Допустима ли ложь, когда этого «требуют обстоятельства»?

4 месяца назад Ахилла

Благодарим вас за создание сайта «Ахилла», который с большим интересом читаем.

Мы родились в Москве, к православной вере обратились в восьмидесятых годах прошлого века. Но уже около тридцати лет мы живем за границей.

К счастью, в таких странах, где есть православная Церковь, и мы имеем возможность близко познакомиться с жизнью разных Поместных Церквей.

Сейчас у нас возникает очень серьезная проблема: как отвечать на вопросы наших детей и внуков, которые выросли вне России, о РПЦ в послереволюционный период. Речь идет о двух самых главных вопросах, которые нам задают наши дети:

Первый вопрос касается двух документов патриарха Тихона: анафемы от 19.01.1918 и воззвания от 18.06.1923 (см. тексты документов ниже) — и, как следствия церковной «политики» патриарха Тихона, «политики» патриарха Сергия.

Дети, рожденные в 80-90-х годах, спрашивают: почему такой ценой надо было сохранять РПЦ и не привели ли эти действия иерархов к нынешней плачевной ситуации в Церкви? Дети, которых мы воспитывали в евангельских истинах, руководствуясь десятью заповедями, говорят, что из этих документов следует, что, когда этого «требуют обстоятельства», возможно двуличие, возможна клевета и ложь. За границей невозможно скрыть от детей то, что замалчивается и искажается в России.

Второй вопрос: почему Спаситель и апостолы, несмотря на малочисленность в то время христиан, не заботились о том, чтобы сохранить Церковь ценой лжи и предательства, и действительно ли в 20-е годы ХХ века на уровне церковной власти сохранялось христианство, или речь шла о спасении РПЦ как организации?

И еще один вопрос, вызывающий большой интерес: вопрос крушения монархии как системы управления государства во всех без исключения православных странах. Связаны ли исторически эти два процесса: разрушение монархии и построение Церкви на лжи?

По этим вопросам мы хотели бы знать мнение священников и историков, а также всех тех, кто сталкивается с этой крайне актуальной проблемой, поскольку многие из молодого поколения видят кризис государства и Церкви в России именно в том, что проповедь евангельских истин исходит из лживых уст. Не в этом ли корень зла и беда многих умных, порядочных священников, таких как о. Дмитрий Терехин, которым не находится места в этой системе?

С уважением

Татьяна, Елена.

Сканы из книги «Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг.». М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. (с сайта ПСТГУ)