Пиво и скрепы
19 июня 2019 Евгений Юферев
В нашей стране и в мире живут миллионы поклонников пенного напитка. Но я не в их числе, скорее. В молодости, конечно, увлечение было. Период взросления. «С темным пивом в светлое завтра». А потом быстро прошло. Теперь я пью пиво несколько раз в год. Вернее как: моя вторая половинка любит не столько пиво, сколько рыбу. Поэтому, возвращаясь со своих командировок, я покупаю ей что-нибудь копчененькое. А пиво идет как дополнение. И так несколько раз в год. Но недавно случилось так, что я впервые за много лет купил сначала пиво, а потом уже рыбку. Вот что значит «скрепы».
Пошел я на прошлой неделе за хлебом в близлежащий «Магнит» и, проходя мимо пивных полок, обратил внимание на одну бутылку. Пиво называлось «Марочное», но мое внимание больше привлекла пробка на бутылке. Просто крепилась она к бутылке с помощью проволоки. Чем-то напоминала способ крепления пробки к бутылке шампанского. Я взял бутылку, прочитал слоган «Правильный выбор» я стал читать напечатанный нижеследующий текст, надеясь узнать больше информации о составе и производителе. Но уже первое предложение меня изрядно удивило:
«История России — это многовековая летопись великих побед славных воинов, отдавших жизнь во имя Святой Руси».
Приплыли. Где-то у Шнурова кажется было: «Разлилась тут духовность». Не помню где, но ассоциация была примерно такая — разлилась как пиво. А еще вспомнился свт. Григорий Богослов, жаловавшийся, что на рынке нельзя хлеба купить, не услышав споры о единосущии.
Далее:
«Вспомним, как монах Пересвет был благословлен на битву с ордынцами преподобным Сергием Радонежским. Сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме, с молитвой на устах сразил он ордынского богатыря Челубея, определив победный исход боя на Куликовом поле».
«Был благословлен» лучше заменить на «получил благословение» — так звучит более мягко. Но только есть среди ученых много противников данной теории. Вполне возможно, что никакого благословения преп. Сергия на Куликовскую битву не было.
Дело в том, что после смерти свт. Алексия, митр. Московского, князь Дмитрий хотел поставить во главе Русской Церкви своего духовника Митяя-Михаила. Многие были противниками этой фигуры. Больше всех усердствовал свт. Дионисий Суздальский, собиравшийся в Константинополь ехать для предотвращения сего действа. За что и был посажен князем Дмитрием. Такого, конечно, на скрепоносном пиве не напишут. Те, которые «за веру, б…», этого не поймут. Хотя на житийно-летописном языке звучало бы примерно так: «Повеле святый благоверный князь Димитрий заточить во узы иже во святых отца нашего Дионисия, епископа Суздальского».
Но сидел тот не долго. Поручился за него (т.е. вписался) преп. Сергий Радонежский, и Дионисия отпустили, а он все равно уехал в Царьград.
С тех пор отношения между преп. Сергием и князем Дмитрием изменились. Сергий был крестным старших детей князя, но не младших. В Константинополе Митяй помер, и на Русь отправили в качестве главы Русской Церкви свт. Киприана (Болгарина). Но князь Дмитрий долгое время его не принимал, даже когда святитель был уже на территории Московского княжества. А Сергий как раз поддерживал святителя.
Поэтому в «Задонщине» о хождении Дмитрия к Сергию накануне Куликовской битвы нет ни слова. Впервые оно встречается в «Сказании о Мамаевом побоище», но это более позднее произведение. Есть эпизод с благословением князя Дмитрия в Житии преп. Сергия.
Однако, у Жития преп. Сергия два автора — преп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Преп. Епифаний был учеником преп. Сергия, и его текст Жития более ранний, а Пахомий, в свою очередь, переработал текст преп. Епифания. Известны несколько списков Жития, и в них присутствует фрагмент с благословением. Сейчас Житие публикуют под двумя авторствами, например, на сайте ТСЛ опубликован именно такой вариант. Но есть версия, что в первоначальном тексте Жития, написанного преп. Епифанием, текста благословения не было. Епифаний — автор «Похвального Слова преп. Сергию», и там нет обсуждаемого нами фрагмента. А еще Епифаний был автором Троицкой летописи. К сожалению, она сгорела при пожаре 1812 года в Москве и известна только по цитатам Карамзина. Про Куликовскую битву там есть фрагмент, а про благословение князя Дмитрия — нет.
Тогда и становится понятным, почему Пересвет и Ослябя, если были иноками Троице-Сергиева монастыря, похоронены не там, а в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Если уж их тела привезли с Куликова Поля, а это 260 км от современной Москвы, то довезли бы их и до Сергиевой обители. Вот такая не скрепоносная история получается.
Но вернемся к тексту на бутылке.
«Мы верим, что и сейчас возрождение былого величия России — в укреплении веры и духовности народа».
После прочтения этой фразы почему-то опять вспомнились товарищи, которые «за веру, б…». Наверно, это какая-то другая вера, «вера б…» и просто ВЕРА — две большие разницы.
Далее снова текст:
«Наш вклад в государственную казну с каждой проданной бутылки — 21,93 рубля. Дополнительно мы отчисляем 1 рубль в „Благотворительный фонд имени Святителя Афанасия“* на строительство храмов».
То есть чем больше вы пьете пива, тем больше храмов строится на Святой Руси.
Ну и последнее:
«С верой в душе и только вместе сделаем страну сильной и великой!»
Занавес…
А пиво, кстати, неплохое оказалось.
—
*«Благотворительный фонд имени Святителя Афанасия», как сообщается на их сайте, создан «при поддержке Тверской митрополии», для финансирования строительства «храмов в Твери и Тверской области». Пока сообщается лишь об одном храме Твери, которому помогает фонд, — соборе в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
В высший коллегиальный орган фонда входят:
- Иерей Александр Горячев, настоятель Собора в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», председатель Тверского общества трезвенников;
- Вадим Дешевкин, депутат Тверской городской Думы, генеральный директор ООО «Частная пивоварня Афанасий»;
- Елена Гончарова, председатель правления Ассоциации профилактики социально-опасных форм поведения граждан «Дружина Афанасий».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)