«Ахилла» и пресвитерианская революция

23 марта 2018 Алексей Плужников

Продолжение дневника главреда.

За последнее время узнал много нового об «Ахилле» (правда, многое из этого нового — повторение старого).

Один известный альтернативный священник, публицист, ведущий передач на «Радио Свобода» Яков Кротов написал у себя в фейсбуке, что «Ахилла», как и трое публицистов — Валерий Отставных, альтернативный священник Михаил Ардов и известный блогер жж под ником kalakazo (которого знают как иеромонаха Валентина (Саломаху)), занимаются постоянными «поношениями патриарха Кирилла и РПЦ МП в целом. Их очень любит псевдо-оппозиционная среда. Эти поношения поддерживают настроения цинизма и отчаяния, безнадежности. Поэтому этих людей очень привечают и на «Эхе Москвы», и в «Новой газете», у которых задание Кремля именно насаждать безнадежность и цинизм, стеб и иронию, заглушая свободу».

Странно, не знал, что «Ахиллу» привечают в данных СМИ и что нас любит какая-то псевдо-среда, мы вообще не имеем дел ни с одним политическим направлением. Но наши читатели сами могут оценить: занимаемся ли мы исключительно поношениями патриарха и РПЦ (при том, что многие наши авторы — священники и прихожане РПЦ МП и никуда из нее не собираются). Также читатели могут сами взвесить на весах собственного разумения и совести, кто больше внушает им чувство отчаяния, цинизма и безнадежности: «Ахилла» или Патриархия.ру, и где «заглушают свободу».

Другой священник, уже не альтернативный, а вполне себе благочинный в своей епархии РПЦ МП и даже председатель епархиального совета, протоиерей Андрей Ефанов написал недавно на своей странице в фейсбуке:

«Говорить о проблемах Церкви, я думаю, вполне естественно для небезразличного священника, да и вообще, христианина. Я неоднократно говорил о разных проблемах: о катехизации и о том, что ее до сих пор не на всех приходах проводят, о принципиальных проблемах пастырской и проповеднической практики, о многом другом.

Вот сейчас скажу: удивлен, что есть священники, которые за 20 лет служения не смогли выучить молитвы перед Причастием, те самые «Верую, Господи, и исповедую…»

Как они так живут?!

Но когда священник републикует у себя в блоге материал с антицерковного ресурса, предваряя его словами покинувшего Церковь клирика и при этом, похоже, полностью с ним соглашаясь, я очень расстраиваюсь. Потому что это ведет и пастыря и его паству к весьма гибельным последствиям».

По-моему, этот текст сильно отдает публичным доносом, потому что «антицерковный ресурс» — это, разумеется, «Ахилла», «покинувший Церковь клирик» — это украинский протоиерей Игорь Савва, о котором мы писали, а священник, который «републиковал» эту статью от нас — отец Федор Людоговский, один из редчайших служащих священников РПЦ МП, который рискует публиковаться у нас под своим именем.

Отец Андрей Ефанов, правда, не согласился с тем, что его текст — донос, сказав, что «имя не упомянуто»), но православный сегмент фейсбука очень узок, пишущих и известных священников мало, все друг у друга во «френдах», поэтому сигнал наверх легко считывается: смотрите, вот, мол, нахальный священник, который дерзает связываться с «Ахиллой» да еще и соглашаться с уходящими из МП.

Именно поэтому подавляющее большинство священников не рискуют открыто дружить с «Ахиллой»: потому что настучат. А потом привлекут, настучат уже по голове, и жизнь покажется в серую клеточку. Поэтому мы и оказались в такой искривленной ситуации: мы в большинстве случаев просто не может публично поддержать священника в его беде, потому что ему будет от этого только хуже, не можем даже попросить комментарий, потому что священник не даст — ему семья и служение дороже. Мы даже с осторожностью републикуем тексты из блогов священников, потому что и это может быть поставлено им в вину.

Помните, некоторое время назад был скандал с открытым письмом одного священника — Дмитрия Фесечко, в котором он обвинял архиерея в том, что тот не дает ему уйти из епархии, переехать в лучший климат для поправки здоровья больной супруги? Тогда мы опубликовали это открытое письмо на «Ахилле», тем самым выразив поддержку «гонимому» священнику. В ответ отец Дмитрий потребовал от нас снять это письмо, мол, ему поддержка от «антицерковного» ресурса не нужна, мы, якобы, «ловим хайп» на его горе.

Ладно, хозяин — барин. А история получила продолжение вскоре (как, впрочем, и было понятно любому мало-мальски понимающему расклад во внутриепархиальной жизни): епископ, разумеется, отправил его в запрет, лишил причастия и пригрозил лишением сана, если тот не покается. А супруга священника, по словам Фесечко, в отчаянии готова «в ближайшее время поехать в Москву, где в представительствах «Радио Свобода» и «ВВС» даст интервью о своем бедственном положении, чтобы ее услышали люди других стран — она верит в справедливость Божию».

Вот так: помощь «антицерковного» «Ахиллы» не нужна, а вот ВВС — это хорошо, это «за Церковь».

И в этом главная беда священников в РПЦ: когда они попадают в немилость архиерея, то выхода у них просто нет. Недавно мне написала прихожанка одного храма со своей печалью (сколько таких историй у нас — не счесть): их любимого батюшку молодой да резвый благочинный выгоняет с прихода в тьмутаракань, чтобы захватить приход для себя или своих приближенных. И автор письма спрашивает меня: что делать? Как прихожанам помочь священнику, как отстоять — может быть, написать на «Ахиллу»? И я вынужден был отговаривать ее, объясняя, что тем самым они священнику сделают только хуже: его и прихожан объявят бунтовщиками, еще и общение с «Ахиллой» поставят в дополнительную вину.

Из этого тупика нет выхода. Тут один самоназначенный «эксперт», клоун от православия Кирилл Фролов назвал то, чем занимаются на «Ахилле» — подготовкой «пресвитерианской революции». Звучит, конечно, грозно, да вот только у страха глаза велики: как «эксперты» и чиновники от РПЦ боятся «революционного» «Ахиллу», так нас боятся (вернее, боятся быть замеченными рядом с нами) и простые священники.

А ведь «революцией» патриархия и ее верные слуги называют всего лишь правду — они боятся, что люди начнут говорить, не просто отдельные маргиналы, а большие группы. Не угодничать перед начальством, не лицемерить под видом «смиренных послушников», не восхвалять барский сапог, полизывая его и повизгивая, а просто и спокойно описывать то, что видят, размышляя вслух: как же мы докатились до жизни такой и что с этим теперь делать. Вот эти мысли «что теперь делать» — пугают начальство больше всего. Ибо свобода совести и слова у рабов — уже бунт в глазах господ.

Поэтому пресвитерианская революция начнется тогда, когда священники покажут друг другу и мирянам пример — просто начав открыто говорить правду. Но за это придется пострадать, иначе не получится. Но и выйти из тупика церковной жизни РПЦ по-другому тоже не получится.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: