«Поп на Мерседесе» и евангельский подвижник: Мнения священнослужителей
1 июня 2017 Ахилла
Источник: Regions.ru
Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем – якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали», — заявил епископ.
Орловская митрополия заявила, что опубликованное изданием «письмо» епископа – подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ «фейк» даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», — говорится в официальном заявлении.
Однако само наличие у епископа дорогого внедорожника никто не оспаривает. А не секрет, что священнослужитель на дорогой иномарке («толстый поп на «Мерседесе») давно превратился в своего рода символ, которым Церкви постоянно колют глаза ее критики. Это тем более удобный повод для нападок, что он хорошо сочетается с давним и укоренившимся стереотипом «попа-мироеда». В частности, в пример отечественным иерархам постоянно приводят покойного Патриарха Сербского Павла, быт которого был строго аскетическим.
Можно понять и критиков (демонстративная роскошь быта вступает в прямое противоречие с евангельским учением), и тех, кого они раздражают («Евангелие – это книга, по которой должны жить неприятные мне люди», — иронически сформулировал позицию критиков православный публицист Сергей Худиев).
«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным – если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов.
Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника — помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания.
Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль – просто способ выполнить свое служения.
Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? — Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея.
Я уже читал об этой истории в СМИ – как выяснилось, информация о письме епископа оказалась провокацией.
Конечно, показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание – в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно.
Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: «Как же так»? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили — чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека.
Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно.
Протоиерей Игорь Шумилов
На мой взгляд вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся.
«Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?» — Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф.19:23,24); «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Матф.6:19)
Что касается «демонстративного пристрастия к дорогим вещам» — то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви.
Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно.
Но епископ – это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ – он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу.
Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты.
Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка – митрополит Тверской и Кашинский Виктор – ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки.
И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен – найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение.
Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ – особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию – никаких миллионов у отца Иоанна не было.
Я не берусь судить иерархов нашей Церкви — для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем – не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви.
Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно – это противозаконное вторжение в личное пространство.
Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения — иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно.
А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, то по проходимости и надежности именно «Тойота Ленд Крузер» — одна из лучших машин.
Конечно, если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на «Роллс-ройсе», это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника — он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием.
И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется.
Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, — кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят.
Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет.
Люди почему-то вбили себе в головы, что священник или мулла должен влачить жалкое существование. А тех, кто ездит на дорогих иномарках, считают хапугами, спекулянтами и паразитами общества.
Что такого в том, что священнику подарили дорогой джип и он ездит на нем? Если это честный подарок, ничего криминального нет. А людям, которые упрекают за дорогие подарки, невозможно что-то объяснить. У них нет чувства уважения, они всегда найдут, к чему придраться, так что с ними даже спорить не надо.
Аллах говорит: «Не язычествуйте даже во время еды». Чрезмерность – это не хорошо, должна быть мера во всем. В исламе не приветствуются излишества. Но в случае подарка ничего страшного нет, епископ же не украл машину.
Наш пророк Мухаммед был скромным, и ислам приветствует скромность. Самый большой ответ на Судном дне будет держать самый богатый человек, если он не помогал нуждающимся и обездоленным. Поэтому вопрос не только в машине. Тут важно, как человек в жизни себя ведет.
Это дело не журналистов, а управления митрополии. Тем более, что мы не знаем точно, как все происходило в действительности.
У нас не привыкли к демонстрации роскоши – так было со времен Советского Союза. Но богатство – это хорошо или плохо? Мне кажется, что хорошо. Благодаря богатству можно сделать много хороших, добрых дел. И если кто-то кого-то отблагодарил, сделал подарок, — что здесь плохого? А в обществе это действительно может быть воспринято с возмущением, вызвать негодование – «слуга народа» должен быть немного скромнее.
Не могу сказать, что люди сейчас у нас живут очень хорошо, хотя наша страна развивается, и, дай Бог, все получится. Нужно время.
На Западе богатый человек вызывает уважение, на него стремятся быть похожим. У нас еще с коммунистических времен на богатого человека смотрят с неодобрением – значит, он украл или совершил неблаговидный поступок. Поэтому к нему такое отношение.
Да, это компрометирует Церковь. Зная, как реагирует народ, как пресса охотится за подобными случаями, не надо никого дразнить такими заявлениями.
Я понимаю, что это подарок, что на такой машине удобно передвигаться. Но для поездок необязательно иметь очень дорогой джип, — вполне достаточно удобной машины, которая стоит несколько сотен тысяч рублей. За такие деньги можно купить хорошую иномарку, да и российские машины сейчас вполне комфортны. Так что это не очень умный ход.
Прессу я понимаю: она для того и существует, чтобы публиковать разные интересные и «жареные» факты. Никто не будет задумываться, что подавляющее большинство священнослужителей ведет более чем скромный образ жизни. Хватит одного факта, чтобы бросить тень на Церковь.
епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института
Человек неправ, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом – а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, — обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать.
Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину – тем более, если ее используют в миссионерских целях. Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней — тогда умножится и количество прихожан.
Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: «отсеки руку свою, вырви глаз». Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его.
Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса «люкс», и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее – вот и все преимущество.