Кощунство: «все права защищены православными РПЦ»
28 августа 2019 Алексей Плужников
«Убогое сознание путает Крест и его изображение…
Например, такие люди думают, что кино показывает реальные события,
а не художественные интерпретации.
Либо ищет за экраном, куда ускакали лошади и ушел паровоз.
Их понимание кощунства связано с мракобесием».
(Из комментариев в фейсбуке)
В связи с протестами православных активистов против арт-объекта «Супрематический крест» в Екатеринбурге вновь и вновь актуализируется тема «кощунства».
Что такое кощунство, и почему одна социальная группа людей считает себя вправе определять, что является кощунством и кто — кощунником?
Итак, читаем словарь:
КОЩУНСТВО — 1) оскорбление религиозной святыни. 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.
Согласно этому определению, чем является арт-композиция «супрематический крест», нарисованная на площади? «Религиозной святыней»? — Нет. Православные активисты «глубоко почитают» площадь Первой Пятилетки на Уралмаше, а Покрас Лампас над ней надругался? — Нет. Сам «супрематический крест» является объектом почитания и дорог православным активистам? — Нет, если уж он кому и дорог, то в первую самому Покрасу Лампасу.
Вывод можно сделать только один — православные активисты накладывают свое «вето» на само понятие «крест». Если нечто — «крест», то «авторские права» тут априори у православных, и поэтому если художник не так использует изображение «креста», как считают возможным некоторые православные, то художник вдруг из творца становится кощунником. Возможно, если бы Покрас Лампас назвал свою композицию «Супрематические красно-черные прямоугольники с белыми червячками», то православные даже бы не заметили «кощунства». А если повернуть угол зрения, то «крест» Покраса Лампаса станет похож на… меч (правда, тут могут быть оскорблены чувства рыцарей-меченосцев…):
Читайте также:
- Схиигумен Сергий Романов о «кощунстве» Покраса Лампаса: «Не сомневайтесь: будут аварии, будут жертвы, будут беды»
- Покрас Лампас отложил восстановление супрематического креста из-за протестов православных
- «Здесь Уралмаш, а не бред этот твой в голове»: православные Екатеринбурга против супрематического креста
Продолжим логику. Если, допустим, Покрас Лампас нарисовал свой крест «кощунственно», так, что его теперь попирают ногами, то выходит, что коммунальщики, наложившие асфальт на часть креста, тоже совершили кощунство? А сами активисты, которые вышли на площадь ради «антикощунственного» флешмоба, не попирали ли кощунственно ногами кощунственно испорченный коммунальщиками кощунственно нарисованный художником крест?
И что теперь делать, если крест нарисован? Кощунственно стирать, уничтожать крест, как еще не так давно среди пгмнутых православных было принято срезать «кресты» с подошв обуви. Ведь если на обуви крест, то чтобы не попирать христианский символ, его надо не срезать, а лишь сам святокрестоподошвенный ботинок поставить в красный угол…
Из стишков сыктывкарского епископа-пиита Питирима (Волочкова):
Не покупайте обуви с крестами,
Ни на подошвах, ни на каблуках,
Иначе заскрежещете зубами
Во аде, как кощунники в веках.По правилу Вселенского шестого
Носящих крест в подошвах, отлучать.
Собора все послушайтесь святого,
Чтоб знак любви Христовой не попрать.
Если Покрас Лампас нарисовал православно-почитаемый крест, то надо этот крест восстановить, а потом заставить власти района огородить «киотом»-забором этот крест, чтобы люди случайно не ходили по нему, и сделать площадь православной святыней, местом паломничества, можно служить рядом с ним торжественные архиерейские службы, и даже переименовать площадь Первой Пятилетки в площадь Святого Супрематического Креста (работы смиренного богомаза Покрасия Лампасия), предварительно освятив ее архиерейским чином. (Вот как сделали со сквером у Драмтеатра — освятив место под строительство храма. Храм не построили и не построят, зато теперь люди гуляют кощунственно, пьют пиво, кушают мороженое, а их собачки писают и какают кощунственно в освященном сквере.) Вот была бы тогда полная победа логики православного ПГМ.
Читайте также:
Но давайте немного отвлечемся от Покраса Лампаса и его Креста, и продолжим выяснять, что же такое кощунство.
Кажется, что есть вещи, которые вполне однозначно подавляющим большинством людей воспринимаются как сознательное кощунство. Вот когда большевики влезали на купола и спиливали кресты, сбрасывали колокола, плевали в иконы, испражнялись в храмах и даже взрывали их — они безусловно совершали кощунство. Это было чистым актом кощунства, потому что для верующих все это было «религиозной святыней», и даже неверующим было понятно, что храм, крест на куполе, евхаристическая чаша, иконостас, престол, иконы — это то, что «свято и дорого кому-то», даже юридически и морально принадлежит кому-то, в данном случае — православным прихожанам и священникам того храма. Эти действия безбожников совершались именно ради глумления — показать верующим, что их святыня вменяется ни во что, над ней можно поругаться и что Бог не защитит и не поразит молнией кощунников. (Правда, православные любят собирать предания, в которых кощунники-коммунисты падали с куполов, их поражали ужасные болезни и они «все умирали мучительной смертью» — хотя, можно подумать, все православные в те годы наоборот — умирали в своей кровати, насытившись днями и благоденствием.)
Или вот другой чистый акт кощунства — когда вандалы являются на кладбище и ломают надгробия, разрисовывают их оскорбительными рисунками и надписями. Тут тоже почти все, кроме отъявленных негодяев и «нигилистов», согласятся, что совершается акт кощунства, потому что отношение к могилам предков для большинства людей разных вер и даже атеистов, — почтительное, как к святыне, пусть даже внерелигиозной святыне.
Но давайте усложним условия. Все прекрасно знают, что в России (и в некоторых других «православных» странах бывшего СССР) есть традиция: когда человека хоронят, то на его могиле ставят крест — деревянный или металлический. Такой крест обычно ставят как временный, потом на могиле устанавливают каменный памятник или более долговечный крест, а временный крест… выбрасывают на помойку. Думаю, те, кто приходит на кладбище хотя бы раз в год убирать могилы перед Пасхой, видели, сколько обломков крестов валяется около мусорок и гниет.
Что скажут православные активисты? Эти кресты являются ли в вашем понимании святынями? Тут уж не может быть «искусствоведческих» толкований, как в случае с «супрематическим крестом» — кресты на кладбищах ставят вполне «православные» — шести- или восьмиконечные. Это святыня? Если да и это явление известно как массовое на наших кладбищах, то что сделали православные — хоть активисты, хоть официальные представители епархий РПЦ, — чтобы этого не допустить? Вы устраиваете акции-флешмобы на кладбищах? Вы теребите администрацию кладбищ, требуя от них благоговейного отношения к тем крестам, сбора их в «непопираемое» место, сжигания в специальных «православных» печах? Вы проводите разъяснительную работу среди родственников тех покойников, чьи выцветшие имена еще видны на выброшенных крестах? Или вы сами ходите по кладбищам и смиренно собираете те кресты, чтобы благоговейно сжечь их, а пепел высыпать в «проточную воду»?
Нет, вы ничего этого не делаете (ну, может, кроме невнятного бурчания в соцсетях), потому что это тяжело, нудно, рискованно, бессмысленно и безнадежно. То ли дело устроить шум и «победить» одного-единственного уличного художника, да еще в очередной раз увидеть свое имя на страницах прессы, потешить свое самолюбие «православного активиста».
Читайте также:
Или вот православные любят повторять байки о смиренных подвижниках, когда некий игумен велит братии своей обители, чтобы они после его смерти выбросили его тело в болото или на съедение псам, ну или, в крайнем случае, чтобы похоронили под папертью, чтобы люди топтали его грешные останки. Конечно, смиренная братия не слушается своего смиренного духовного отца (почему-то), не исполняет его волю, а устраивает ему положенные почетные похороны на кладбище, чтобы потом — а вдруг — обрести его нетленные святые мощи…
Кстати, о мощах. Меня всегда интересовал вопрос: а на каком основании православные налагают свою благословляющую лапу длань на труп человека, которого они соблаговолили объявить святым? Нет, я понимаю, как это происходило во времена православной империи — там церковь была одним из государственных ведомств, вела записи рождений, бракосочетаний и смертей, там православный государь мог вполне давать разрешение на эксгумацию останков тела православного жителя империи и объявление этого тела мощами.
Но с какой стати в светском государстве вообще возможна ситуация, когда группа людей, составляющая в обществе не более 1-2%, вдруг объявляет кого-то святым и на этом основании требует позволить ей выкопать труп, выставить его на всеобщее обозрение, да еще и кромсать его на мелкие кусочки, вшивать эти кусочки в тряпочки (антиминсы) и вкладывать в иконы?
Если то же самое сделают простые граждане с трупом рядового гражданина, то это будет уголовное преступление — осквернение мест захоронений и надругательство над трупом. Но если эти же граждане возьмут свои фамилии в скобочки, наденут черные платья, а поверх — цветную парчу и потешные круглые шапки с блестяшками, и вынесут решение на своем междусобойчике под претенциозным названием «священный синод», что «тот-то труп теперь не труп, а святые мощи», то чудесным образом уголовное преступление превращается в свою противоположность — акт торжества православия и прочее благорастворение воздухов.
Читайте также:
- Епископ Пармен извинился перед паствой за внесенное смущение по поводу Дунюшки Чудиновской
- Официальное решение о переносе останков подвижницы Евдокии Чудиновской уже принято
- «И не стыдно тебе? Совсем совесть потерял!»: конфликт духовенства вокруг мощей Дунюшки
- В Челябинской области верующие собираются спать на кладбище, чтобы защитить святую от епархии
А как же чувства родственников того покойника, который вдруг стал святым? А вдруг эти родственники, пусть даже дальние, являются атеистами, и им противно, что кости их родственника православные раздирают на части и лобзают своими благочестивыми устами? Разве это не кощунство по отношению к тому, что «дорого кому-то»?*
Конечно нет, скажут православные. Ведь не только понятие «крест», но и понятия «кощунство» и «святыня» тоже имеют штамп «все права защищены православными РПЦ». Только православные в России имеют право оскорбляться в своих чувствах, определять, где крест, а где просто пересечены линии под прямым углом, в чем кощунство, а в чем — благодать и мир да умножатся.
Вот Покрас Лампас и его «супрематический крест» — это кощунник и кощунство, а вот образ жизни и поведения патриарха Кирилла или гонителя жидомасонов, «старца» Сергия Романова — нет. Правда ведь?..
P.S. Кстати, вернемся на минутку к перфомансу православных активистов во главе с Оксаной Ивановой на площади Первой Пятилетки. Активисты выступали в футболках со словами, которые вместе составили фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью».
Ладно майки с другими словами, но вот те, на которых слова «крест» и особенно «Христа» — что с ними будут делать активисты? Положат ли их после акции в красный угол и будут целовать перед сном? Дерзнут ли постирать «Христа» в общей стиральной машинке или все же в отдельном тазике, руками, а воду потом выльют в «непопираемое место» (в ведерке до храма отнесут)? Очень интересна судьба тех футболок — как бы кощунства не случилось.
P.P.S. Для особо чувствительноверующих сообщаем, что иллюстрация к нашему материалу — шуточная и никоим образом не является намерением кого-либо или что-либо оскорбить.
—
*То же самое касается мест, связанных с канонизированными деятелями российской истории. Какое, например, право РПЦ имела строить храм на месте убийства царя Николая II и его семьи, а потом еще и монастырь на месте предполагаемого уничтожения их «мощей»? А как только докажут, что Поросенков лог — реальное место упокоения тех мощей, то и это место подгребут под себя, без сомнения. Почему РПЦ, а не, допустим, исторический музей получает эти места для пользования? Православие ведь у нас — для избранного народа Божьего, а история — для всех.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)