Старцы или злобные старики?

4 июня 2018 бывший мирянин Владимир

Некоторое время назад на «Ахилле» была заметка Татьяны Хаванской, в которой она рассказала о своей обиде на грубые и пошлые слова одного современного «старца».

Одна из православных установок, которые вдалбливались нам, неофитам, была такая: существуют и якобы всегда были некие такие пожилые монахи, сильные молитвенники, которым Сам Бог непосредственно транслирует Свою великую Божью Волю. Слова такого человека, «старца», надо воспринимать как глас самого Бога. Будто бы через такого пожилого деда Бог ведёт нас, слепых котят, по жизни абсолютно правильным путём. Поэтому если из уст такого старца звучит откровенная несуразица, то это вызывает когнитивный диссонанс. Что и случилось с Татьяной.

Я бы сказал, что все эти «старцы» всего лишь пожилые мужики, деды, с разными характерами и разным жизненным опытом. Ничего Бог через них не транслирует, а говорят они только в меру своей испорченности. Поэтому слова их не надо принимать слишком близко к сердцу и так сильно переживать. Это ещё более стало очевидно после выхода книги Марии Кикоть.

Старец, о котором пишет Татьяна, унизил женщин (хотя это с третьих слов, но не важно, и другие монахи говорили подобное) — конечно, это бред. Мы знаем, какие есть женщины, даже в наше время: и умнейшие, и благородные. И какие есть дерьмовые мужики. На эту тему Шнур сделал замечательный клип «Не Париж».

Есть один современный как бы старец (схиарх. Илий (Ноздрин) — прим. ред.) — он недавно умудрился «освятить» памятник самому кровавому царю, палачу и убийце. Этот царь в своё время убил митрополита. А теперь монах этого убийцу благословляет и прославляет. Если бы этот старчик жил в то время, то помогал бы Малюте? Перед недавними выборами этот старец побежал по стране агитировать за царя. В наше время этим занимались инструкторишки райкомов. Это ли дело для старца от Бога? У нас тут в Сибири агитировал. Выключите изображение, чтобы не соблазняться супермонашескими одеяниями, послушайте, что он говорил — это просто несвязный бред старого человека. Ничего нет ни от Бога, ни от человеческой мудрости. А есть преданность, только не Богу, а светской власти. (Рэкетирский дух скандинавского бандита Рюрика соединился с духом захвата и абсолютного подчинения дикой Орды. Получился менталитет российской власти. Большевизм сюда хорошо вписался. Почему-то церковь всегда поддерживала этот совсем не евангельский, деспотичный дух.)

Может, раньше были духоносные старцы? Может, и были, но надо оценивать. Как оценивать? Алексей Ильич Осипов любит приводить такой пример оценки: если у меня корову украли — это плохо, а если я корову украл — это хорошо. Но я пытаюсь оценивать по Евангелию. Там говорится: «возлюби во-первых, возлюби во-вторых». По отношению к инакомыслящим, когда апостолы хотели попалить ко всем чертям деревню с еретиками, Господь ведь не позволил совершить это массовое убийство. (Я не хочу ориентироваться на египетские казни и прочие ветхие этнические чистки.) Но вот известный монах, Иосиф Волоцкий, предложил сжечь живьём несколько инакомыслящих, и власти с удовольствием их сожгли.

Цитаты из «Просветителя» Иосифа Волоцкого (вставка редакции «Ахиллы»):

«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки № 327 прибавлено: „и ненавидеть“); когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре — чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд — иди; если судья, допрашивая, потребует показаний — говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане — спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное — пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.

…Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.

…Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням». («Просветитель, Слово тринадцатое»)

А если Господа спросить, признаёт ли Он этого Иосифа-палача своим последователем? Молчит Господь. Всё, что нужно, сказал, когда ходил по земле. Как смогли, евангелисты донесли до нас. Я вот почему-то понял, что сжигать живых людей Господь не благословляет, а Иосиф Волоцкий считает, что это делать можно.

Такая же ситуация с ещё одним старцем: монах, святитель, множество книг о духовной жизни. Но каково его духовное устроение, если он советует убивать людей за иные взгляды? Это Феофан Затворник, письмо 1144 от 3 мая 1881 года. Почитайте, оторопь берёт от злобы: «запретить», «пресечь».

Цитата из письма (вставка редакции «Ахиллы»):

«…У вас там, — и всюду — охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит — загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном.

Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится».

В его книгах много выспренных слов о якобы духовности, но всё-таки проявилось нутро этого «старца» — злоба и ненависть. Ни за что не поверю, что мысль убивать атеистов была навеяна этому старцу Святым Духом. То есть, вопреки громким титулам, это обычный злой старик, и его словам вовсе не стоит придавать вселенского значения.

Эти несколько примеров так называемых старцев показывают, что надо с осторожностью относиться к их словам. Вспомнить Евангелие: а сказал бы так Господь? Я ни за что не посоветую внимать 136-му псалму, но вот 145-й достоин внимания: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». Это про всех этих старцев, старчиков и прочих юродивых. Если уж мы христиане, то Христа и надо слушать, наверно.

Иллюстрация: схиархимандрит Илий (Ноздрин) освящает памятник Ивану Грозному в Орле в октябре 2016 г. /фото РИА Новости

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: