Православие или смерть?

2 недели назад Сергей Зубарев

Этот лозунг, признанный в России экстремистским, тем не менее прекрасно живет на Афоне. Для тамошних монахов он правилен, для них воистину – или православие, или смерть. Смерть, прежде всего, как монаха, как верующего в Бога человека. В обществе же многоконфессиональном, полуязыческом и вообще полусветском этот лозунг актуален лишь для тех, кто носит его на своей майке. Для людей иных он ровным счетом ничего не значит: для тебя без православия – смерть? Ну так, и умирай себе на здоровье — нам и так хорошо. В этом смысле не совсем ясно, почему российская фемида сочла лозунг экстремистским – скорее, он направлен внутрь, нежели вовне. Еще более непонятным такое решение становится в контексте современной российской политики, для которой, похоже, лозунг как раз актуален – этой политике, такое ощущение, без православия действительно – смерть!

Такой вывод можно сделать, если пару дней подряд посмотреть картинку, которую кажут государственные каналы. Там почитай, что ни одно более или менее важное мероприятие государственного значения не обходится без участия православной церкви – ну ведь и правда, смерть государству без православия. Никак! А вот православию, такое чувство, что наоборот… если и не смерть, то одна беда от такой дружбы с государством.

Внимательно, в течение целого года, читая форумы неглупых в общем людей, я пришел к выводу, что непринятие или же ненависть к церкви и, как следствие, к православию, вызвана всего-навсего несколькими причинами:

1) Строительство православных храмов с участием бюджетных средств в то самое время, когда закрываются общеобразовательные школы, на которые средств не хватает.

2) Чересчур теплые порой отношения иереев и самого патриарха с госчиновниками, олигархами и т.п. И как следствие – проецирование оправданной нелюбви народа к чиновникам и олигархам на церковь.

3) Своеобразное поведение церковной верхушки в контексте материального благополучия.

Да-да! Я лично больше не верю в высказывания «экспертов» о том, что «будь у нас хоть патриарх Павел Сербский, все равно бы критиковали». Нет и еще раз нет! Народ сегодня вполне справедливо критикует того, кто не должен давать и повода для критики – первого среди равных. Один из моих лучших друзей снимал патриаршую службу и рассказывал о той мучительной душевной боли, которую испытал, глядя на автомобили духовенства. И нечего здесь дальше прикрываться субординацией, чинопочитанием и смирением – я ответственно заявляю, что и у меня это вызывает те же самые чувства, что у моего доброго друга. Гонимые когда-то, а теперь возлюбленные государством, они пересели на «майбахи», часто даримые представителями того самого государства. И на этом месте они перестали быть вместе со своим народом. Перестали быть его частью.

Однажды мой знакомый написал гениальную фразу: «от того, какие часы на руке у патриарха, для верующих абсолютно не зависит качество тела и крови Христовых». Я так обрадовался – ведь попал Саша Чаусов точно в цель одной лишь фразой. Но ведь с другой-то стороны, из-за часов патриарха многие так и не узнают о том, что же это такое – плоть и кровь! Да-да, именно так. Возлюбленные государства, слившиеся с ним в идеологическом экстазе, больше не могут жестко, честно и по-христиански открыто высказывать свое мнение в отношении своего главного партнера. Единицы их из интернета недоступны большинству, зато официоз, лоббируемый финансистами госканалов, этому большинству уже противен. И это противление проецируется на всю церковь. Понятно, что в этой ситуации на задний план отходят вещи, ради которых умирал на кресте Христос. Да, страшно далеки Его «главные представители» от народа, страшно далеки…

Как не хочется вспоминать и говорить об обиженных дамах из бесталанной, если честно, группы «Пусси Райот» — но не говорить нельзя. Ведь именно эти бабы когда-то стали квинтэссенцией всего идиотизма и смехотворного правового креатива государства, которое «помогло» церкви. «Спасло» русское православие, за что ему «большое спасибо». Еще тогда, когда многие кричали «распять!» и писали всякие письма куда надо и не надо, я полагал, что распятие станет еще одним витком информационной войны, отвлечением от более важных событий, еще одним плевком в сторону церкви.

Что можно сказать? Так оно и вышло. Эти плохо воспитанные дамы стали вдруг героинями миллионов публикаций: еще бы, ведь за прыгание в храме – колония. Хотя, назначь им исправработы с лекцией о русской культуре – крику было бы куда меньше. А пользы больше. Но маразм, существующий в головах некоторых представителей российской правоохранительной системы вкупе с желаниями некоторых – я повторяюсь – лишь некоторых представителей церкви сделал то, что не удавалось еще никому – поднял хай на весь земной шар. Браво! В духе лучшего триллера журналисты вдруг рассказали и показали, что помещения в ХХС, оказывается, можно снимать за деньги для собственных мероприятий. Иконы завешиваются, и делай чего хошь. Отлично! В том же самом веке, когда бабы плясали и орали в храме, российские чиновники плясали и орали на крейсере «Аврора», очевидно, тоже оскорбляя чувства многих советских ветеранов. Ведь для них «Аврора» — не просто крейсер из талантливой песни. Для них он – символ. Возможно, что тоже очень значимый. Но в тюрьме что-то никого из плясавших не видать… Отсюда общественность сделала вывод: то, что можно в отношении каких угодно святынь, нельзя в отношении святынь православных! Попахивает, мягко говоря, несправедливостью.

Теперь же, благодаря неправильно понятому некоторыми госчиновниками лозунгу «Православие или смерть» (а лозунг, видимо, поняли буквально), несколько девиц оказались в гонении. В роли гонителей выставили православную церковь – ведь пели-то эти «деятели искусств» в Храме, а не в Кремле. И то, что церковь не может никого осудить, кроме как своих чад и то лишь в устной форме, уже никого не волнует. Возлюбленная государством церковь больше не подает голоса «против» своих попечителей (отдельных смелых не слышно, и я говорю о церкви вообще), а значит она как бы «за». А значит – выступает в роли гонителя. И снова впору кричать «браво!». Только кому? Я не уверен, что спектакль срежиссирован до конца – скорее, то, что случилось после поимки девиц – итог печального разноголосого дуэта. Дуэта под названием «РПЦ и РФ».

Особенно «замечательно», что именно в этих условиях государство и церковь запустили религиозно-культурный проект в школы. Задумка проекта прекрасная – даже в толерантном европейском обществе считается, что иностранцы, прежде чем получить гражданство, должны пройти испытание на знание культуры принимающей страны. Русским иностранцам в России – а многие из нас таковыми и являются, это совсем не помешает. Российская культура и впрямь большей частью православная, и это не должно смущать даже атеистов. Но в виду некоторых, так сказать, вновь открывшихся фактов – предмет вызвал настоящий взрыв споров…

Мой прадед был коммунистом. Коммунистом полуголодным, многодетным, испытавшим на себе, что такое пули «белых». Таким и умер. А вот его последователи полностью повторили судьбу свиней из романа «Скотный двор» Д. Оруэлла. Когда потомки тех, кто томился на каторге, тех, кто носил героические простреленные гимнастерки, превратились в жирных боровов в черных костюмах и с одинаковыми лысинами – их больше никто не мог любить, им больше никто не мог сочувствовать. Можно любить вора, можно уважать врага, но нельзя уважать аппаратчика-холуя. Трагедия советской империи – это история человеческого чувства. Это чувство отвращения к зажравшимся, забывшим, зачем они здесь, поросятам в черных костюмах.

Мне кажется, что совместная песнь церкви и государственного аппарата должна непременно закончиться. Потому что невозможно пронести людям любовь и правду через строй все тех же черных костюмов и тех же лысин – правда и любовь расплескаются где-то по дороге. Их украдут, продадут заграницу, попросят взятку за их дальнейшее продвижение в народ – вариантов «работы» у людей в костюмах немало. Нужно, минуя этот строй, выйти напрямую к людям. Со свежей, не поделенной, не распиленной, не подвергшейся цензуре правдой. Эта правда в православии, конечно же, есть – надо лишь, чтобы ее увидели многие…

Я видел, как черная ряса обнимается с черным костюмом. Со стороны получается эдакий рясокостюм. Новый дизайн для тех, кто утром думает о народе и душе, а по вечерам, благословясь, торгует налево народными газом и нефтью.

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Поддержать «Ахиллу»:

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal