Молиться о ниспослании мужа или сходить к психотерапевту?
16 апреля 2018 Регина Криваковская
Я живу в Украине, этнически польского происхождения. Мои родственники с материнской стороны жили и живут в районе, где много поляков (центр Украины), и они сохраняли католическое вероисповедание в течение всего времени существования СССР (и сохраняют сейчас). Моя мама в какой-то момент потеряла веру, а потом переехала в индустриальную часть Украины, где в то время никаких католиков не было, но не препятствовала тому, чтобы во время визитов к родственникам я посещала храм по воскресеньям (и каждодневные молебны в июне) и участвовала в ежевечерних семейных молитвах, длившихся где-то полчаса.
В детстве мне это всё нравилось, особенно музыка (музыку люблю до сих пор, пою в церковном хоре).
Ещё я в детстве читала детскую Библию.
Сама я никуда не ходила из-за того, что в моём городе тогда не было католического храма. В возрасте 15-18 лет на Пасху я посещала православный храм с подругой — в основном с целью освятить куличи, но просто прийти святить мне казалось неправильным, поэтому я приходила на последние час-два перед освящением, слушала там скороговорку священника, мало что понимала, но крестилась и кланялась вместе со всеми. В этот же период я после чтения каких-то протестантских брошюрок прочитала весь Новый Завет.
Как совместить свою веру с личной жизнью (мой подростковый возраст пришелся на конец 90-х — начало 2000-х), которая предполагала секс и совместную жизнь до брака, я не понимала. Чтобы было понятно — я особой красотой не отличаюсь, к тому же умная (шучу).
В 20 лет после очередного разочарования в личной жизни я обнаружила католический храм в своём городе и с пылом неофита бросилась туда. Ходила на службы, прошла катехизацию перед исповедью и причастием (без этого не допускают). Один раз сходила на молодёжку, но мне там не понравилось: обсуждение для меня было слишком очевидным, и люди туда пришли «пролетарские». Я очень надеялась найти мужчину в своём приходе, но не представляла как. Те, с кем я общалась на молодёжке, казались скучными, а другие, которых я только видела в храме, казались недоступными.
Где-то через год я разочаровалась, стало казаться, что время, потраченное на церковь, можно было потратить с бо́льшей пользой.
И ещё руководство прихода решило более активно бороться за старое здание храма, которое находилось на центральной улице города и которое было продано подставным лицам в обход законодательства, согласно которому церковные здания нужно было вернуть общинам. Борьба заключалась в том, что воскресные богослужения теперь проходили на улице перед зданием. Мерзнуть/мокнуть/жариться на улице мне не хотелось, и на Бога я к тому времени обиделась.
В общем, ушла я. Нашла себе неверующего мужчину в дружеской тусовке, даже собралась за него замуж. Но с замужеством не сложилось.
Следующие шесть лет я в церковь не ходила, не молилась, но какую-то веру сохраняла. В это время я в основном была одна, а потом согласилась на отношения с давним другом, которого не любила, как и он меня, но отношений обоим хотелось. Из этих отношений тоже ничего не получилось.
Крах этих отношений я переживала особенно сильно, и в этот период вернулась в церковь. На тот момент это было единственное место, где мне становилось легче (к тому времени здание передали церковной общине, и службы на улице прекратились). Я снова начала молиться и посещать богослужения. Через год я уехала на учёбу в другой город, там я сразу пошла в храм.
На новом месте я снова принялась знакомиться с мужчинами. Там было много людей с запада Украины, и я поняла, что вариант с совместной жизнью до брака не является единственным. Но сама я никого не нашла (человек, который мне нравился больше всего, неожиданно исчез, а другие мне не настолько нравились).
Я поняла, что Бог — не супермаркет, что Он не обязан осуществлять мои желания и что я могу сама помогать другим людям. Я нашла себе подходящее волонтёрство и несколько лет им занималась.
В церкви в это время мне не хватало общинности. Я ходила на богослужения по воскресеньям и на праздники, но ни с кем не познакомилась и вообще чувствовала себя одиноко.
В конце 2012 года после неудачного появления в моей жизни бывшего мужчины, которого я любила больше всех, мне стало совсем плохо. И я пошла на психотерапию (её мне советовала нецерковная знакомая). Считаю это решение одним из самых судьбоносных (в хорошем плане) в моей жизни.
На психотерапии мне удалось разобраться, чего я хочу и чего не хочу. Моя терапевт была агностиком, вопрос религии мы почти не поднимали. В церкви я осталась, даже пошла петь в хор (у нас он волонтёрский). И там нашла подходящую себе общину.
Весь 2013 год мне было не до мужчин, потом был Майдан, потом началась война. В 2015 году я снова начала искать мужчину, решив отложить вопрос секса до, так сказать, практической реализации. Походила на «быстрые свидания», почти безрезультатно (с одним встретилась, но он оказался поборником «ведической женственности»). Несколько раз поднимала на психотерапии вопрос «а что если я никого не найду», эта идея приводила меня в такое отчаяние, что я принималась рыдать. Рассматривала идею монастыря, но это тоже был жест отчаяния.
Я где-то с год молилась о ниспослании мне мужа, но потом надоело, и я перестала.
Ещё я в это время познакомилась с протестантами, один раз сходила на их богослужение из любопытства. Было интересно, но у них идея «женщина должна быть замужем» ещё более сильная, и все мои знакомые незамужние протестантки постоянно думали о том, как им выйти замуж. У католиков всё же одиночество не в монастыре считается вариантом нормы (даже в проповедях и молитвах упоминается).
В очередной момент, когда я набиралась сил сходить на быстрые свидания, я познакомилась со своим текущим женихом. Он оказался верующим (православным), и многие вопросы снялись сами собой. Познакомились мы в феминистическом обществе в дискуссии, где я доказывала совместимость христианства с феминизмом.
Выводы (для женщин, желающих выйти замуж):
1. Нет какой-то одной штуки, которую нужно сделать, чтобы выйти замуж. Поэтому…
…2. Стоит делать свою жизнь настолько счастливой сейчас, насколько получается. Делать вещи, которые нравятся, общаться с приятными вам людьми, заботиться о своём здоровье. О будущем тоже думать стоит, но лучше в смысле инвестиций («собирать сокровища» в небе и на земле, если получается).
3. Очень советую психотерапию у хорошего психолога. Помогает разобраться в себе. Примечание: хороший психолог никогда не говорит клиенту, что ему делать и каким быть.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: