Пилигрим-цюань, или Принципы двух кулаков духовного паломника

4 июля 2017 Михаил Шелудько

Наше путешествие к Царству Небесному является не чем иным как паломничеством. Издавна именно такая метафора использовалась учителями Церкви для описания процесса духовного восхождения. Вспоминаются и «Церковь странствующая» из лексикона католической экклесиологии, и «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Буньяна — христианского классика, метафорически описавшего путешествие искателя Истины сквозь трясины и топи духовных препятствий и искушений материального мира. Предлагаемые ниже принципы были выработаны и выстраданы автором в ходе его собственного духовного путешествия.

5 принципов левой руки

Левую свою руку Паломник использует для защиты. Не защитив того, что уже обретено, мы его с большой долей вероятности потеряем.

  1. Не оставайтесь надолго в общине, в которой нет для вас никакого духовного роста.
  2. Не слушайте проповеди, которые не приносят вам никакой духовной пользы.
  3. Не повторяйте молитвы, в которые вы не можете вложить свое сердце.
  4. Не следуйте советам святых, которые не созвучны духу вашего служения Христу.
  5. Не посещайте богослужения из чувства долга.

5 принципов правой руки

Правая рука предназначена для атаки. Движение вперед обеспечивает именно ее активность.

  1. Поклоняйтесь Христу так, как велит делать ваше сердце.
  2. Черпайте вдохновение там, где вы его находите, даже если это будет нестандартным.
  3. Общайтесь с теми людьми, которые прямо или косвенно вдохновляют вас на глубокую духовную жизнь.
  4. Держитесь тех общин, в которых вы находите присутствие Святого Духа.
  5. Никогда не прекращайте духовный поиск.

Прежде чем рассматривать эти принципы подробнее следует сделать оговорку. Данные советы — не духовное молоко, но мясо (1 Кор. 3:2-3; Евр. 5:12-6:2). Их могут правильно понять и применить лишь те, кто достаточно зрел, чтобы не злоупотреблять Богом дарованной свободой. Для новоначальных они могут быть соблазнительны; для верующих с большим духовным «пробегом» — стать глотком воды в пустыне или даже лекарством, оживляющим умирающее чувство первой любви (Откр. 2:4). Итак…

Левая рука

Не оставайтесь надолго в общине, в которой нет для вас никакого духовного роста.

Церковь построена вокруг общения. Прообразом евхаристического собрания является Тайная вечеря, на которой Иисус Христос и его ученики сидели за столом, общались на духовные темы и получили из рук Учителя Хлеб и Вино. Но нельзя взять и отделить Причастие от Сопричастия, т.е. от общения. 99,99% Своего времени на земле Христос общался, и лишь 0,01% — преломлял Хлеб. Церковь создана для того, чтобы в Его присутствии ученики переживали снова и снова свою встречу с Ним, а также для того, чтобы в общении мы развивались и духовно росли.

На определенном этапе та или иная община могут сильно помочь нам в нашем духовном восхождении, но может настать момент, когда мы получим или отдадим максимум из возможного в этой общине и дальнейшее пребывание в ней станет пустой тратой времени. Ни мы сами, ни члены этой общины никакой пользы больше получать не смогут, и не останется ничего другого как покинуть ее. Как бы это странно ни звучало, иногда для духовного роста стоит побыть одному, а иногда — найти новое сообщество, в котором мы сможем реализовать завет Христов «да будут все едино». Жизнь коротка, и тратить ее на топтание на месте не имеет никакого смысла. Это не нужно ни вам, ни общине, ни Богу.

Не слушайте проповеди, которые не приносят вам никакой духовной пользы.

Проповедь во время Литургии — не ритуал и не дань традиции, а живое наставление в духовной жизни. Если священнику нечего дать вам — займите себя чем-то более полезным. Книга, смартфон с проповедями или Иисусова молитва лучше, чем самоистязание пустословием проповедующего. По форме слова могут быть правильными или благовестовмещающими, но все мы умеет отличить духовную пищу – словесное молоко или мясо — от жвачки или ароматизатора, «идентичного натуральному». Не стоит терять зря время.

Это же касается и не литургических проповедей. Не стоит себя насиловать слушанием или чтением того, что для нашего сердца или ума бесполезно.

Не повторяйте молитвы, в которые вы не можете вложить свое сердце.

Тут имеются в виду два аспекта: не повторять молитв, которые духовно или эмоционально нам чужды и не заниматься повторением «мантр», когда молитва уже не выражает нашу мысль или желания, а просто произносится ради самого факта «вычитки». Если уж взялись за молитвенник или четки — в каждое слово нужно вкладывать свое сердце и ум. Если не получается — займитесь чем-то более полезным. Бессознательное бормотание славословий не приносит совершенно никакой духовной пользы. Ни вам, ни тем более тому, Кому вы так «молитесь».

С другой стороны молитвы святых или псалмы могут быть неактуальны для вас и вашей ситуации. Зачем же тогда их повторять? Кроме того, часто молитвы выражают чисто субъективный опыт святого или содержат прошения, под которыми вы не смогли бы подписаться. В сторону их. Молитесь своими словами или просто помолчите с Богом.    

Не следуйте советам святых, которые не созвучны духу вашего служения Христу.

Здесь как и в молитвах: самые благие побуждения святых авторов все равно в большей или меньшей степени являются их личным пониманием. Даже Откровение Божье люди могут излагать субъективно, через призму собственных установок и понимания. Ожидается, что в результате нашего духовного роста, мы сможем отличать субъективное от абсолютного и не станем примерять на себя те советы, которые могут не принести нам пользы (а иногда даже и навредить!).

Особенно это касается всяческих «видений», мистической или аскетической литературы, советов старцев, откровений экзорцистов и прочего. Субъективные понимания могут не только сбить нас с пути, но и вообще отбить желание жить духовной жизнью. Лучше допускать собственные ошибки, чем сломать хребет о древо чужого опыта. Так хотя бы не обидно.

Не посещайте богослужения из чувства долга.

Безусловно, на определенном этапе начинающий верующий должен уметь пересилить себя, побороть лень и искушения заняться чем-то приятно-материальным, чтобы пойти в воскресенье на Службу Божью. Но не для того существуют Литургии, чтобы мы себя насильно загоняли в храм! Литургия — это свободное любовное общение с Господом, это сослужение родной духовной общине в поклонении Богу, это пир любви в конце концов! Христос не дал нам заповеди посещать по воскресеньям храм, но дал заповедь любить друг друга и постоянно пребывать в общении с Его учениками. Никому кроме нас самих не нужно наше посещение храма. Собрания даны для нашего духовного блага — не как заповедь, а как помощь на духовном пути. Бог не в рукотворных храмах живет, а в собрании верующих, а также в каждом искреннем и чистом сердце. Формальное посещение литургий становится бессмысленным делом. Если вы не чувствуете реального духовного насыщения после служб — постарайтесь найти более эффективный способ побыть с Богом наедине или послужить Ему и Его общине. Даже в Ветхом Завете, где соблюдение субботы было заповедью, правильно было отдавать приоритет человеку, а не субботе (Мк. 2:27). В Новом же Завете самое ценное в воскресном дне — памятование о Господе, — Его страданиях, смерти, воскресении из мертвых, о Его даре всем нам быть детьми Божьими.

Помните, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Принуждение — не от Бога. Чувствуете, что потеряли смысл в посещении воскресных литургий — отыщите его снова или найдите полноту благодати Божьего собрания там, где она есть. Даже если это будет всего лишь ваше сердце.

 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

Правая рука

Поклоняйтесь Христу так, как велит делать ваше сердце.

На определенном этапе формальные и общепризнанные формы поклонения и богопочитания могут перестать работать. Вы будете действовать по привычной схеме, но не получать при этом никакого духовного результата. Вместо того чтобы заниматься бессмысленным «полированием четок» или «слюнявлением икон», остановитесь на том типе поклонения, который все еще сохраняет для вас свою актуальность. Любые искренние порывы сердца следует слушать, и воплощать задуманное смело и без оглядки на мнение окружающих. Хотите поститься для Иисуса — поститесь, хотите проповедовать на улицах — проповедуйте, есть желание рисовать картины, танцевать или писать музыку — делайте это. Найдите способ выразить свое сердечное стремление к Богу так, чтобы оно было живым и естественным. Самое плохое поклонение — это поклонение без души, а самое глупое — сдержать сердечный порыв из-за стеснения или робости. Сердце — безошибочный ориентир в море советов и предписаний. Не поступайтесь сердечным чувством ради навязанных извне стандартов.

Черпайте вдохновение там, где вы его находите, даже если это будет нестандартным.

Духовная жизнь — это не короткий рывок, но долгий и изнурительный марафон, забег на дальнюю дистанцию. Для поддержания сил и мотивации идти дальше нужны самые разнообразные средства, особенно учитывая то, что время от времени ум и сердце к ним привыкают и их приходится заменять другими. Ваша задача — находить все новые и новые вдохновляющие источники, даже если они будут находиться вне очерченного круга «канонической» церковной структуры или утвержденной церковным начальством литературы. Игнатия Лойолу вдохновляли военные истории, а Франциска Ассизского — поэзия трубадуров и природа, но оба достигли святости и произвели колоссальное влияние на Церковь и мир.

Общайтесь с теми людьми, которые прямо или косвенно вдохновляют вас на глубокую духовную жизнь.

Самый ценный ресурс для духовного пилигрима — люди, единомышленники. Те, чей ход мыслей прямо или косвенно созвучен нашему внутреннему миру и может его подпитать. При этом, далеко не всегда ими будут члены нашего прихода или даже Церкви. Бывает, что такими источниками вдохновения становятся представители других религий или вообще мирские мыслители, творцы, индивидуальности. Если общение с человеком вдохновляет вас — держитесь его и дорожите возможностью быть рядом. Если такого человека нет — постарайтесь найти. Личного общения ничто не заменит.

Держитесь тех общин, в которых вы находите присутствие Святого Духа.

Дух Господень Себя проявляет не везде. Есть совершенно мертвые и пустые общины, которые только внешне занимаются чем-то духовным. Дух Святой не обяжешь находиться здесь или там, Его только любовь и смирение привлекают, туда Он и устремляется. Бывают совершенно убогие внешне общины, но полные, тем не менее, благодати Святого Духа. Существует и их прямая противоположность — внешне живые и благостные, но совершенно бездуховные. Следует держаться первых и избегать вторых.

Никогда не прекращайте духовный поиск.

На этом пути нет покоя. Никто не спасется, просыпая всю свою духовную жизнь в комфортной церквушке. Могут быть остановки и тайм-ауты, случаются и отступления, но духовная «теплота» (Откр. 3:15-16) смертельно опасна и губительна. Что бы ни происходило в жизни и как бы вас ни разочаровывали близкие, друзья, иерархия, их идеи или вы сами, продолжайте искать Бога и Его проявления в этом мире. И наоборот — если вы думаете, что уже максимально с Ним сблизились и что познали всю полноту Его откровений — вы тоже в опасности.

Поиск Господа нельзя прекращать — ни если вы духовно опустошены, ни если духовно переполнены. Оба состояния опасны и должны быть изменены. Как именно это делать — существует масса духовной литературы и полезных советов. Но самые главные принципы перечислены выше. Они гарантировано приносят пользу, если их правильно применять.

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal