В гостях у смерти

3 месяца назад Егор Владимиров

Нагорье в южной части острова Сулавеси, на котором живут несколько сотен тысяч представителей народа тораджа, является одним из главных туристических направлений Индонезии, уступая по количеству иностранных посетителей за год только курортам Бали. Но сюда со всего мира люди едут не для того, чтобы увидеть знаменитые архитектурные памятники или каких-нибудь редких зверей или птиц, отдохнуть на тропическом пляже, наесться экзотических фруктов или просто провести время в беззаботной компании, перемещаясь с пляжа на дискотеку и обратно. На плато Тораджа едут совсем с другой целью – увидеть, как здесь устроены отношения живых и мертвых.

Несмотря на то, что в соответствии с официальными данными, более 80% тораджа исповедуют христианство, образ жизни этих людей во многом остается тем же, что и несколько тысячелетий назад, и прежде всего это касается отношения тораджа к смерти. Здесь смерть – это не нечто страшное и внезапное, похищающее человека, словно «тать в нощи», здесь смерть – это то, ради чего, собственно, и живут, центральное событие любого существования.

Погребальные обряды – это очень дорогое мероприятие, и для того, чтобы к нему подготовиться, необходимо время: иногда несколько дней, иногда – несколько месяцев, а иногда – и несколько лет. Все это время покойник находится в собственном доме (только не в своей прежней комнате, а в специально сделанном для этого подвальном помещении), с ним так же, как и прежде, общаются, рассказывают ему о том, что происходит за окном, а в разговоре с посторонними его обозначают так: «тот, кто сейчас спит».

Перед самими похоронами тораджа приносят в жертву быков и свиней – считается, что при помощи духов этих животных путешествие в землю мертвых для души покойника будет намного более быстрым. Чем больше животных убивают, тем выше общественное положение мертвого – количество убитых быков может исчисляться десятками, а свиней – сотнями. Впрочем, и само жертвоприношение может длиться не один день.

После окончания жертвоприношения покойника хоронят – но не в земле; вернее, не совсем в земле. Тораджа – это горная местность, поэтому возле каждой из деревень есть специальные погребальные скалы, в которых выдалбливаются пещеры-могилы. Там и остаются – до следующего августа – трупы. Двери в пещеры закрываются (могут быть завалены камнями, а могут и просто быть закрыты специально сделанными деревянными щитами), а перед этой преградой ставится Тау-Тау, деревянная кукла в полный рост, которая символизирует умершего. В зависимости от средств семьи покойного кукла может быть простой или с большой степенью точности передавать облик умершего. Что же касается маленьких детей, то гробы с их телами помещают в дупла растущих на кладбищенской земле деревьев – и также закрывают дупла деревянными щитами.

После похорон покойники остаются на своих местах до августа, когда народ тораджа отмечает праздник Ma’Nene, день почитания предков. Праздник этот начинается с того, что гробы открываются, трупы достаются из гробов и ведутся в тот дом, где они жили. Там тела покойных предков переодевают в новые одежды (заодно можно починить и гроб, если вдруг что-то пришло в негодность), им рассказывают свежие новости, а потом – провожают их обратно в могилы и прощаются. До следующего раза.

Августовский ритуал Тораджа – один из самых странных, страшных и завораживающих. Это – какое-то другое отношение к смерти, ни на что не похожее. Мертвые для тораджа всегда рядом, более того — мертвые, по большому счету, от живых для тораджа не отличаются ничем.

Когда бы путешественник ни собрался приехать на плато Тораджа, здесь всегда кого-нибудь да хоронят. Нет смысла приезжать сюда именно в августе – для того, чтобы понять, что у тораджа живых нет, а все мертвы – только стадии разные (ну или наоборот), можно выбрать любой месяц в году. Проводник в гостинице за небольшую плату отведет вас на близлежащие похороны и расскажет, как себя следует вести. Ну а дальше – дело ваше; можно остаться на пять минут, а можно – и до конца ритуала.

Это – не самый романтический опыт в жизни, но, как мне кажется, один из самых полезных. Потому что стоит побывать в гостях у смерти перед тем, как отправиться к ней на постоянное место жительства; хотя бы просто из любопытства. Не говоря уже о том, что пообщаться с людьми, которые ставят в центр жизни смерть, помогает, наверное, что-то понять и о самой жизни. Что-то главное.

Источники:

Douglas Hollan. «To the Afterworld and Back: Mourning and Dreams of the Dead among the Toraja»

Больше фотографий в цвете смотрите по ссылке

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: