О законопроектах 18 мая

5 месяцев назад Ахилла

Вчера, 18 мая, в Верховной Раде Украины должны были пройти слушания, касающиеся поправок в закон «С свободе совести и религиозных организациях». Предполагаемые изменения закона вызвали бурную реакцию в обществе, верующие УПЦ МП были созваны на «молитвенное стояние» под стены Рады. В итоге, на заседании Рады поправки не рассматривались. Ситуацию вокруг этих поправок комментирует священник УПЦ МП (анонимно):

— После начала войны в 2014 г. в инет-пространстве и в свидетельствах участников было очень много информации о поддержке священниками МП интервенции на востоке. Общество требовало объяснения. К сожалению, новое руководство УПЦ МП не сочло важным идти на диалог с обществом, искать точки соприкосновения. Иногда непринятие тренда «страна воюет с агрессором» выглядело вызывающим — например, когда руководители УПЦ, приглашенные на заседание Верховной Рады, остались сидеть в тот момент, когда было предложено присутствующим встать и почтить память погибших воинов.

В целом демонстрируется также антизападный и противо-модернизационный подход, например, по отношению к Собору на Крите в 2016 г. Но главное — это постоянная риторика «нас обижает власть и антицерковные силы» при нежелании понять требование большей части общества — отмежеваться от политического курса МП как составной части государственной имперской политики РФ. Это демонстративное непринятие требований общества (и украинского государства) приводит, с другой стороны, к некоторым юридическим актам, выражающим давление общества и государства на УПЦ МП.

Этими актами и являются законопроекты, выносимые 18 мая на сессию Верховной Рады. Они несовершенны и (в первом варианте) кажутся недемократичными. Проект 4511 требует договора между УПЦ и государством (в тексте неясно — идет ли речь об органе руководства конфессией или о каждом юрлице, т.е. приходах и епархиях) в виде декларации лояльности принципам суверенитета и целостности Украины. Согласно такому договору, например, любое выступление клирика (епископа) в Крыму, который сейчас является канонической территорией УПЦ, в поддержку российской армии или государства, или освящение оружия, кораблей, самолетов, будет нарушением этого договора.

Также в проекте 4511 предлагается согласование новоназначенных руководителей региональных отделений и самого главного лица с госорганом (т.е. епископа и Митрополита Украины), так как (по логике) их назначение контролируется «государством-агрессором» (это юридическая формулировка). Эта новелла, конечно, выглядит как анахронизм XVII века.

По второму законопроекту предлагается возможность прихожанам прихода (как отдельного юрлица) на своем собрании определять свою юрисдикционную принадлежность. Это вполне логично, на мой взгляд. Единственное, не прописан механизм определения — кто есть «прихожанин». Это, полагаю, может быть уточнено.

Фото: pravoslavye.org.ua


Читайте также: