: мысли оставить практику были и у меня. Важно здесь положиться на Бога и не оставить это доброе начинание.

Отправные точки

На начальном этапе необходимо было решить вопрос отмены ценников как с сотрудниками прихода, так и со священноначалием.

На приходе ввести данную практику было проблематично — сотрудники храма считали, что она повредит его благосостоянию. Приходилось постоянно объяснять то, зачем это нужно.

Затем необходимо было обсудить данную практику с благочинным. Он отправил меня в епархиальное управление.

Там я не встретил существенных возражений против практики как таковой. Для епархии было важно, чтобы с прихода вовремя были отправлены необходимые взносы.

Однако бухгалтер епархии отнесся к практике с опасением, поскольку приходу необходимо предоставлять отчет о том, откуда и за что заплачены деньги на приходе. Чтобы снизить градус опасений, мы и поставили разные ящики, а в финансовом отчете это отражаем.

В итоге, с приходом и священноначалием всё было согласовано. К тому же, благодаря тому, что появилось несколько ящиков, стало самому удобнее контролировать финансовую ситуацию.

Теперь я могу аргументированно отвечать на опасения других священников, когда вижу, что средняя сумма пожертвования, например, за Крещение получается такой же, как и рекомендованная епархией — 700 рублей.

Но отношение людей — совершенно другое.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: