Православная постправда

19 августа 2019 Ксения Волянская

В последние годы модным стало утверждать, что мы живем в эпоху постправды. Полюбили этот термин и православные публицисты. Особо подчеркивается, как нелегко православным в это страшное время постправды, то есть подразумевается, что некогда была светлая эпоха правды.

Постпра́вда (англ. post-truth) — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.

Но жил ли когда-то этот мир православия в какую-либо другую эпоху, кроме эпохи постправды? Тут все зависит от угла зрения. С точки зрения атеиста, любая религия состоит из постправды, ибо откровения пророков, священные тексты — все это постправда, призванная прежде всего влиять на эмоции, а не на разумное начало в человеке, манипулировать человеком и заставлять его делать выбор сердцем. С точки зрения верующего, первой постправдой было сообщение змея Адаму и Еве в эдемском саду; в этой картине мира Бог, его пророки и его ученики — единственные, кто являются мерилом, проводником и защитником истины в мире фейков — бесовских сил, лжепророков и лжеучений.

Для экуменистов и внеконфессиональных христиан смешна православная риторика, пугающая постправдой, захватившей мировые СМИ и соцсети, которая стыдливо умалчивает о том, что все предание церкви, в сущности, один сплошной фейк. Можно, конечно, спорить о том, что в православном предании является фейком, а что мифом, то есть тем, что отражает преломленный луч истинного света, но чаще всего эти споры приводят к двум противоположным результатам: потере церковной веры, либо отчаянному погружению в фейки с головой. Потому что ты либо начинаешь разбираться с оккультизмом в православии, и последовательно отказываешься от слепой веры сначала в модных старцев и стариц, потом в силу православных артефактов и обрядов, а потом и в святость большинства православных святых, либо пугаешься критического подхода к священным материям и убеждаешь себя, что безопаснее верить всему, что пишут и говорят православные авторитеты, то бишь просто отключаешь мозг.

Если бы церковь действительно отвергала постправду, то давно начала бы пересмотр святцев, и убрала бы их них для начала хотя бы откровенно сказочные, при этом лживые и вредные байки про умученных от жидов Евстратия Печерского и Гавриила Белостокского. Возможно, для кого-то из светских людей это будет сюрпризом, но кровавый навет до сих пор транслируется в среде верующих. На Православии.ру читаем: «В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки». А потом мы возмущаемся антисемитизмом православных, их вере в Протоколы сионских мудрецов и власть над миром жидомасонов.

А каков вообще процент документальности в житиях святых? Пять процентов, два процента? Возможно, 50 — в жизнеописаниях святых конца XIX-XX века? В томах Димитрия Ростовского фейк на фейке сидит и фейком погоняет. Есть, правда, философское объяснение, что это не ложь, не сказки и не фейки — а опять же мифы, отражающие вневременную надмирную истину. Но, спросим себя, в чем смысл изучения этих мифов сегодня, есть ли в этом какой-то педагогический посыл, например? Чему может современного верующего научить лживая сказка про расправу евреев над ребенком? Какую вневременную истину она отражает? Никакую. Это просто маркер твоей веры, то, во что ты поверил — то и правда.

Бояться постправды — это все равно, что жить в Чернобыле и бояться радиации. Никогда люди не жили в мире правды — собственно, сапиенсы и смогли распространиться как вирус по лицу земли именно потому, что смогли создать мифы, объединившие разрозненные племена в народы, двигающие историю. Современная проблема только в том, что раньше мифы объединяли, а сейчас разъединяют. Разъединяют и мифы, и разоблачение мифов. А чем больше верующие плюются и кипят негодованием по поводу фейков и постправды, тем больше обращают внимание и внешних наблюдателей, и недоброжелателей, и самой паствы на постправду церковную: патриархийных и епархиальных СМИ, церковных публицистов и проповедников, православной литературы и самих вероучительных текстов.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: