«Голос Америки» на православном радио. Часть 3

2 месяца назад Ксения Волянская

Удивительно все-таки, как по-разному выглядит одно и то же внутри и снаружи. Только получив возможность посмотреть на наше радио со стороны, я поняла, что оно парадоксальным образом осталось последним островком относительной свободы в православном медиапространстве. Конечно, в первую очередь связано это с тем, что медиахолдинг, включающий в себя ТК «Союз», радио «Воскресение» и «Православную газету» — вотчина прежде всего о. Димитрия (Байбакова), а не епархии. А один человек, который пытается контролировать три СМИ, не сможет это делать даже чисто физически, при всем желании.

Наша непосредственная радионачальница не обладает профессиональными амбициями, поэтому все эти годы у нас всё шло потихоньку, вразвалочку, без особых потрясений и перемен. Никаких тебе планерок, летучек, разбора полетов, подковерных интриг – скорее пансион семейного типа, где находят тихую пристань люди, которые в силу инерции, лени, комплексов или возраста уже не могут себе найти более денежную или более перспективную работу. Неспешные чаепития с духовными и не очень духовными разговорами, ранние уходы с работы, да и сама работа — скорее удовольствие, чем напряжение. Но благодаря всему этому ведущие могут самостоятельно, с минимальным контролем сверху, выбирать собеседников (за исключением тех, что в стоп-листе, а их все-таки мало), темы для бесед, придумывать себе рубрики и наполнять их. Конечно, работает внутренний цензор – у кого-то суровый, у кого-то – более либеральный, но он есть у всех. Например, ты понимаешь, что если гость ругает политику Путина, в особенности внешнюю (внутреннюю можно, если очень осторожно), то у тебя будут неприятности, тебе вынесут пятое «последнее китайское предупреждение». Само собой, что духовные темы тоже трогаются только очень трепетными перстами, вернее, устами. Но тут уже срабатывает внутренняя цензура у священников, они отлично чувствуют, что можно, а что опасно говорить в эфире.

Помню, когда еще наши слушатели писали письма в редакцию, были возмущенные отклики на мою передачу, в которой батюшка посмел говорить о том, что Бог – прежде всего Любовь, а не Справедливость. Хотя об этом часто говорил и Осипов, очень почитаемый о. Дмитрием и часто звучащий и на Союзе, и у нас. Но, видимо, что позволено Юпитеру, то не позволено другим, а может, батюшка перешел черту, сказав, что это кощунство – говорить, что «Бог наказывает». Еще одного попа когда-то отлучили от эфира за похвалы «Гарри Поттеру», а преподавателя семинарии – за то, что говорил о необходимости перевода богослужения на русский язык.

Чаще всего, конечно, ходили в эфир священники, любящие поразглагольствовать (есть такой типаж), и в основном, конечно, о патриотизме, духовно-нравственном воспитании, последние годы – обязательно о том, как все ненавидят Россию, как Запад загнивает, а мы встаем с колен. Но мне с такими тошно и скучно. Удавалось записывать передачи с адекватными батюшками, может быть, без особого драйва, но с человечными интонациями, без назиданий, елея, сиропа и пугалок. Последние годы часто записывала по скайпу священников из других городов, порой на довольно опасные темы, но Бог миловал, никто не жаловался, а начальство или не слушало, или смотрело сквозь пальцы.

Самое опасное – когда звонили или писали возмущенные слушатели. Вот тогда гневался шеф, и следовали оргвыводы: на эти темы говорить нельзя, или этого человека в эфире быть не должно. То есть цензура была исключительно постфактум, а разве это не редкость по нынешним-то временам? Вот и подумаешь, оглянувшись – оазис, воистину оазис толерантности и либерализма!

Чередуя во все дырки

19 мая 2013 г.

Люди делятся на тех, кто знает ответы на все вопросы, или знает, где их найти. И тех, для кого вопросы остаются всегда, даже после чтения томов святых отцов и философских трудов. После чтения вопросов обычно ещё больше. История праведного Иова и его френдов всегда современна — знающие ответы никогда не поймут тех, кто задаёт вопросы…

2 июня 2013 г.

Кто бы со стороны посмотрел, что мы на радио пишем… Вот, например, ролики примерно такого содержания, рекламирующие «радио «Воскресение»: «10 лет с любовью несём слово Божие». Выглядит это у нас на экране в сетке вещания так: «промо — давать каждый день, чередуя во все дырки».

Экуменизм и Филипп Жерар

3 июня 2013 г.

У прот. Бориса Старка в книге «По страницам синодика», которую я скачала и даю в эфир в «свои» четверги, есть любопытные истории. Как он венчал пару — советского парня, оставшегося во Франции после войны, и девушку — прислугу в богатом доме. А потом он крестил их ребенка, а крестным был — Жерар Филипп! Отцу Борису очень понравился и он, и его жена Анни. Он пишет, что, конечно, Жерар католик, но глубоко верующий христианин. Но не пишет о том, что сомневался, может ли католик быть крестным. А потом еще упоминает о старушке-католичке, которая попросила её отпеть в православном храме, когда умрет… И он выполнил ее просьбу. Интересно, сейчас возможен такой экуменизм? Или в запрет сразу?

Забавно, что на православных ресурсах эту книгу о. Бориса выкладывают с купюрами, стыдливо вымарывая сомнительные фрагменты, свидетельствующие о экуменических взглядах автора.

«Так вы священник?»

20 июня 2013 г.

После записи передачи, вместе с о. Z. заходим в церковную лавку, ему надо купить уголь и наклейки с крестами для освящения квартиры, меня уговорил зайти за компанию. Хожу, смотрю книжки. Отец Z. терпеливо ждет, пока освободится продавщица, пожилая дама с лицом измождённой козы. Наконец, дама свободна. Отец Z. говорит, что ему нужно. Дама ищет, попутно спрашивает одетого в цивильное, юного и интересного отца Z.: «Вы священник?» Он подтверждает ее предположение. Но что-то, видимо, в его облике заставляет её сомневаться. Может, смущает моё присутствие — зашли явно вместе, дамочка стриженая, без платка, да еще в брюках. Продавщица интересуется, где служит о. Z. Он подробно объясняет, но она снова испытующе смотрит и опять спрашивает: «Так вы священник?» Лицо отца заметно каменеет, но он, изо всех сил стараясь выглядеть доброжелательным, расстёгивает куртку и достаёт наперсный крест.

«Могу Вам рясу показать!» — немного нервничая, говорит он. Тётке, наконец, становится неудобно за свою недоверчивость, она протестует: «Что Вы, батюшка, не надо, не надо».

Потом, довольная знакомством, просит его освятить её квартиру — когда она будет полностью укомплектована иконами. Отец Z. даёт телефон, а дама уже обращается к нему на «ты».

— Да, — говорю, — не похож ты на попа, не похож…

— Надо быть пьяным и наглым, тогда будешь похож, — горько замечает о. Z.

Детские миссионерские трупики

24 июня 2013 г.

На работе искала что-то нужное в православном календаре на этот год. Впечатлилась, что у нас допускается к изданию Издатсоветом. Я бы рекомендовала сжечь. Вот пара перлов:

«Когда мать думает, решает вопрос: убить своего ребенка или нет, — младенец как бы догадывается об этом: у него начинает биться сердце, ибо он предчувствует какую-то опасность. Это уже доказано современной медициной. И если этот несчастный ребенок всё-таки родится, то в его сердце не будет любви к родителям».

Интересно, автор понял, что сказал? То есть если женщина подумала об аборте, лучше уж довести дело до конца — всё равно родится чудовище, не любящее родителей.

Про отношение к животным. Интервью неизвестно с кем неизвестно кого. Этот некто рассказывает случай, как один плохой чувак приказал охраннику застрелить бездомных собак:

«У него была единственная дочь 4 или 5 лет — чудный и необычно красивый ребенок. Вскоре она заболела и стала таять прямо на глазах. Через несколько месяцев после убийства собак из дверей его квартиры вынесли гроб единственного ребенка».

Миссионэры, блииин…

Погуглила и обнаружила этот душеспасительный рассказ на каком-то непонятном сайте, и там есть еще реплика жены плохого чувака: «Теперь Бог нас накажет». Но забавно, что жена названа мусульманкой.

Факебук

12 июля 2013 г.

Фейсбук еще не на слуху. Наш диктор читает новости: «В социальной сети Факебук…»  Сразу вспомнила байку, еще советскую, как диктор прочитал: «Раздедюк (Pas de deux) из балета «Лебединое озеро»».

Романовы и слуги

16 июля 2013 г.

Вот почему мне кажется, что это чистейшей прелести чистейший образец, когда кто-то рассказывает, как ему Государь явился, один или с семьей. Потому что, как мне думается, люди они всё ж благородного воспитания, и кабы явились кому, так попросили бы не только о них вспоминать, а и не забывать про верных слуг, с ними погибших. И думаю (пусть в меня кидают помидоры), что подвиг слуг был выше — если можно мерить подвиги. Потому как у них-то был выбор, им предлагали уйти, но они остались. Царскую семью убили бы в любом случае, как бы они себя ни вели.

Меня коробит, когда говорят, что царь принес семью в жертву. По-моему, они рады были бы уехать, и в Крым хотели, и в Англию готовы были, да кто ж им дал бы. А наша зацикленность на особах царской крови просто поражает. Слуги — люди простые, чего их канонизировать, и вообще вспоминать про их существование…

Вместе с князем Сергеем Михайловичем в Алапаевске убили его секретаря Федора Ремеза. Его в наших епархиальных новостях называют упорно: «один верноподданный». Не заслужил человек, чтобы помнили его имя.

Голые старцы последних времен

16 июля 2013 г.

Монтировала беседу своей коллеги с небезызвестным Юрием Воробьевским, который рассказывал с воодушевлением байки о голых старцах-невидимках, живущих в горах Афона, главная задача которых —отслужить последнюю литургию перед концом света (очевидно, они еще и бессмертные).

Еще был пересказ секретного разговора старца Паисия с его учеником: «Не очень-то интересуйся этими нагими аскетами». — «А почему?» — «Потому что есть на Афоне еще более высокий образ святости. Но если бы я рассказал тебе о нем, ты бы попал в психушку».

В конце — про электронные документы страшилки, про американца, который не мог сойти на берег Афона из-за того, что в него вшит чип. Причем хитрый такой, знает, что есть документ последнего Архиерейского собора, хоть и мутный, и корявый, но ясно говорящий, что отдельные граждане не должны себе присваивать право «выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни», — поэтому говорит, что, дескать, не стоит об этом на широкую публику, а вот вы на выставке православной подойдите ко мне, и я вам все-все расскажу.

Где-то в шкафу у нас стоит коньяк, пожалуй, пойду, плесну в чай. Может, проснется чувство юмора…

Православная выставка и энергия ци

23 июля 2013 г.

Мне на днях рассказали, что на нашей ярмарке «От покаяния к воскресению России» в секторе, где еда, БАДы и шмотки, сидели китаец и китаянка с какой-то своей диагностикой, причем людям нравится, ибо слабые места организма диагностика правильно показывает. Ну и попутно объясняют причины болезни — энергия ци не так циркулирует. Не, я ничего не имею против китайской медицины, но как энергия ци с православием сочетается, пока не осознала.

26 июля 2013 г.

Еще фраза из передачи о православной выставке-ярмарке: «Это и интересно, и душеполезно, и приобрести что-то можно, и помолиться».

26 июля 2013 г.

Услышанное на работе: «Надо молебен благодарственный заказать… А то будешь жаловаться — всё ещё хуже станет!»

О праведниках и их гонителях

6 августа 2013 г.

В тягостных раздумьях. У меня есть рубрика на радио: «неделя в истории». Хочу рассказать об отце Павле Адельгейме. Но как говорить об его биографии после 1995 года, когда исповедника веры стал травить епископ Евсевий?… О времена, о нравы! Надо учиться эзопову языку…

(В итоге сформулировала обтекаемо: «сложные отношения с епархиальным начальством». Может, кто-то заинтересуется, а в интернете все есть. А вот в 2015 году, когда делала «Неделю в истории» про покойного отца Михаила Шполянского, решила рискнуть и сказала, что, как и многие праведники, о. Михаил был гоним, упомянула, что его запретили ни за что ни про что, а потом выкинули за штат, и его статью «Церковь земная: разрывы и обрывы» назвала. Так что те, кому полюбился «Мой Анабасис», звучавший у нас на радио, могли найти и просветиться.

Пронесло, никто не жаловался.)

8 августа 2013 г.

Зацените заголовок: «Централизованное ликование». Это должно войти в анналы! Новость с нашего сайта от 7 августа: «Екатеринбург вспомнит царевича Алексия в день его рождения централизованным ликованием».   

Никон и людоеды

18 августа 2013 г.

Прекрасное из «Путешествия антиохийского патриарха» — о патриаршей милости и доброте. Сторонникам канонизации оного святителя на заметку.

На обеде у Алексея Михайловича — людоеды (лопари): «Патриарх (Никон) стал расспрашивать их об их образе жизни, о том, как они теперь приехали, и об их богопочитании. Они рассказали ему все, о чем мы сообщили, (прибавив), что прибыли из своей страны пешком, а олени везли их арбы. Он спросил их: «Чем вы воюете?» — «Луком и стрелами», — отвечали они. «Правда ли, — спросил он, — что вы едите человечье мясо?» Они засмеялись и сказали: «Мы едим своих покойников и собак, так почему же нам не есть людей?»  «Как вы едите человека?» — спросил он. Они отвечали: «Захватив человека, мы отрезаем ему только нос, затем режем его на куски и съедаем». Он сказал им: «У меня здесь есть человек, достойный смерти; я пошлю привести его к вам, чтобы вы его съели». Они начали усиленно просить его, говоря: «Владыка наш! сколько ни есть у тебя людей, достойных смерти, не беспокойся наказывать их сам за преступление и убивать, но отдай нам их съесть; этим ты окажешь нам большое благодеяние».

30 августа 2013 г.

Может ли «Доктор Живаго» звучать на православном радио? Озаботились давеча на работе. Вопрос на засыпку. Буду перечитывать, надев ортодоксикозные очки.

19 сентября 2013 г.

Часто слышу на работе: «как можно такое говорить о нем, ведь он БАТЮШКА!» А у меня есть дурная привычка: если я слышу чушь, и мне говорят: «а так сказал отец N», я говорю: значит, отец N. сказал чушь. Чем несказанно шокирую коллег.

29 сентября 2013 г.

Мама разбирала архив и нашла ксерокс моего письма, опубликованного в Известиях в марте 2003 года. Я напрочь забыла, что кипела праведным гневом по поводу пресловутой выставки в Сахаровском центре. Могла ли я себе представить, что через десять лет буду против закона о защите оскорбленных чувств…

Словарик для правильного православия

3 октября 2013 г.

Фразы, без которых не состоится правильная православная беседа на православном радио:

  • «Духовно-нравственные ценности»,
  • «западные люди живут ради потребления»,
  • «со всех сторон на нас»,
  • «информационная война»,
  • «растлевают нашу молодежь»,
  • «без крепкой семьи нет сильного государства»,
  • «наш президент Владимир Владимирович Путин»,
  • «в советское время у людей еще оставались моральные ценности»,
  • «что нам делать, батюшка с… (атеистами, неверующими, либералами, молодежью, меньшинствами и т.п.),
  • «почему нам врут про нашу героическую историю?!»,
  • «очерняют, нападают на нашу Церковь, нашего патриарха, пишут неизвестно что, поливают грязью»,
  • «ничего не знают, даже как в храм ходить»,
  • «Россия вымирает, нам надо вспомнить о традициях», etс…

Наверно, многое забыла.

Читайте также: