Как чудотворные иконы созидают сады и оранжереи на дачах владык
21 марта 2019 священник Иоанн Белюстин
21 марта н. ст. — один из дней памяти Курской Коренной иконы Божьей Матери («в память спасения иконы от злоумышленников, пытавшихся взорвать икону в Знаменском соборе Курска в 1898 году»).
Священник Иоанн Белюстин, хорошо известный нам по книге «Описание сельского духовенства», оставил свои дневниковые записи о том, как он в мае — начале июня 1877 года побывал в Курске и видел празднества, связанные с этой иконой. Отрывки из дневников цитируем по книге Татьяны Леонтьевой «Священник Иоанн Белюстин: биография в документах» (Москва—Тверь, 2012).
***
…Вечером ходили… на площадь посмотреть на типы строящегося сада крестьянства для проводов образа «Знамение», известной святыни «Коренной пустыни», из Курского монастыря (где живет архиерей), и ездит этот образ почти весь год ради доходов пустынь.
***
…В шесть часов побеседовал за чаем с Валерием, а вчера с ним и с Пашей, много говорили об веровании народа, за многие сотни верст собирающегося на поклонение образу православному чудотворному. Какое нравственное удовлетворение находит себе народ в этом поклонении, которое все направлено к наглейшей эксплуатации его монахами.
А находил же что-нибудь. Путешествовать сотни верст под этим жгучим солнцем и в облаках удушающей пыли с одним черствым хлебом — подвиг поистине великий.
Кафедральный Казанский собор («у Сергия», как обычно говорят здесь), в который пришел я к литургии, произведение Растрелли; так, по крайней мере, говорят в Курске. Двухэтажное, очень красивое, но заброшенное и запущенное здание. Архиерей в нем почти не служит, а живя в Знаменском монастыре (..), служит в монастырском соборе — очень обширном и безобразном снаружи.
(..) Архиепископ Сергий летом живет на даче, как говорят, им самим купленной и великолепно устроенной — с парками, садами, оранжереями. Подвизался, значит, в честь и славу «Коренного Знаменья», дающего ему, по словам Курска, гораздо за тридцать тысяч годового дохода.
Другой день народ валит почти непрерывными толпами. (..) и все эти десятки тысяч поклонников (более — поклонниц) на ночь размещаются на площадях, у монастырей, на голой земле и на камнях — где только пришлось. А завтра начнутся поборы с них за все — за право вступить в монастырь, войти в церковь и приложиться к образу, ради которого совершили они этот невыразимо тяжкий подвиг паломничества. (..)
Наглое обирательство ради сибаритской жизни какого-нибудь там Сергия и с прочей монашествующей сворою. Ужели никогда и конца не будет этой разбойничьей эксплуатации народного суеверия?
***
…Вечером опять череда поклонников, и увидели дивное, даже невероятное диво: поклонение фонарям. Накануне выноса образа выносят из монастыря несколько фонарей (мы насчитали восемь), и расставляются на площади. Фонари — это, буквально, будки, из которых в каждой совершенно свободно могут поместиться два человека самых солидных размеров. (..) Выставлены эти фонари для поклонения, что и делается собравшимися толпами: фонарям молятся, к ним прикладываются, за что стоящий при каждом монах собирает деньги, хлеб, пряжу. Тут же шныряют монахини со звонками и с кошелями на палках, в которые опускают собираемые деньги.
Фонари перед вечером уносят на монастырский двор, баб по тридцати под каждый.
***
… Вчера вечером обошли весь монастырь. Весь, вплотную, набит богомольцами, точно так же площадь перед монастырем и в близлежащие улицы.
Кроме этой громадной церкви, которая занимает передний фас монастырей, на дворе ее только что отстроена новая такая же громадная и так же не отличающаяся извне изяществом архитектуры. И вот как рассрочка, сносимой народом суммы. Данная фантазия сатрапов, что зовутся архиереями: храму.
Есть, и такой, больше которого уже никак не требуется. Нет, рядом с ним новый: владыке-де так пожелалось!
А посмотреть бы — в каком положении семинария (в Белгороде, в Курске) и духовные училища во всей епархии — верно, в наижалчайшем. По этому дикому произволу, так бессмысленно расточающему сотни тысяч, — о даче ради личной потехи, на которую кинуты сотни тысяч, и говорить уже нечего, конца не предвидится. Возмутительно, но ничего не поделаешь. Так, где всеми заправляет произвол.
О том, как икону носят по окрестностям:
…У села Каменского, в девяти верстах от Курска, привал: образ вносят в церковь села, а толпы разбиваются по полям и лугам. К вечеру приходят в пустынь, где начинается всенощная.
Изжарившаяся на солнце и поприсыпанная слоями пыли естественно предстоит необходимость искупаться в воде Тускари, протекающей у самой пустыни. Но заплати монахам деньги и купайся, кто желает, а без этого и к реке не смей подходить, хоть издыхай не освежившись.
Сегодня утром собственными глазами видел, как одна из богомолиц стянула у другой палку и дородный узелок, но была поймана и уворованной палкой изрядно поучена. Высотский засвидетельствовал, что воровство между богомолками самое обычное явление.
— Ну а иное-прочее, по части солдатства, например? — спросил я.
— Солданы и монахи удовлетворяют себя вполне и в эти дни, — ответил он.
Богомолье!!!
(..) Среди проходивших масс народа тонули монахи, монахини со звонками и с сумками на палках или блюдцами, мало, значит, обирали вчера и сегодня, нужно обирать и на проводах.
(..) От бога, — немыслимо — это грубейшее идолопоклонство, всецело безвлиятельно на праведное настроение поклонников, идет прямо в разрыв как с понятием о Боге-духе вообще, так и с учением Христа Иисуса. От людей — но от кого же? От монахов, что ли?.. или от представителей их здесь — какого-нибудь там Сергия?
(..) Говорят, в Коренной пустыни страшный пожар. Будто бы с двух концов подожгли лавки, балаганы и слободу. Каково же должно быть положение там всех этих тысяч богомольцев?.. А сегодня в пустыни главный праздник — с архиерейским служением, с пиршествами. Ради праздника, должно быть, добрые люди позаботились и об иллюминации. Эффектнейше.
Иллюстрация: monasterium.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)