Кощунство: «все права защищены православными РПЦ»

28 августа 2019 Алексей Плужников

«Убогое сознание путает Крест и его изображение…

Например, такие люди думают, что кино показывает реальные события,

а не художественные интерпретации.

Либо ищет за экраном, куда ускакали лошади и ушел паровоз.

Их понимание кощунства связано с мракобесием».

(Из комментариев в фейсбуке)

В связи с протестами православных активистов против арт-объекта «Супрематический крест» в Екатеринбурге вновь и вновь актуализируется тема «кощунства».

Что такое кощунство, и почему одна социальная группа людей считает себя вправе определять, что является кощунством и кто — кощунником?

Итак, читаем словарь:

КОЩУНСТВО — 1) оскорбление религиозной святыни. 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.

Согласно этому определению, чем является арт-композиция «супрематический крест», нарисованная на площади? «Религиозной святыней»? — Нет. Православные активисты «глубоко почитают» площадь Первой Пятилетки на Уралмаше, а Покрас Лампас над ней надругался? — Нет. Сам «супрематический крест» является объектом почитания и дорог православным активистам? — Нет, если уж он кому и дорог, то в первую самому Покрасу Лампасу.

«Супрематический крест» Покраса Лампаса

Вывод можно сделать только один — православные активисты накладывают свое «вето» на само понятие «крест». Если нечто — «крест», то «авторские права» тут априори у православных, и поэтому если художник не так использует изображение «креста», как считают возможным некоторые православные, то художник вдруг из творца становится кощунником. Возможно, если бы Покрас Лампас назвал свою композицию «Супрематические красно-черные прямоугольники с белыми червячками», то православные даже бы не заметили «кощунства». А если повернуть угол зрения, то «крест» Покраса Лампаса станет похож на… меч (правда, тут могут быть оскорблены чувства рыцарей-меченосцев…):

Читайте также:

Продолжим логику. Если, допустим, Покрас Лампас нарисовал свой крест «кощунственно», так, что его теперь попирают ногами, то выходит, что коммунальщики, наложившие асфальт на часть креста, тоже совершили кощунство? А сами активисты, которые вышли на площадь ради «антикощунственного» флешмоба, не попирали ли кощунственно ногами кощунственно испорченный коммунальщиками кощунственно нарисованный художником крест?

И что теперь делать, если крест нарисован? Кощунственно стирать, уничтожать крест, как еще не так давно среди пгмнутых православных было принято срезать «кресты» с подошв обуви. Ведь если на обуви крест, то чтобы не попирать христианский символ, его надо не срезать, а лишь сам святокрестоподошвенный ботинок поставить в красный угол…

Из стишков сыктывкарского епископа-пиита Питирима (Волочкова):

Не покупайте обуви с крестами, 
Ни на подошвах, ни на каблуках, 
Иначе заскрежещете зубами 
Во аде, как кощунники в веках. 

По правилу Вселенского шестого 
Носящих крест в подошвах, отлучать. 
Собора все послушайтесь святого, 
Чтоб знак любви Христовой не попрать.

Если Покрас Лампас нарисовал православно-почитаемый крест, то надо этот крест восстановить, а потом заставить власти района огородить «киотом»-забором этот крест, чтобы люди случайно не ходили по нему, и сделать площадь православной святыней, местом паломничества, можно служить рядом с ним торжественные архиерейские службы, и даже переименовать площадь Первой Пятилетки в площадь Святого Супрематического Креста (работы смиренного богомаза Покрасия Лампасия), предварительно освятив ее архиерейским чином. (Вот как сделали со сквером у Драмтеатра — освятив место под строительство храма. Храм не построили и не построят, зато теперь люди гуляют кощунственно, пьют пиво, кушают мороженое, а их собачки писают и какают кощунственно в освященном сквере.) Вот была бы тогда полная победа логики православного ПГМ.

Читайте также:


Но давайте немного отвлечемся от Покраса Лампаса и его Креста, и продолжим выяснять, что же такое кощунство.

Кажется, что есть вещи, которые вполне однозначно подавляющим большинством людей воспринимаются как сознательное кощунство. Вот когда большевики влезали на купола и спиливали кресты, сбрасывали колокола, плевали в иконы, испражнялись в храмах и даже взрывали их — они безусловно совершали кощунство. Это было чистым актом кощунства, потому что для верующих все это было «религиозной святыней», и даже неверующим было понятно, что храм, крест на куполе, евхаристическая чаша, иконостас, престол, иконы — это то, что «свято и дорого кому-то», даже юридически и морально принадлежит кому-то, в данном случае — православным прихожанам и священникам того храма. Эти действия безбожников совершались именно ради глумления — показать верующим, что их святыня вменяется ни во что, над ней можно поругаться и что Бог не защитит и не поразит молнией кощунников. (Правда, православные любят собирать предания, в которых кощунники-коммунисты падали с куполов, их поражали ужасные болезни и они «все умирали мучительной смертью» — хотя, можно подумать, все православные в те годы наоборот — умирали в своей кровати, насытившись днями и благоденствием.)

Или вот другой чистый акт кощунства — когда вандалы являются на кладбище и ломают надгробия, разрисовывают их оскорбительными рисунками и надписями. Тут тоже почти все, кроме отъявленных негодяев и «нигилистов», согласятся, что совершается акт кощунства, потому что отношение к могилам предков для большинства людей разных вер и даже атеистов, — почтительное, как к святыне, пусть даже внерелигиозной святыне.

Но давайте усложним условия. Все прекрасно знают, что в России (и в некоторых других «православных» странах бывшего СССР) есть традиция: когда человека хоронят, то на его могиле ставят крест — деревянный или металлический. Такой крест обычно ставят как временный, потом на могиле устанавливают каменный памятник или более долговечный крест, а временный крест… выбрасывают на помойку. Думаю, те, кто приходит на кладбище хотя бы раз в год убирать могилы перед Пасхой, видели, сколько обломков крестов валяется около мусорок и гниет.

Что скажут православные активисты? Эти кресты являются ли в вашем понимании святынями? Тут уж не может быть «искусствоведческих» толкований, как в случае с «супрематическим крестом» — кресты на кладбищах ставят вполне «православные» — шести- или восьмиконечные. Это святыня? Если да и это явление известно как массовое на наших кладбищах, то что сделали православные — хоть активисты, хоть официальные представители епархий РПЦ, — чтобы этого не допустить? Вы устраиваете акции-флешмобы на кладбищах? Вы теребите администрацию кладбищ, требуя от них благоговейного отношения к тем крестам, сбора их в «непопираемое» место, сжигания в специальных «православных» печах? Вы проводите разъяснительную работу среди родственников тех покойников, чьи выцветшие имена еще видны на выброшенных крестах? Или вы сами ходите по кладбищам и смиренно собираете те кресты, чтобы благоговейно сжечь их, а пепел высыпать в «проточную воду»?

Нет, вы ничего этого не делаете (ну, может, кроме невнятного бурчания в соцсетях), потому что это тяжело, нудно, рискованно, бессмысленно и безнадежно. То ли дело устроить шум и «победить» одного-единственного уличного художника, да еще в очередной раз увидеть свое имя на страницах прессы, потешить свое самолюбие «православного активиста».

Читайте также:

Или вот православные любят повторять байки о смиренных подвижниках, когда некий игумен велит братии своей обители, чтобы они после его смерти выбросили его тело в болото или на съедение псам, ну или, в крайнем случае, чтобы похоронили под папертью, чтобы люди топтали его грешные останки. Конечно, смиренная братия не слушается своего смиренного духовного отца (почему-то), не исполняет его волю, а устраивает ему положенные почетные похороны на кладбище, чтобы потом — а вдруг — обрести его нетленные святые мощи…

Кстати, о мощах. Меня всегда интересовал вопрос: а на каком основании православные налагают свою благословляющую лапу длань на труп человека, которого они соблаговолили объявить святым? Нет, я понимаю, как это происходило во времена православной империи — там церковь была одним из государственных ведомств, вела записи рождений, бракосочетаний и смертей, там православный государь мог вполне давать разрешение на эксгумацию останков тела православного жителя империи и объявление этого тела мощами.

Но с какой стати в светском государстве вообще возможна ситуация, когда группа людей, составляющая в обществе не более 1-2%, вдруг объявляет кого-то святым и на этом основании требует позволить ей выкопать труп, выставить его на всеобщее обозрение, да еще и кромсать его на мелкие кусочки, вшивать эти кусочки в тряпочки (антиминсы) и вкладывать в иконы?

Если то же самое сделают простые граждане с трупом рядового гражданина, то это будет уголовное преступление — осквернение мест захоронений и надругательство над трупом. Но если эти же граждане возьмут свои фамилии в скобочки, наденут черные платья, а поверх — цветную парчу и потешные круглые шапки с блестяшками, и вынесут решение на своем междусобойчике под претенциозным названием «священный синод», что «тот-то труп теперь не труп, а святые мощи», то чудесным образом уголовное преступление превращается в свою противоположность — акт торжества православия и прочее благорастворение воздухов.

Читайте также:

А как же чувства родственников того покойника, который вдруг стал святым? А вдруг эти родственники, пусть даже дальние, являются атеистами, и им противно, что кости их родственника православные раздирают на части и лобзают своими благочестивыми устами? Разве это не кощунство по отношению к тому, что «дорого кому-то»?*

Конечно нет, скажут православные. Ведь не только понятие «крест», но и понятия «кощунство» и «святыня» тоже имеют штамп «все права защищены православными РПЦ». Только православные в России имеют право оскорбляться в своих чувствах, определять, где крест, а где просто пересечены линии под прямым углом, в чем кощунство, а в чем — благодать и мир да умножатся.

Вот Покрас Лампас и его «супрематический крест» — это кощунник и кощунство, а вот образ жизни и поведения патриарха Кирилла или гонителя жидомасонов, «старца» Сергия Романова — нет. Правда ведь?..

P.S. Кстати, вернемся на минутку к перфомансу православных активистов во главе с Оксаной Ивановой на площади Первой Пятилетки. Активисты выступали в футболках со словами, которые вместе составили фразу «Крест — символ победы Христа над твоей смертью».

Ладно майки с другими словами, но вот те, на которых слова «крест» и особенно «Христа» — что с ними будут делать активисты? Положат ли их после акции в красный угол и будут целовать перед сном? Дерзнут ли постирать «Христа» в общей стиральной машинке или все же в отдельном тазике, руками, а воду потом выльют в «непопираемое место» (в ведерке до храма отнесут)? Очень интересна судьба тех футболок — как бы кощунства не случилось.

P.P.S. Для особо чувствительноверующих сообщаем, что иллюстрация к нашему материалу — шуточная и никоим образом не является намерением кого-либо или что-либо оскорбить.

*То же самое касается мест, связанных с канонизированными деятелями российской истории. Какое, например, право РПЦ имела строить храм на месте убийства царя Николая II и его семьи, а потом еще и монастырь на месте предполагаемого уничтожения их «мощей»? А как только докажут, что Поросенков лог — реальное место упокоения тех мощей, то и это место подгребут под себя, без сомнения. Почему РПЦ, а не, допустим, исторический музей получает эти места для пользования? Православие ведь у нас — для избранного народа Божьего, а история — для всех.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: