Пусть будет больше неправильных священников

14 августа 2019 Ахилла

От анонимного автора.

***

Недавно стала вспоминать людей, которые пришли в храм в конце 80-х-90-е. Кто-то принял монашество, но, как я потом узнала, из него ушли, женились, замуж вышли, из знакомых девушек в монастыре только одна осталась. Прихожане тоже как-то рассеиваются, особенно те, кто пришел в церковь юным, неискушенным, или был приведен родителями.

Моя дочь, например, не ходит в храм лет с пятнадцати. А какой был ребенок. В три года стояла на службе преждеосвященных даров, куда ее приволокла мало еще понимающая в особенностях великопостных служб мать, никуда не бегала, не шалила, бабушки так умилялись, в таком были восхищении этим ангелочком. Куда все ушло?..

А как она постилась… Бабушка в изумлении рассказывала: хотела внучке сметану в суп положить, а она наотрез отказывается — пост, нельзя. Не говоря уж о конфетах и пирожных.

В воскресной школе играла во всех спектаклях — то мироносицу, то святую какую-нибудь, то ангела.

А в 15 лет влюбилась в одноклассника и изменилась до неузнаваемости. Грубить стала, дверь закрывать в свою комнату, в воскресенье не хотела на службу ходить. Как-то раз забыла выйти из ВК, убежала гулять, и я нашла ее переписку с этим мальчиком. Там такие были откровения, и такая страсть, и такие неприличные разговоры, что я не сдержалась, накричала на нее, когда она вернулась, нехорошими словами обзывала, адом пугала…

Она ушла. Жила у этого мальчика полгода, как ни странно, его мама была не против. Вернулась потом не ко мне — к бабушке… Сейчас отношения у нас немного наладились, но только потому, что я уже от церковной жизни стала отходить.

Раньше я причащалась как штык — раз в три недели, сейчас только на Пасху. Как-то спокойнее стала воспринимать «светскую» жизнь, подружилась с интернетом, хожу на фитнес, даже в кино иногда. Дочка поступила в хороший вуз, у нее насыщенная жизнь, которую я плохо понимаю. Музыку не понимаю, которую она выкладывает, слова не понимаю, которые она в инстаграме в истории пишет, шутки не понимаю, над которыми она с друзьями смеется.

Но я ушла в сторону. А написать хотела о том, почему, как мне кажется, дети, да вообще, люди, уходят из церкви или охладевают к церковной жизни.

Слишком правильные священники у нас, а оттого — слишком суровые, недобрые, нетолерантные. Вот сейчас часто обсуждают плохих священников. Один на дорогих машинах ездит и в особняке живет, другой жену бросил и второй раз женился, третий пьяным служит… Я про это слушаю и думаю, что не это самое страшное, совсем не это. Страшно лицемерие.

Когда батюшка ездит на дорогом джипе, а в проповедях про сребролюбие разливается соловьем. Или сам второбрачный, а на исповеди говорит женщинам «терпи и смиряйся», когда она жалуется, что муж обижает. Или сам выпить не дурак, и с красным носом на службу приходит, а когда положено — рассуждает про трезвость с умным видом.

Но есть и другие. Они неправильные с точки зрения церковных канонов, но мне кажется, что именно поэтому они терпимы к человеческим грехам и слабостям. Знала одного батюшку, которого запретили из-за пьянства. Сама его как-то на улице встретила в гражданской одежде и с бутылкой пива. Потом видела, что он несколько лет на службу приходил и причащался как мирянин, со всеми стоял в одной очереди. Прихожане его сторонились, никто не знал, как общаться, тем более, что он кажется так и не бросил пить. Но когда его все-таки вернули из запрета, к нему очередь исповедников всегда была длиннее, чем к другим «правильным» батюшкам. Ему исповедуешься — и нет ощущения, что он ушел в свои мысли, и только для вида кивает головой, он и правда слушал, и пытался поддержать и утешить. При этом без напыщенных назиданий. И еще удивительно было, что он всем говорил «вы», ну разве что кроме детей, и обращался к женщинам «сестра», независимо от возраста, и к девушкам молоденьким, и к старушкам.

А знакомая мне рассказывала про настоятеля храма, в который она ходит много лет и который стал ей родным домом. Тоже добрый священник, на прихожанах не наживается, до сих пор своей машины нет, прихожане подвозят, так как живет далеко. На требы — на такси или общественном транспорте. В храме основные требы бесплатно, свечи тоже свободно лежат. Община там замечательная, атмосфера семейная, при этом без сектантского духа. Бываю там редко, так как ехать очень далеко, я на такие жертвы не готова, но знаю, что многие с другого конца города ездят. И тоже неправильный, хотя об этом знают не все прихожане. Чтобы не думали, что я батюшку подставляю, некоторые обстоятельства изменила, не волнуйтесь — никто не узнает, о ком речь.

Этот неправильный священник был когда-то, после развода, рукоположен целибатом, потом архиерей настоял, и он принял монашество. Но у него есть семья и дети, правда, живут они отдельно. Уж не знаю, как это все устроено с юридической точки зрения, оформлен брак или гражданский, записаны ли на него дети, но знаю, что он семью полностью содержит, матушка — если можно ее так назвать, — не работает. Как объясняет моя знакомая, в епархии все прекрасно знают, но пока о. N. исправно платит налог и не переходит дорогу архиерею, его никто не трогает. Это неправильный поп никогда не говорит долгие занудные проповеди с цитатами из святых отцов, пять минут и готово, идите ко кресту и чай пить, или домой — как хотите. Никого не достает наставлениями, советами, нравоучениями, любит пошутить.

Было бы больше таких вот неправильных попов, люди меньше бы уходили из церкви. Поэтому давайте поменьше будем ругать попов за несоответствие канонам — не в этом, совсем не в этом главная беда священников, а в том, что, соответствуя канонам, будучи правильными, они не способны любить людей, снисходить к их немощам, быть терпимыми, отзывчивыми, а те, которые каноны нарушают, в большинстве своем лицемерят, не понимая, что люди видят их лицемерие и отвращаются и от них, и от Церкви.

Фото Вивиан дель Рио

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: