К выбору Епископа

7 дней назад Ахилла

Заметка из «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» от 30 апреля 1917 года.

***

Написал я этот заголовок и задумался: сколько мыслей бросилось вдруг в атаку на мое перо! Я не могу справиться с ними, бессилен отразить их и чувствую про себя, что в таком состоянии писать в епархиальных ведомостях я не могу… Смутно, несознательно, инстинктивно чувствую, что должен положить перо и успокоиться, иначе напишу такое, про что сам же скажу потом:

— Так-то оно так, но не подходит к Епархиальным Ведомостям…

И я бросаю перо, встаю, хожу, снова сажусь, снова вскакиваю, снова хожу из угла в угол…

Я, дослуживающий четверть века в сане пастыря, думал ли я когда-нибудь дожить до того времени, что буду писать о выборе епархиального архиерея как ближайшей и неотложной задаче епархии? Не сон ли это, не мечта ли?

Чует мое пастырское сердце, что и вы, мои читатели, тоже радуетесь, что дожили до этих дней, также не можете опомниться и прийти в себя. Как недавно, всего несколько недель тому назад, мы совершенно не думали, что когда-нибудь, а тем более так скоро, станем избирать сами себе епископа. Если кому-нибудь и приходила в голову такая мысль, то он боялся ее высказывать, как крамольную, и гнал прочь. А что было бы, если бы редактор Епархиальных Ведомостей взял бы да и написал в своем органе:

— Братья и сопастыри! Объединимся с мирянами для того, чтобы немедленно же приступить к избранию епископа и совершить это великое дело с возможно меньшими ошибками во благо родной епархии.

О, что бы было ему за это!.. Теперь же вот я пишу и нисколько не боюсь, что меня объявят, если не сумасшедшим, то опасным крамольником. Все духовенство теперь совершенно гласно готовится приступить к выбору епископа, и никто не машет на него палкою за это, никто не грозит запрещением священнослужения, рясоношения, рукоблагословения и проч. и проч.!..

Какое счастье! Как должны мы быть благодарны за это счастье тем, кто нам его подарил. Даже не подарил, а просто отдал, как естественно нам принадлежащее. Отдал без всяких условий, оговорок, словно отобрал у вора похищенное, возвратил владельцам и сказал:

— Возьмите, это ваше.

Велика должна быть благодарность нашим борцам за свободу, горяча должна быть молитва наша за тех, что «жертвою пали в борьбе роковой».

Их кровью очищены мы от рабства, сделались полноправными гражданами. Слава им!

Наш долг — принять дар и употребить его на пользу общую.

Пусть в настоящее время не все еще оценили этот дар, не все одинаково понимают его, это ничего, ибо это все — переходное. Пройдет оно, это временное непонимание, и все поймем, что получили мы во дни революции, и все в один голос возблагодарим Господа за его милость к нам. Только бы нам самим не напортить дело. Не оказаться бы «неготовыми». Вот об этом только и следует позаботиться.

Выборы епископа это экзамен нам — духовенству. Желая принять участие в этом экзамене, мы берем смелость высказаться по следующим пунктам, относящимся к этому вопросу, а именно:

Пункт 1-й:

Кто должен принимать участие в выборе кандидатов во епископа?

В каждом приходе все лица православного вероисповедания, без различия пола, возраста — мужчины от 18 лет и старше и женщины старше 16 лет, то есть все, достигшие так называемого церковного совершеннолетия. Если 18-летние мужчины идут защищать веру православную и Церковь святую, то они естественно должны пользоваться правом участия и в самой жизни церковной. Если церковь каждую девицу по достижении 16 лет считает правоспособной быть тем, чем держится общество, то есть хозяйкой и матерью семейства, то справедливо пригласить ее к участию в церковно-общественной жизни. Эти молодые силы внесут оживление и бодрость в приход, будут служить залогом процветания церковно-приходской жизни в будущем. Опасаться этих сил может только тот, кто слишком бережет свой личный покой, свое личное благо, а не благо прихода и церкви, как общества верующих.

Пункт 2-й:

Что нужно сделать, чтобы в каждом приходе все указанные в предыдущем пункте лица, могли принять участие в выборах?

Нужно составить списки прихожан избирателей — в городских приходах отдельно по каждой улице прихода, а в сельских — по селениям и деревням. (Эта работа пригодится и для выборов в Учредительное собрание и для всяких вообще приходских выборов). В списки эти должны быть записаны только все желающие быть фактически православными сынами церкви (а не номинальные христиане), готовые не только пользоваться правами прихожанина, но и нести обязанности его. Значит, составление списков предполагает предварительную анкету (письменную или устную при безграмотности прихожан). Списки, по составлении их, должны быть опубликованы прихожанам.

Пункт 3-й:

Какую систему применить при выборах?

Наше личное мнение, следует произвести выборы по мажоритарной системе, требующей для избрания каждого лица большинства голосов, допускающей одновременное голосование за нескольких кандидатов и даже за целый список их. В случае, если бы при подсчете голосов оказалось, что никто из кандидатов не получил абсолютного большинства, то можно допустить между двумя, получившими относительное большинство, перебаллотировку по приходам, и избранным считать получившего большинство. Эта система, быть может, сложна, но зато она дает возможность знать голос большинства народа:

— Глас народа, глас Божий.

Пункт 4-й:

Кого выбирать?

Лиц, намеченных на предварительном совещании духовенства и мирян.

Лиц, удовлетворяющих требованиям церковных канонов, за кандидатуру которых говорит их прошлая жизнь и деятельность, их личные свойства и качества, делающие облик кандидатов симпатичным для избирателей. Таких «подходящих» лиц вообще немного, а потому епархия, намечая их, не должна ограничиваться своими пределами.

Следует помнить, что выборное начало в применении к архиереям неразрывно связано с другим — принципом несменяемости архиерея (разве только в случаях, кои будут указаны законом). Раз избранного и поставленного уже не так легко будет сместить. Это необходимо помнить, а потому необходимо ныне же позаботиться о таком устройстве епархиального управления, при котором никакой архиерей не может оказаться деспотом епархии. Такое устройство управления все мы знаем — зовут его парламентарным строем, применить его к епархии трудно.

Для всякого очевидно, что в церковном отношении как духовенство, так и миряне будут делиться на партии, и каждый будет стремиться иметь законное влияние на ход епархиального управления. Это достичь будет возможно, если

Состав членов нашей палаты, то есть епархиального съезда, будет избираться по системе выборов так называемой пропорциональной, а состав исполнительного кабинета, то есть епархиального совета, будет выражением большинства съезда, и когда место секретаря консистории займет выборный контролер (подпись которого дает силу и значение всякому указу архиерея), ответственный не перед архиереем, а перед съездом (могущим предавать его суду за преступления по должности). Такой строй, да еще при возможности закрытия съездом от архиерея кошелька епархии (отказ в кредитах) будет сильной гарантией для епархии от самовластия епископа.

Не лишним считаем при введении этого строя ввести за правило и смену ключаря при каждой смене «кабинета», то есть епархиального совета.

Не смею злоупотреблять терпением читателей, хотя и хотел бы еще многое сказать о будущих перспективах, какие открываются для церкви и духовенства с введением выборного начала. Скажу только кратко в заключение, что в свободной церкви не будет вельмож-епископов, а будут епископы — слуги народные.

— Кто хочет быть большим, тот пусть будет всем слугой…

Давно эти слова сказал Христос апостолам своим. Ныне эти старые слова приобретают новую силу. Прислушайтесь к ним, вникнете в их смысл и воздайте славу Богови.

Прот. Уфимцев

***

О протоиерее Иоанне Уфимцеве известно, что он был уроженцем села Белослудского, служил в Богоявленском кафедральном соборе Екатеринбурга. В мае 1918 года после мятежа чехословацкого корпуса был арестован большевиками. Через некоторое время всех заложников, кроме Уфимцева и еще одного священника, отпустили, а последних увезли, вероятно, в пермскую тюрьму.

Впоследствии имя протоиерея Иоанна Уфимцева упоминается в качестве одного из лидеров обновленчества на Урале: он был секретарем Уральской обновленческой митрополии, редактором ряда епархиальных изданий (в конце 20-х гг.), получил сан протопресвитера, был уважаем как подвижник веры.

В 1935 году был осужден на три года лагерей, а 25 мая 1938 года расстрелян.

Читайте также: