Священник Иоанн Подмосковный: «Война — однозначное зло». Новый проект «Ахиллы» «Россия, РПЦ, война»

17 января 2023 Ахилла

Осталось совсем не много времени до страшной первой (как хотелось бы, чтобы последней!) годовщины — вторжения российских войск на территорию Украины 24 февраля 2022 года и последующих военных событий и гуманитарной катастрофы. В связи с этой датой «Ахилла» начинает новый проект под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.

Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».

Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com

Вопросы используйте приведенные ниже, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно, а не в стиле «вопрос-ответ».

Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.

Вопросы:

Назовите свой «канонический» статус и вашу религиозную самоидентификацию на сегодняшний момент.

Вы ушли из РПЦ до или после 24 февраля 2022 г. (если ушли)? По какой причине, сами или вас «ушли»? Если остались — почему, как вы себе это объясняете?

Если вы ушли до 24 февраля — как вы думаете, остались бы вы в РПЦ после этого числа, если бы продолжали быть клириком?

Как вы сравните РПЦ (Церковь) времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно, когда стали клириком и в последний год? Что-то изменилось и как?

Вопрос, который волнует многих: РПЦ после 24 февраля — все еще Церковь или нет? Была ли она Церковью Христа до этого числа? Что в вашем понимании вообще «быть Церковью»? Для вас РПЦ — это единое понятие или совокупность разных реалий, о которых нельзя говорить однозначно и сразу обо всех?

Что вы ждали от клириков РПЦ после 24 февраля (если вы уже вышли из нее до этого числа)? Что вы ждали от себя и что вы сделали с 24 февраля и до сего дня (если вы еще были или остаетесь клириком РПЦ)?

Какова судьба РПЦ после войны, ваш прогноз?

Где был Бог 24 февраля 2022 и после? А может, и раньше?

Ваши чувства, эмоции 24 февраля и в течение года? Ваше отношение к войне?

Ваши близкие, семья на чьей стороне в войне?

Как вы оцениваете состояние российского государства и общества за прошедший год (изнутри или со стороны)? Все случилось внезапно или подготавливалось годы, если последнее — в чем это проявлялось. (Примеры из своего близкого окружения, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев были бы тут уместны.)

Если вы уехали (давно или недавно), можете рассказать, как жители той страны относятся к русским, к войне и роли России в ней?

Намерены ли вы уехать из России или вернуться в нее (если уехали раньше) в ближайшее время или после войны?

Какие у вас надежды на ближайшее будущее России и ваше, вашей семьи?

Что вы могли бы сказать украинцам, а что — россиянам?

Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».

***

Первым на наши вопросы отвечает клирик, которые не раз публиковался у нас на сайте под псевдонимом «священник Иоанн Подмосковный».

Клирик РПЦ, 8 лет. Пока менять ничего не думаю.

Я не ушел никуда. Почему? Потому что война — это ненадолго. Да, год или два — большой срок с точки зрения «внутри», но в целом сейчас глядя на все — вряд ли будет еще три года все идти. А после войны все станет на свои места, черное станет снова черным, белое — белым. Будет непросто, но будет. Наш мир путинской эпохи рухнет, а вслед за ним придут перемены и к нам. Взять хотя бы тот факт, что, начиная со смерти Сталина, каждый, повторюсь, каждый правитель так или иначе ругал предыдущего.

Пришел я в РПЦ очень давно, в детстве, в начале девяностых, толком не скажу, какая она была. А вот про клирика и про последний год — тут двояко. У нас ушел митрополит Ювеналий, и жить стало проще. Не легче, но проще. Количество бюрократии в разы стало меньше, сужу по форме отчета епархиального отдела. Зато взносы подняли, но это не моя головная боль. А так да, стало душнее, хотя сложно сказать — это заслуга РПЦ или все же государства с его законами о дискредитации армии.

РПЦ — все еще церковь. Я в семинарии в свое время изучал и писал диплом про разделение русской митрополии в XIV-XV вв. Там много интересного. И мне эта тема сейчас помогает.

У нашего патриарха есть титул, он очень хороший: московский и всея Руси. Так вот в наше время невозможно усидеть на этом титуле. Либо он московский, как митрополит Алексий. Либо всей Руси, как митрополит Киприан. Наш Кирилл выбрал первый вариант. Прецедент был.

«Не я начал нападать, они сперва начали нападать, и крестного целования, что имели ко мне, не сложили и клятвенных грамот ко мне не отослали. Нападали на меня девять раз, и шурина моего князя Михаил тверского клятвенно зазвали к себе, и митрополит снял с него страх, чтобы ему прийти и уйти по своей воле, но его схватили. И зятя моего нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли…

Против своего крестного целования, взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго…

И мы, не стерпя всего того, напали на них самих, а если не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их.

По твоему благословению, митрополит Алексей и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! Благословляет московитян на пролитие крови, и ни к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. И кто поцелует крест ко мне и убежит к ним, митрополит снимает с него крестное целование. Бывает ли такое дело на свете, чтобы снимать крестное целование? Иван Козельский, слуга мой, целовал крест ко мне с своею матерью, братьями, женою и детьми, что он будет у меня, и он, покинув мать, братьев, жену и детей, бежал, и митрополит Алексей снял с него крестное целование.

Митрополиту следовало благословлять московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль и Нижний Новгород». (Из письма Великого князя Литовского Ольгерда Константинопольскому Патриарху Филофею, 1371 г.)

Я ничего не сделал после 24 февраля, ничего от себя не ждал. Был сначала большой шок, прям вот шок. Думал, закончат быстро с Украиной. Но нет. Потом пошли переговоры, много от них ждал, но тоже нет. У меня были антивоенные проповеди, проповеди о том, что нельзя ненавидеть людей, которых мы не знаем. Есть беседы на Ветхий Завет, в частности, о пророке Исаии, где говорится о политике, но все это очень хорошо и искусно зашифровано. Вот тут я прям постарался, «читающий да разумеет».

Судьба РПЦ после войны такая же, как и со всем наследием последних двадцати лет. Либо полное отвержение, либо что-то более мягкое. Мы разделим судьбу путинского наследия.

Бог после 24 февраля был там же, где и всегда. Эпизод войны на Украине один в один похож на эпизод Сиро-Ефремитской войны, это седьмая глава пророка Исаии, пророчество о Еммануиле, не буду пересказывать, найдите и перечитайте. Но скорее всего Бог сейчас на Украине. Но это не точно.

Чувства: шок. Ужас от осознания ошибки, большой исторической ошибки, когда подняли руку на брата, ужас от того, что назад все не вернуть. Где-то три месяца не мог никакой развлекательный контент потреблять, ни музыку, ни кино. Потом эмоции менялись, чуть больше стало рутины. Мобилизация еще всколыхнула всякое. Очень ужасное было чувство, когда провожал мобилизованных на войну. Хуже только отпевать младенца.

Война — однозначное зло.

На чьей стороне близкие: да кто его знает — на чьей. Жена сначала была на нашей, российской, хоть и не долго. Скорее просто против войны. Особенно после мобилизации.

Все это подготавливалось, все восемь лет нам постоянно говорили об Украине и очень негативно. Многие связи рвались, очень сократился поток людей туда и обратно, банально туристов в Киев и Питер.

Часть людей против войны. Но знаю и тех, кто за.

Я не уехал. Во-первых, хоть и было поначалу желание, думал о Черногории, точнее, жена подбивала одно время, но нет денег. Во-вторых: а что мне там делать, за рубежом? Ну вот реально? В общем осознал, что я все же русский, и за бугром как-то не очень. Хотя вот друзья в Ереван уехали.

Надежд нет. Я в том среднем возрасте, когда идет банальная рутина: дети, работа, дом. В ближайшее время просто не хочу что-то менять, хотя денег бы побольше.

Пожелания:

Украинцам — держитесь!

Россиянам — не надо никого ненавидеть, особенно тех, кого вы лично не знаете. Ладно, можно ненавидеть соседа, который вам колеса спустил из-за места во дворе. Но ни украинцы, ни европейцы, ни американцы вам ничего лично не сделали. А ненависть разъедает.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: