Человек верящий или не верящий все равно лучше, чем человек упрощенный
1 ноября 2018 Ахилла
Отрывок из эфира передачи «Один» от 26 октября 2018 («Эхо Москвы»).
***
Писатель, журналист, поэт Дмитрий Быков
«Простите хотя бы вашего бога за этот вопрос. Как вы думаете, могли ли стать решающими факторами в керченской трагедии религиозность матери и религиозный дух воспитания? Вопрос инспирирован вашей позицией: „Хорошо тебе без бога — ладно, но зачем ненавидеть тех, для кого бог есть“. Воспитавшая убийцу просто хотела, чтобы бог был. Так ли это просто и безобидно. Извините еще раз. Я сам еще недавно оправдывал религиозных людей и сам таковым был».
Видите, дорогой друг, — вы имени вашего не указали, — у вас, видимо, еще до сих пор сильна родовая депрессия. Вы родили себе новое мировоззрение, и не совсем еще в себя пришли. «Я сжег все, чему я поклонялся, поклонился всему, что сжигал». Шок от разочарования в боге, шок отхода от религии, как шок от перелома ноги, бывает очень долгим. Вы, мне кажется, еще просто не пришли в себя, поэтому вам видится все в довольно черном цвете.
Вам кажется, что женщина, которая была Свидетельницей Иеговы, каким-то образом отвечает за своего сына-убийцу. В какой-то степени, наверное, отвечает, но — я уже говорил и в прошлый, и в позапрошлый раз, — не надо переваливать ответственность с детей на родителей. Каждый человек делает свой моральный выбор, и глупостью или фанатизмом родителя нельзя оправдывать, или нельзя объяснять то, что в какой-то момент человек начал целенаправленно и очень профессионально готовиться к убийству. Теперь мне уже кажется, что серьезность и качественность (как бы страшно это ни звучало) этой подготовки никем не ставится под сомнение, хотя по-прежнему есть люди, уверенные, что там действовал целый спецназ. Возможно все. Вот ужас в том, что мы готовы в это поверить.
Но возвращаясь к проблеме бога: видите ли, религиозность сама по себе не менее часто или более часто приводит к каким-то последствиям, чем атеизм. Вы говорите: «Да, религиозность, — особенно, подчеркну я, организованные формы, — да, они опасны». А скажите мне, что не опасно? Огонь опасен, но повод ли это есть мясо сырым? Человек опасен, самое опасное существо на свете — это человек. Ликвидируйте человека, как в известном стихотворении немецком «Если бы не люди». Автора сейчас не вспомню. Камбурова пела эту песню: «Если бы не люди, какая была бы на земле благодать». Нож опасен, но будете ли вы рвать мясо руками. Опасно все: вера, ее организационные формы (об этом писал, насколько я помню, Оруэлл) чаще, чем атеизм, приводят к катастрофическим последствиям.
Да, это бывает, но безверие в масштабах страны тоже приводят к чудовищным последствиям, последствиям нравственным, а не экономическим. Вера — это, согласно индийской пословице, любимой Кураевым, это пещера с тигром. Можно выйти оттуда победителем, а можно жестоко пострадавшим. Это — опасная вещь, но это вещь антропная, неотменимая, это вещь антропологическая, которая человеку присуща, иначе этот феномен давно был бы побежден научными разоблачениями, экспериментами вроде этого комсомольца, который рубил икону и спрашивал: «Папаша, а что твой бог ничего со мной не сделает?» На что поп совершенно резонно отвечал: «А что еще с тобой можно сделать?»
Это, понимаете, вопрос софистики, демагогии, чего хотите. Но почему-то ни убедить, ни разубедить никто никого не может. Либо это чувство есть, либо его нет. Значит, оно человеку присуще. Как присуща ему бывает и агрессия (об этом будет вопрос ниже), и жажда убийства, и жажда самопожертвования, и все это очень часто в едином клубке. Человек — опасное существо, и потому лишать его чего-либо из изначально ему присущих жажд — это самое грубое насилие, самая жестокая редукция, потому что человек верящий или не верящий все равно лучше, чем человек простой, плоский, упрощенный, который делает только то, что надо, и в результате перестает существовать как духовная единица.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: