Преосвященный Иаков

1 апреля 2019 священник Александр Розанов

Отрывок из книги «Записки сельского священника». Под псевдонимом «Сельский священник» публиковался священник Александр Розанов, который сначала служил в Саратовской губернии, потом при Мариинской колонии Московского воспитательного дома. Записки публиковались в журнале «Русская Старина», охватывают период примерно с 1840 по 1880 гг.

***

Преосвященный* любил беседовать с сектантами. И здесь, как и везде, он пожелал поговорить с главными начетчиками молокан. Я забыл сказать, что большая часть села были молокане. Ему сказали, что главный начетчик на пчельнике, недалеко от села. Преосвященный пошел туда с одним служкой. Как только стал он подходить, с пчельника бросилась цепная собака и начала рвать его. У одного только преосвященного была трость, а у служки не было ничего. Хозяин же пчельника стоит, облокотясь на загород, и хохочет. Преосвященный отходит, пятясь назад: «Господи, помилуй, Господи, помилуй! Хозяин-то — как дьявол, а собака-то его совсем диявол» (Преосвященный Иаков говорил на о). Хозяин, натешившись, свистнул, и собака воротилась к нему. Разогорченным пришел преосвященный в дом Мысовского.

Мысовский плакал, но в душе ликовал: сказанная им в церкви речь подтвердилась самым делом на владыке. Говорили потом, что цепная собака была штука Мысовского.

Отдохнувши от волнения, преосвященный пошел в дом к другому начетчику. Тот принял его ласково и тотчас подал белого хлеба с сотовым медом. Преосвященный от хлеба начал, было, речь о постах. Но хозяин:

— Эх, отец Иаков! Далеко ты заехал толковать о постах. Ведь шутка ли, чуть не 400 верст! А ты говори у себя дома, — своим-то правоcлавным-то, православным-то, господам-то! Ведь из них тоже ни один постов-то не держит. А у евангелиста Луки, глав. XII, ст. 47 и 48, на 127 странице, говорится: «раб, ведевый волю господина своего и не уготовав, не сотворив по воли его, биен будет много. Не ведый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало». Их пожалей, они все люди ученые, православные, знают волю Отца небесного и не творят по Его воле, и биены будут много. Их тебе надо пожалеть. А мы — мужики, люди темные, слово Божие понимаем по своему разуму. А коли Господь чего не открыл нашему разуму, Он и не взыщет на нас.

Как ни старался преосвященный и разъяснить слова евангелия, и начать беседу о постах, но молокан все свое: «нет, отец Иаков, ступай сперва научи своих-то, ведь они наши начальники». Так-таки беседа и не состоялась.

…Из путешествия мы воротились как раз к экзаменам. Из певчих были переведены в следующий класс я и еще один мой одноклассник; остальные же все были или оставлены в тех же классах, или совсем исключены из училища. А между тем многие из них были мальчики даже очень с хорошими способностями и не совсем лентяи. Не будь они в певчих, может быть, были бы счастливыми и хорошими людьми; тут пришлось идти всем в пономари. И, удивительное дело, никто не обратил внимания на погибавший народ! Преосвященный, например, не то что мог, а непременно должен бы был видеть, что из-за пения и, в особенности, из-за поездки пропали мальчики — и ничего, как будто так и быть подобало. Нельзя не сказать и опять: удивительное дело!..

Раза два в год бывал у нас в комнатах преосвященный; но о приходе его мы знали дня за два, но за день — непременно. Все, например, знали, что завтра придет к нам владыка, а потому все подметалось, подмывалось и зашивалось. Придет владыка, посмотрит, заставит кого-нибудь перевести с русского на латинский язык легонькую фразу, и — все. Никаких других предметов он не спрашивал и в жизнь нашу не вникал. Однажды только вник: один из мальчиков, Прозоров, хотел показать владыке, что уж слишком дурно содержат, что мы ходим в лохмотьях, и не зачинил чапана к его приходу. За это преосвященный велел его высечь, как озорника, не берегущего казенной одежды. Нас содержали скверно, но, между тем, кроме казенного содержания, у нас удерживали жалованье. Нам полагалось жалованье, рублей по пяти в месяц, но мы только расписывались в нем, а денег не видали.

…На северо-восточной стороне города Саратова лежит высокая гора, названная Соколовою, с обрывом к Волге. В горе этой множество улиткообразных окаменелых раковин. Множество их валяется под обрывом и множество виднеется в иловатом обрыве горы. Из них многие сохранились очень хорошо, сохранилось даже устройство внутренностей. На юго-западной стороне города, под другими песчаными горами, множество морских раковин другого рода и всевозможных форм. Эти раковины до того хорошо сохранились, что как будто сейчас из моря. Преосвященный каждое лето ездил туда раза по два и брал с собой нас. Мы рылись в песке и, как козлы, лазили по обрыву и носили ему раковины. У него в доме, в одной ив комнат, навален их был целый угол.

По зимам, преосвященный Иаков нередко призывал к себе меня и заставлял читать; ляжет, бывало, на диван, я сяду в головах и читаю. Что я читал ему — теперь не припомню. После велит дать два или три яблока и напоить чаем. В чайник у него всегда пускалась головка гвоздики.

…Однажды в класс к нам, на предмет зоологии, приехал преосвященный Иаков. Учитель говорит: отдел четвероруких. Преосвященный: «А, четвероруких! Ну-ка, скажи, — обращается к ученику, — о четвероруких!» Видно было, что это очень заинтересовало его. Ученик отвечает: «К отделу четвероруких принадлежат обезьяны»… — «Почему это?» — «Обезьяны имеют устройство пальцев…» — «Так это обезьян вы называете четверорукими-то?» —и на лице его выразилось полнейшее разочарование.

…Преосвященный Иаков вел жизнь постную и уединенную, ел он ужасно мало, но когда отъезжал в уезд, то всегда брал с собой повара, хотя и в дороге стол его был также нероскошный. По великим постам, в понедельник, вторник и пятницу, он не ел ничего; в прочие же дни ел просфору, что-нибудь в роде кашицы и немного сушеных фруктов. Сушеные фрукты он любил, особенно изюм. Однажды один франт, из помещиков, поспорил на пари с своими приятелями, что архиерей оставит ныне его у себя обедать, и поехал к нему. Я забыл сказать, что преосвященный Иаков молился подолгу вообще, и очень подолгу пред обедом и после обеда. Пришло время обеда, преосвященный ждет, когда гость уедет, а гость сидит. Прошел час, гость сидит; ждут другой, а гость сидит, да и сидит. Преосвященный, наконец, и говорит: «Время подкрепить себя пищею. Не угодно ли вам отобедать со мной; но только не взыщите на моем обеде». Пошли в столовую. Преосвященный: «Помолимся Господу Богу!» Да и молился целых полчаса. За обедом подали полтарелочки супу с хвостиком рыбки, с ложку молочной манной кашицы, да ложки две чайных мороженого и — все. После обеда преосвященный опять: «Возблагодарим Господа Бога!» Да опять полчаса молитвы! Этот франт, смеялись тогда, без ума мчался домой, ворча на архиерея и архиерейскую кашицу. «Лучше бы, — говорил он всем, — если б все это я знал вперед, я заплатил десять пари, чем не есть и не курить целый день и, с тощим желудком, стоять рядом с архиереем и молиться».

Преосвященный Иаков жил в старом деревянном доме, хотя огромный каменный, в котором стали жить его преемники, был отделан. Новый и старый дома стоят на одном дворе. Преосвященный нередко служил утрени и обедни в новой Крестовой церкви вдвоем с иеромонахом Мефодием. Запрутся и служат, Мефодий священнодействовал, а преосвященный читал и пел; кадило подавал служка.

К духовенству он был очень строг. По первой жалобе, без суда и следствия, он посылал священника в монастырь или в кафедральный собор на усмотрение, т. е. на несколько месяцев, пока настоятелю угодно будет донести, что наказуемый исправился; иногда, впрочем, назначал и сроки. Чаще всего переводил из прихода в другой. Приходы давал всегда по приговорам прихожан. Забавно делалось это, с семинаристами в особенности.

Окончит курс, просит место, ему и велят взять от будущих прихожан одобрение. Едет стрыган туда, иногда верст за 500 от родины, где не имеют и понятия о его существовании, поит мужиков водкой — просите-де меня в попы, пишите, что я уж больно хорош. Те расхваливают его и просят к себе в попы. Хваленый-то этот, иногда, и сядет им на шею, что не смотаешь.

Табаку преосвященный терпеть не мог. Не знаю ничего о приходском духовенстве, но мы, семинаристы, давали подписку, чуть не под страхом повешения, чтобы табаку не нюхать и не курить, нимало не думая о выполнении подписки.

Преосвященный Иаков наказывал духовенство без суда и следствия, но, зато, секретарь консистории его времени следствия любил. У него имелось несколько агентов из бездолжностных, пропившихся и запрещенных попов и дьяконов, которые шлялись по губернии и выведывали о проступках священников, в особенности богатых. Придет такой господин в село, попросится к кому-нибудь из духовенства ночевать, в разговорах выпытает что-нибудь, потом отправляется в Саратов и подает донос, что такой-то-де священник сделал тогда-то вот что. Секретарь консистории вызывает благочинного и говорит: «ступай произведи над NN. следствие, возьми с него столько-то и привези мне». Возьмет ли благочинный что-нибудь или нет, это он как знает; но привезти назначенное секретарем должен. Многое можно было бы сказать о консисторских порядках, но отложим до другого времени. Этот секретарь нажил в Саратове большой каменный дом и две деревни, дворов по 50-ти в обеих крестьян.

* Епископ Иаков (Вечерков) (1792-1850) — как пишут о нем на сайте Саратовской епархии, «имея разностороннее образование, Владыка много сил отдал изучению своей епархии — среди его письменного наследия труды по истории, географии, археологии Саратовского края. Проповеди Владыки, выдержавшие два издания, Н.В. Гоголь рекомендовал для духовного чтения своим близким друзьям.

Епископ Иаков развернул очень активную миссионерскую работу. Для борьбы с расколом устраивал публичные собеседования и сам в них участвовал. Благодаря этой работе свыше 18 000 раскольников были возвращены к Церкви. Можно привести еще один факт — материалы по старообрядчеству и сектантству из его личного архива оказались столь многочисленными, что и полвека спустя после его смерти не были полностью изучены. Строгая подвижническая жизнь, истинное благочестие, кротость и милосердие снискали ему любовь и благоговейное уважение всей паствы».

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: