В Церкви необходима обратная связь

12 декабря 2017 Ахилла

Очередная анкета «Анонимного молодого мирянина».

***

Расскажите немного себе (по желанию).

33 года, замужем, двое детей. Образование высшее техническое.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

В Православную Церковь меня привел кризис, связанный с первой «переоценкой ценностей». Понимая, что не могу найти друзей и единомышленников «по сердцу» среди светских людей, стала регулярной прихожанкой православного храма. В Единого Бога верю с детства (смотрела «Суперкнигу»), в Иисуса Христа как Спасителя стала верить постепенно. Сейчас думаю, что вообще верить и не начинала.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Достоинства: помощь в душевных проблемах, поддержка в трудных ситуациях, возможность построить семью, в которой присутствует взаимный диалог партнеров по важнейшим мировоззренческим вопросам. Опыт переживания реального присутствия Бога в жизни человека.

Недостатки: размывание личностных и гендерных границ, сексизм, бестактность, инфантилизм, перекладывание ответственности с одной головы на другую. Двойные стандарты, например: «женщина должна занимать второе место» — «женщина — сосуд немощный», «Россия – особый удел Богородицы» — «во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни мужеска пола, ни женского». Как это так?..

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Да, встречалось. Рассказывать не могу по этическим мотивам.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?

Да, были. Эти ситуации были связаны с процессом поиска спутника жизни. Я убедилась в том, что православные молодые люди вполне могут разделять либеральные ценности и даже проповедовать их, но если они принадлежат к определенному «духовному (духовному ли?) клану», то спутницу всё равно будут выбирать такую, чтобы ее можно было вписать в «Домострой». Привожу данный пример, т.к. построение и создание семьи между православными христианами считаю одной из важнейших внутренних церковных проблем.

Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?

Мало что знаю, т.к. попытки участвовать в социальной церковной жизни, насаждаемой данными отделами, меня не удовлетворили.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

Нет, не посещаю, т.к. не хватает на это времени и мотивации. Я не знаю, что мне там делать.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Да, есть. Знаю приходы, в которых царит позитивная атмосфера. И молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые вполне уживаются друг с другом и могут найти себе занятие. Обычно на таких приходах служат священники 30-35-ти лет.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом (юноши) или стать матушкой или монахиней (девушки)? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?

Специально становиться матушкой и искать для этого парня-семинариста у меня никогда желания не возникало. О монашестве думала. Сейчас данный вопрос не актуален, но если снова задумаюсь, то буду очень осторожной в данном вопросе после прочтения «Исповеди бывшей послушницы». Одно время интересовалась иконописью, но выучиваться на иконописца не захотела, т.к. посчитала себя недостойной для данного богоугодного дела.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

Не актуальна. Я не слушаю его проповеди.

Причину усиления клерикализма и нынешнего взаимодействия со светской властью вижу в страхах церковного руководства перед возможными гонениями.

Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?

Сложно сказать… Могу наванговать усиление внутреннего конфликта между сторонниками здорового образа жизни и православными алкоголиками при поддержке созависимых членов семей алкоголиков, которые также разделятся на два лагеря (одни будут желать исцеления, другие будут подпитывать привычную ситуацию).

Вероятно, большой процент недавних юных выпускников духовных школ и семинарий разочаруется в своем выборе пути.

Развитие психологии и психотерапии может внести ощутимые коррективы в процесс покаяния и исповеди. Конструктивно мыслящие люди будут стремиться не просто «увидеть в себе грех», но и отслеживать, что простимулировало совершение данного греха, а также задумываться над тем, что им нужно делать для того, чтобы данных грех ослабевал в их душе и теле. Должна измениться и православная педагогика. Нужно не просто менторским тоном говорить, «как должны вести себя хорошие детки». Необходимо доносить до детей и юношества, почему так будет плохо, а так – хорошо, и желательно с примерами. А главное – юношество должно иметь право на ошибку. И еще: необходима обратная связь. Без обратной связи как со стороны священников, так и со стороны прихожан, эффективной деятельности Церкви не получится.

Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

Читаю портал «Ахилла» с февраля. В редакционной политике портала мне нравится возможность всем людям высказываться и в интерактивном режиме обсуждать размещенные статьи. Нравится камерность и теплая обстановка. Отдельный плюс за особый стиль – никакого «ортоглянца», минималистично и выразительно оформлено.

Симпатию вызывают тексты о философах и священнослужителях конца XIX – начала и середины ХХ века, а также публикации, посвященные художественной литературе. С интересом следила за развитием сюжета сериала «Православные знакомства».

Отторжение, нет, скорее, грустное послевкусие вызывают статьи, посвященные гендерному вопросу (например, о транссексуализме). Видимо, мне самой необходимо разбираться в данной теме более подробно.