Православное образование в школах Германии: со знаком качества

15 августа 2017 Наталья Василевич

Автор — докторант Рейнского университета, магистр политологии, магистр теологии.

***

В Германии по разным подсчетам проживает от полутора до двух миллионов православных: греков, русских, румын, белорусов, сербов, болгар, арабов, немцев и т.д. Это делает Православную церковь — а именно в единственном числе — церковью, а не церквями — называют себя православные, — третьей по величине христианской церковью в Германии. А вот число школьников, которые на сегодняшний день изучают православие в рамках обязательной школьной программы, на этом фоне выглядит довольно скромно — всего около девятисот. Разберемся, что представляет из себя православное образование в школах Германии, как оно развивается — организационно и в плане контента.

Сначала нужно сказать о двух вещах. Во-первых, уроки религии в школе гарантированы немецкой конституцией. Причём упоминаются они среди самых основных прав человека, таких, например, как свободы религии, или права на выражение мнения, или свободы средств массовой информации.

Наталья Василевич

Во-вторых, образование в Германии находится в ведении федеральных земель, поэтому в каждой земле есть своя специфика, отражается это также и на православном образовании. В каждой земле свои религиозные программы, свои требования к тематическому репертуару, разная продолжительность уроков. Преподавание православия ведется сейчас в четырех федеральных землях — в Западной Германии: Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Гессен, Нижняя Саксония, а в Баден-Вюртемберге идет подготовка к этому.

Исторически первыми преподаванием православной религии в школе начала заниматься РПЦЗ — в Баварии. В плане контента их уроки были сделаны по модели Закона Божьего в дореволюционной России, важную роль в содержании курса играл патриотизм и национальная гордость. То есть это было именно русское православие.

Позже, когда из Греции и Югославии приехали гастарбайтеры, то с греческим государством было заключено у Федеративной Республики Германии специальное соглашение о сотрудничестве. Чтобы интегрировать в немецкое общество детей гастарбайтеров, но при этом чтобы они не забывали и свои корни, в немецких школах для них начали преподавать их религию, то есть православие; их, то есть греческий, язык. К 1980-м годам уже стало понятно, что ни гастарбайтеры, ни их дети массово возвращаться в страну происхождения не будут, стало много смешанных браков, и уже было недостаточно просто создавать греческие школы для детей греков. Возникла необходимость организовать возможность, чтобы дети, которые будут жить в Германии, получали образование в соответствии с немецкими стандартами в обычных немецких школах, и конечно, по-немецки.

Параллельно шел процесс налаживания межправославного сотрудничества. В 1994-м году была создана конференция православных епископов Германии (KOKiD), которая стала одной из моделей межправославного сотрудничества в т. н. диаспоре, принятой в качестве нормативной Синаксисом предстоятелей в Шамбези в 2009 году, после чего она стала называться Конференцией православных епископов Германии (OBKD). В 2007 году РПЦЗ вошло в каноническое общение с мировым православием, поэтому и в Германии активно включилась в межправославный процесс. Сейчас в православной среде все менее принято употреблять слова «православные церкви» во множественном числе. Стараются говорить: «православная церковь», следят за дискурсом, за тем, как они себя презентуют. Это очень важно, все сознательно говорят о православной церкви в единственном числе.

Соответственно и религиозное образование стало понемногу интегрироваться на межправославном уровне. Произошел переход от национальных моделей к более интегрированной программе и форме преподавания. Программы курса православной религии универсальны, но содержат и некоторую национальную православную специфику. Епископская конференция создала специальные структуры и назначила ответственных в каждой федеральной земле, чтобы вести диалог с государственными органами, с министерствами образования о том, как разрабатывать программы. На данный момент, в зависимости от федеральной земли, для преподавания православной религии в школе требуется от пяти до двенадцати человек, хотящих изучать православие. Нередко такие уроки проводятся после обеда.

Религия преподаётся с первого по двенадцатый класс обязательно. Где-то два часа в неделю уходит на занятия религией. И экзамены сдаются обязательно. Конечно, можно выбрать светскую этику или религию. Но этот компонент обязательный, он входит в аттестат, поэтому это не просто факультатив, это настоящий урок, который влияет на то, как ты закончишь эту школу.

Куда пойти, на светскую этику или на религию, выбирают сначала родители, но в последних классах школы (учатся 12 лет) учащимся уже по 18-19 лет, и они уже сами несут за себя ответственность. Например, когда они заболели и не могут пойти в школу, то не родители пишут записку для учителя, а сами дети решают все свои вопросы, поскольку они уже совершеннолетние. 

В деле преподавания религии в школе государство обязательно сотрудничает с соответствующими религиозными организациями — все учителя являются уполномоченными со стороны религиозных организаций. То есть государство/школа не могут взять в качестве преподавателя кого-то с православным дипломом, если он не уполномочен церковью. Оплата труда преподавателей организована по-разному: в некоторых случаях преподавателю платит зарплату церковь, а потом обращается в государственный орган, и те компенсируют эти расходы церкви. Государство может также платить зарплату напрямую.

В прошлом году межправославная рабочая группа при епископской конференции Германии издала первый учебник по православной религии для первого-второго классов «По пути со Христом». К учебнику прилагается пособие для учителей и рабочая тетрадь. В группу вошли преподаватели и богословы из разных церковных юрисдикций и разного национального происхождения (немцы, русские, греки, сербы, румыны), авторские иллюстрации для книги подготовила Дарья Наумец.

Учебник получил благословение всех четырех председателей епископских конференция из стран, где немецкий язык является государственным — Австрии, Бельгии, Германии и Швейцарии. На обложке книги икона «Иисус с детьми», где дети подчеркнуто разнообразного этнического происхождения. В самой книге шестеро героев — два мальчика и три девочки: Саша из России, Никос из Греции, Мария из Румынии, Наталья из Югославии и Самира из Ливана; а также о. Симеон — такое имя универсально православное, подходит для всех национальностей, его именно так зовут для того, чтобы все дети чувствовали общность с этим священником. То есть авторы пытаются одновременно продвигать и идею единой церкви, универсальной православной церкви, независимо от национальных и культурных особенностей; но и идею культурного разнообразия православия как важной составляющей православной жизни в диаспоре.

Первая глава называется «Мы – разнообразны», вторая «Мы – вместе», где слово «ЕДИНАЯ Православная Церковь» написано капслоком. Кроме того, один из героев книги — мальчик с загипсованной ногой, символизирующий детей с особыми потребностями. По названию учебника – «На пути со Христом» очевидно, что это не «православная культура», а именно религиозный предмет, причем довольно христоцентричный.

В немецкой системе образования к каждому учебнику есть свои требования. Строго контролируется, например, количество строчек и слов, площадь, которую занимают на странице картинки и текст: для каждого класса свои нормативы. В учебнике «На пути со Христом» также много коротких песен, как традиционных православных, так и авторских, на немецком языке. Например, в теме «домашняя молитва» песенка примерно такая: «Встав поутру, я крещусь, целую икону, и так я приветствую Господа, а вечером я говорю Ему спасибо за этот прекрасный день и ожидаю с нетерпением завтра, каким бы оно ни было». Кроме песенок есть различные игры с карточками, например, о жизни Богородицы. В конце книги — небольшой лексикон со словами, которые могут быть не всегда понятны. В первых классах большое внимание уделяется знакомству с церковной жизнью, простейшим понятиям о Боге, о молитве, о Христе, о святых, о праздниках, каким-то историям из Библии, житий, церкви.

В старших классах появляются вопросы этического характера, объяснение более сложных догматических истин, истории их формирования, взаимодействия церкви с миром. В старших классах ученики уже разбирают проблемные вопросы, читают отрывки из Библии, святых отцов, современных богословов, пишут эссе и сочинения.

Сочинения часто состоят из нескольких частей. Один вопрос тематический, например, если тема о спасении, то вопрос будет: что значит для нас спасение, спасение для чего и от чего, допустим. Второе задание: некий текст на несколько страниц современного богослова, или святого отца, или просто христианского автора. Перед учеником будет стоять задача прочитать этот текст, как-то его соотнести с тем, что он знает о православии, изложить и проинтерпретировать основную мысль, которая в этом тексте была, высказать о ней свое мнение. Третий вопрос может состоять в рассуждениях о каких-либо современных вопросах. Например, христианское отношение к беженцам (сейчас это очень актуальная тема в Германии). От учеников ожидается, что они на страничку напишут своем мнение, как с христианской точки зрения, на основании Библии, следует относится к этим вопросам. Они могут ссылаться на притчи, которые Христос приводил, на художественную литературу, на собственный опыт.

То есть на самом деле православная религия — это такой предмет, на котором приходится очень много думать, анализировать, в том числе о своей религиозной жизни, и о повседневной жизни, об общественных процессах и самой религиозной традиции. Тебе не просто дают, условно говоря, выучить десять заповедей, но всегда есть вопросы — этические, как ты можешь применить знания в личной или общественной жизни. Меня, в свое время, это очень впечатлило.

Интересно также, что иногда преподаватели вместе с родителями и детьми организуют совместные поездки куда-то — на Святую Землю или в Константинополь, это не обязательная, но очень увлекательная часть программы.

Не один раз на нашем приходе, где настоятель также преподает православную религию в школе, мне доводилось встречать бывших учеников. Кто-то после школы пошел изучать богословие, а кто-то, закончив школу, решил принять православное крещение. Кто-то живет активной церковной жизнью, кто-то вспоминает о церкви, решив повенчаться, покрестить детей или сталкиваясь с жизненной проблемой.

При довольно скудных ресурсах — кадровых и материальных — у немецких православных в таком сложном процессе как преподавание религии в школе, получается делать довольно качественный продукт. Возможно, дело в том, что каким-то чудом Божьим им удается преодолевать национальные и юрисдикционные различия ради общего дела. Или в том, что они умеют правильно расставить приоритеты в сотрудничестве друг с другом и с государством. А может, это просто немецкий дух порядка, ответственности и профессионализма задает планку, в которой халтура не пройдет.

Все фото предоставлены автором