«Человек, который сам глубоко не верит, не может быть убедительным»: братская встреча патриарха Кирилла с духовенством

20 ноября 2019 Ахилла

18 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча патриарха Кирилла с рукоположенными им клириками столицы.

От лица присутствующих к патриарху обратился протоиерей Михаил Рязанцев, который восславил духовный опыт своего начальника и попросил поделиться духовной премудростью с неразумными чадами:

«Ваше Святейшество! Пятьдесят лет тому назад из рук Вашего духовного отца приснопамятного митрополита Никодима Вы приняли монашеский постриг и духовный сан. За этот полувековой период Вы приобрели огромный духовный опыт, опыт пастырского, архипастырского и Первосвятительского служения, который, несомненно, востребован среди современного духовенства.

Здесь собрались те, кто уже из Ваших рук получил путевку в духовную жизнь. Они являются Вашими духовными детьми, которых дал Вам Бог. А сыновья, конечно, нуждаются не только в примере своего отца, но и в его жизненном и духовном опыте. Мы просили бы Вас, Ваше Святейшество, поделиться этим духовным опытом, чтобы и нам что-то воспринять из этого, чтобы быть достойными сыновьями своего духовного отца».

Смиренный патриарх не отказал своим духовным чадам и поделился. Он рассказал священнослужителям, что, оказывается, находятся они все в «центре Русского Православия» — городе Москве. Также сообщил, что московское духовенство — пример для всего остального духовенства РПЦ, поэтому все они ответственны «не только за московские дела, но и за то, что происходит в Русской Церкви, а в каком-то смысле — и за то, что происходит в мировом Православии».

Патриарх посоветовал батюшкам «не дремать, а бодрствовать» и напомнил, что «успех» священнического служения зависит в первую очередь от молитвы:

«Если священник перестает молиться, то это не признак утомления или выгорания. Это свидетельство внутреннего состояния души. Если священник перестает молиться, то он перестает быть религиозным человеком», — отметил главный российский молитвенник.

Молитвы самого патриарха доказывают глубину не только его веры, но и высоту его отношений с окружающими:

«Вера имеет и вертикальное, и горизонтальное измерения, особенно если говорить о христианской общине. Внутренний духовный опыт священника, сила его молитвы влияют не только на его связь с Богом, но и на его отношения с окружающими. Человек, который сам глубоко не верит, не может быть убедительным, — его слова становятся пустыми, даже если они очень красивые. Не может человек, не имеющий внутреннего содержания, наполнить свою проповедь тем, что захватит душу людей».

(Как-то одна дама так с восторгом и придыханием отозвалась о проповедях патриарха Кирилла: «О, он когда говорит — меня прямо впечатывает в кресло!»)

В качестве примера патриарх привел историю обновленчества: мол, те хотели и некоего «импульса для движения вперед», и красивые голоса у них были, но народ все равно отвергал неверующих нечестивцев:

«Вот вам и красивый голос — народ каким-то внутренним чувством все это отвергал, не принимая этот маскарад, потому что никакой веры у обновленцев не было. Это совершенно очевидно — иначе бы они не насмеялись ни над канонами, ни над традицией, ни над верой своего народа. Это были просто приспособленцы, которые получили сигнал от властей, пообещавших им поддержку, и пошли по страшной дороге раскола и разделения. А народ ответил ножками», — объяснил патриарх проблему «бывших» в собственной РПЦ.

«И как же закончился этот раскол? Власть поняла, что народ не идет, а раз не идет, так зачем раскол поддерживать? После войны государственная поддержка прекратилась, и раскол в одночасье исчез. Не было у обновленцев никакой живой веры; а если бы вера была, то и раскола бы не было. Никакая поддержка власти, никакие материальные факторы, никакое образование духовенства не помогли отвратить верующих людей от канонической Церкви», — предсказал святейший судьбу церковного корабля, капитаном и лоцманом которого он является.

Далее подвижник и аскет объяснил священству, что кроме молитвы, оказывается, надо еще и регулярно исповедоваться. А когда священник сам исповедует других, то ни в коем случае он не должен быть в мятой рясе, а только в отглаженной, с белым подворотничком, и с сияющей улыбкой (вот как у Самого):

«Все в священнике должно к этому располагать: внешний вид, опрятность, речь, настроение, выражение лица. Если кающегося встречает священник нахмуренный, сердитый, в мятой потертой рясе, неряшливо надетой епитрахили — это одна картина. А если ваш внешний вид, ваше выражение лица, ваши слова, ваша добрая улыбка располагают к себе, то это может действительно повлиять на тех, кто боится исповедоваться».

Похвалил святейший и уровень проповедей московских клириков:

«…иногда меня просто захватывает то, что священник говорит».

После столько захватывающей духовной беседы избранные клирики были допущены озвучить вопросы патриарху, а патриарх, видимо, на них ответил, правда, ни вопросов, ни ответов сайт патриархии не публикует.

Зато публикует новые дифирамбы со слезой умиления от протоиерея Михаила Рязанцева:

«Ваше Святейшество, позвольте поблагодарить Вас за сегодняшний замечательный вечер! Замечателен он, прежде всего, тем, что на моей памяти таких встреч не было никогда: сегодня впервые Патриарх и духовный отец всего нашего собрания встречается со всеми нами вот так, в неформальной обстановке».

Патриарх в ответ сообщил, что он и в дальнейшем «открыт» к подобным замечательным встречам и «братским беседам». Наверное, еще лет через десять.

Счастливые и довольные, духовные дети святейшего молитвенника натянули радостные улыбки на лица, расправили помятые рясы и отправились на новые духовные подвиги, к успеху в священнической карьере, вдохновленные своим духовным отцом…

Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: