Церковь Христа или церковь Кроноса

1 месяц назад Ахилла

Автор предпочел остаться анонимным.

***

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу».

Эти строки Данте Алигьери очень хорошо отражают мое ощущение и ощущение многих моих коллег и друзей, так или иначе связанных с РПЦ МП.

Дальнейшее рождено рефлексией и осмыслением ряда аспектов МП в результате моего осознанного пребывания в ней около тридцати лет.

То, что я пишу, не результат вражды к Церкви, а результат небезразличия к тому, что в ней происходит, и надеюсь, как-то поможет тем, кто, может быть, недавно пришел туда или уже находится в ней.

О положительном впечатлении и приходе в Церковь не вижу смысла подробно писать: как и многие, я читал Библию, книги Кураева, слушал Осипова. Позже были и святые отцы, и многое другое, включая учебу в семинарии. Потом сознательная жизнь и даже работа в РПЦ МП. Выделяю именно МП, так как пишу о ситуации, которая мне хорошо знакома, и не могу утверждать того же про всю Православную Церковь.

На мой взгляд самое ужасное, что делает современная церковь МП – это то, что, подобно Кроносу, она пожирает человеческую жизнь. Обещает спасение и духовность, но по факту отнимает радость бытия, погружая в постоянное переживание своей вины, никчемности, вечной необходимости исполнять ритуалы и обряды (невнятные) и отказа от всего человеческого как от «суетного». Я не считаю, что Христос и Его слово принадлежат церкви МП как собственность, любой человек может узнать Его и верить Ему, не выстаивая бесконечные чинопоследования, где, как правило, группа клириков любуется собой в театральных постановках на религиозные темы (рекомендую книгу свящ. Сергия Желудкова «Литургические заметки» да и просто здравый смысл и честное рассуждение). А вчерашние или даже недоучившееся семинаристы (а многие из них банально двоечники) играют роль духоносных мудрецов.

Важно, что по факту сейчас в МП нет никакой реальной и подлинной духовной практики, которую могли бы вам предложить в качестве средства духовного и личностного роста. Почти всё, что может предложить современная МП, это клишированный набор религиозных услуг, за которым, как за забором, скрывается пустота духовная и интеллектуальная. Пост, стояния на службах, обряды (можно их красиво называть «таинства»), на деле лишь ряд неких внешних действий, которые ни при каком раскладе сами по себе не снимут внутренние конфликты и не дадут преображающего личность действия.

Традиционно как аксиому выдвигают мысль, что таинства сами по себе спасительны, и высшее, что можно сделать верующему — приобщиться Тела и Крови. Звучит красиво, но вдумайтесь, что за этим стоит. Не хочу писать подробно богословские аргументы на эту тему, просто предполагаю трезво и рационально посмотреть на ситуацию. Даже при всей пользе причастия, нельзя свести духовную жизнь к одному поеданию чего-то из чаши. Это не духовная работа. Это поиск «пилюли», и все тот же магический вариант обожения; это именно тот путь, который предложил змей праотцам в раю – «вкусите и будете как боги». Убежден, что одного причастия и ритуала недостаточно для реального преображения личности. Требуется качественная личностная работа. Но в МП не имеют ни навыков, ни понимания, как это делать и чему учить, поэтому все будет сводиться к участию в обрядах и соблюдению постов.

Что касается исповеди, опять же, один лишь рассказ о себе, хоть и снимет на первое время напряжение, сам по себе изменений не производит. С этим в итоге столкнулись все. Большинство возвращаются к своим грехам, преодоления не происходит. Как и улучшения качества жизни. Я уже не говорю об искажениях процесса исповеди, злоупотреблениях. Вообще один из лучших вариантов, когда священник просто примет исповедь (выслушает) и разрешит грехи. Без наставлений. Потому что наставлять ему нечем. В семинарии (которую еще и не все священники окончили) не учат духовной практике. Ни на практике(!), ни в теории. Почему, спросите вы — а потому, что никто не имеет понятия, что это такое.

Про семинарский быт уже многие писали, перечитайте живых свидетелей, увидите, что уже тут начинается выгорание духовенства. Потому что в семинариях приучают к неискренности и нечестности, замалчиваниям и карьеризму. Быть честным и говорить открыто просто невозможно, оставаясь в «системе». Не дадут. Или ты приучишься замалчивать, скрываться и лгать или вылетишь из «системы».

Это не значит, что от тебя требуют отказа от веры, нет, конечно, ты можешь верить, как считаешь нужным, но не можешь высказать прямо свои мысли, подстраиваешься. Потом это переходит в молчание на епархиальных собраниях, когда священники не осмеливаются ничего сказать архиерею, даже когда они с ним принципиально не согласны. Даже если не согласны все. Будут молчать. А потом будут обсуждать все на кухне и ругать архиерея последними словами. Заочно. Так как в лицо сказать нельзя – вера не позволяет, да и за жизнь боязно, могут на плохой приход перевести.

Но дело даже не в корысти только. При повальном несогласии с современной практикой МП по многим обрядовым, приходским и тем более по социально-бытовым вопросам все будут молчать, так как нас приучили, что если ты не согласен с начальством, то ты обновленец, еретик и тебя нужно запретить в служении, что и делается. А может ли быть духовная жизнь и личностная работа без искренности и честности? Не зря же Христос обличал лицемеров. Жизнь во лжи — это уже не про духовный рост, скорее, про рост невроза, которым у нас и страдает духовенство. Понятно, что основная вина здесь не на рядовом духовенстве, ведь многие ученики духовных школ и сами надеялись на то, что им дадут духовные знания и опыт, но в лучшем случае им дали знание катехизиса, а на деле приучили к порочной форме существования в «системе».

Итак, в современной МП вам не предложат реальных путей духовного роста или выхода из личностного кризиса, не смогут помочь качественно осмыслить и улучшить жизнь. Будут обличать в грехах (которые чаще всего совершают сами) и говорить то, во что сами, возможно, не верят. Про чистоту жизни, нестяжание (при том, что архиереи за одно богослужение получают сотни тысяч), про посты (хотя большинство населения объективно и так ограничивает себя в еде, круглогодично, в отличие от иерархов).

Что вам реально предложат в МП – чувство безнадежности, вечное переживание вины, безрадостность, бесконечные стояния. Магию таинств и обрядов. Но задумайтесь: ведь даже если от таинств и есть польза (я в это верю), но может ли духовная и интеллектуальная жизнь только этим ограничиваться и только в этом —  механическом участии в таинствах – видеть высший и единственный смысл духовной жизни? Христос учил этому? Три года Он проповедовал Свое учение, но обучение обрядам, таинствам, ритуалам – не Его «конек». Да, Он совершил Евхаристию. Однажды. Да Он постился. Долгосрочно — однажды. Молился? Да, но не зазубренными текстами, а живым словом, общаясь непосредственно на любом месте, как и Сам говорил. Нигде Он не проповедует долгосрочные посты и бесконечный цикл ритуалов как высший смысл жизни христианина, а проповедь апостолов не является обучением премудростям богослужебного круга.

Современная Церковь МП и ее служители в основной своей массе не помогут вам реально изменить жизнь в лучшую сторону. Поэтому не тратьте жизнь, доверяя ее тем, кому на вас наплевать, кто будет вами манипулировать до гробовой доски. Вы можете ходить в церковь, учувствовать в таинствах, но берите ответственность за свою жизнь сами, не надейтесь на духовных пастырей. Сами решайте, какой пост вам соблюдать и нужен ли он вам, сами решайте, как и сколько молиться.

Манипулируя идеей вечной жизни, клирики МП обесценивают ту жизнь, что человек имеет здесь и сейчас. Думаю, именно за это будет спрос на Страшном суде, а не за обряды и ритуалы, выдуманные в Иудее и Византии и бездушно воспроизводимые сегодня. Жизнь — дар, она должна быть радостной, полной, осмысленной и ценимой. В первую очередь в ваших собственных глазах. Этот дар принадлежит вам, вы несете за него ответственность. И если кто-то будет вас обесценивать, учить безрадостности, безжизненности и мертвому ритуалу – то это учение не от Бога — Источника радости, жизни и любви. Вспомните слова Евангелия о дереве и плодах. Найдите сами то, что вам реально поможет обрести духовный опыт и будет способствовать личностному росту.

Я вижу много наработок в современной психологии, полностью отсутствующих в МП. Есть определенный опыт в зарубежных Церквах. В любом случае, каждый должен найти свой путь сам, не перелагая ответственность на других. А главное — цените свою жизнь и не верьте тем, кто будет поглощать годы вашей жизни, требуя приносить на алтарь «неведомого бога» радость, здоровье и личное счастье. И когда вас будут пугать грозным Богом, страшной участью «там» и карами здесь — не верьте. Христос — не об этом. Не тюрьму ритуала, самоуничтожения и апатичного «опиума» Он принес, не «обезболивание» реальности, а новую жизнь, полную радости и твердой уверенности в любви Бога, уже здесь и сейчас.

Читайте также:

Без нас всему кранты и свету — конец

Худшее время для русского православия

Захожанин, или Туда и обратно