Главные враги дела Христова на нашей земле — в рясах ходят

28 октября 2019 Ахилла

Новый анонимный автор принял участие в проекте «Анкета анонимного прихожанина/приходского работника».

***

Расскажите немного о себе (по желанию).

Отец умер, когда я был совсем ребенком. Сердце. Мать моя — молодец, с одной стороны. Решила на других мужиков время и душевные силы не тратить и тянула лямку одна. С другой — стал я маменькиным сынком, до сих многое в себе не изжил до конца. Она врач, зарплаты известно какие, но вытянула. Поступил в престижнейший вуз на бюджетное место, потом аспирантура (ведь отца нет, поэтому армия воспринималась как смертный ужас и дитятко туда не отдали).

И вот в аспирантуре, в возрасте 23 лет, и начал отключаться ментальный автопилот. Сначала периодами, а потом и вовсе — стал головой думать. Стало ли от этого легче? Нет, наоборот. Но — речь не об этом.

Социалист, сторонник теории эволюции в силу наличия головы и образования. Более того, не вижу ни малейшего противоречия между эволюционной теорией и креационной — там, где математик видит выход за зону пресловутого доверительного интервала, верующий человек улыбнется.

Что привело вас в православный храм?

Мать и привела. Она в советские времена и йогой занималась, и вообще восточную философию читала. Без фанатизма, но интересовалась. А потом супруг ее подруги крестился и нас убедил. Правда, он сейчас в какой-то дичайшей индуистской секте, но это уж дело такое…

Много лет ходил в храм, потому что водят. Напрягало сначала отсутствие колбасы в пост, потом, по мере взросления, еще и сыра. Смешно, конечно, но такие воспоминания про храмовую жизнь из детства.

Потом был первый неудачный роман. Много думал, молитвы давали отдохновение души — но сейчас думаю, а что или кто давал-то: Господь милостивый, или я вовсе не Ему молился — а так, сам себя заговаривал? На такие вопросы нет ответа. Помрем, так узнаем. Но вера моя тогда была… не знаю, конечно, но, может, и не было ее.

Потом ходил в храм уже сам, испытывал потребность души. Известные мне священники были очень интересными людьми, никакой грязи про них я лично не знал — разве что близкий знакомый вдрызг разругался с моим духовником, обвиняя его в никчемности и несостоятельности как настоятеля, мол, и руководить работами по строительству не умеет, и денег собрать не может, и т.д. Но это жизнь, всякое бывает, может быть, оба были отчасти правы. Никаких «голубых» тем, дебошей священников и прочего вокруг меня не было. Слышал такое от знакомых, но это было где-то далече.

Все поменялось со сменой патриарха. Алексия II корили за отношение его семьи к фашистам в войну, за наличие архиереев, продававших известные товары безакцизно. Но когда пришел Гундяев, Алексий II уже как светлый дедушка вспоминается.

Гундяев сразу и резко не понравился на проповеди — надсадно кричащий, пытающийся казаться великим оратором тихоголосый человек с лицом гедониста, но почему-то в патриаршей рясе, сразу оттолкнул от себя. Критику именно его и его «команды» поначалу не воспринимал, но потом, под градом фактуры, стал унывать, а потом и принимать. Теперь вижу отчетливо — главные враги дела Христова на нашей земле — в рясах ходят. Причем не в заношенных и стареньких, а в богатых и новых. Есть и другой вывод — у нас нет больше церковноначалия. Есть топ-менеджмент ЗАО «РПЦ».

Но и это не все — когда озверевший и оскотинившийся донельзя от падения уровня жизни народ вновь напомнит миру всю бессмысленность и беспощадность известных русских событий, распинать на Царских вратах, как обычно, будут неповинных — а основные виновные прыгнут в чартерный рейс и будут где-нибудь на Крите горько плакать о Великой России, Встающей С Колен и Сбитой На Подъеме Духовности И Скрепности. Где и сопьются, вероятно, в нищете и забытьи.

Как выглядит ваша внешняя церковная жизнь: посещаете ли один приход постоянно или ходите в разные? Есть ли у вас духовник (и считаете ли вы необходимым исповедоваться только у постоянного духовника) или ходите к разным священникам на исповедь? Стабильно ли вы причащаетесь (как часто) — важна ли для вас регулярность/частота причащения или «по вдохновению»? Как вы относитесь к молитвенным правилам, постам и регулярности посещения богослужений? Всей семьей ходите ли в храм или только вы?

В храм хожу по возможности. Люди мы слабые, и даже два ребенка уже не дают посещать храм регулярно.

Причащаться стараюсь хотя бы раз в месяц-полтора. Причастие — это отрада, это воспоминание о Христе, немного грустное, но радостное одновременно. Хотя и совсем иное, по сравнению с вечерними трапезами любви первых христиан — это наше наследие от Христа. Да, формализованное, да, зашоренное и воспринимаемое, быть может, совсем иначе — но какое есть, и каждый сам наполняет его своим смыслом. Причащаюсь сам, приносим детишек. У супруги тоже духовный кризис, в храм она не ходит. Надеюсь, временно.

Молитвенные правила — тема болезненная. На этот счет у меня нет ответа. С одной стороны, Богу, быть может, угодно принесение человеком в жертву собственного свободного времени (а что еще может дать небогатый горожанин?), но, быть может, лучше потратить его на семью или на свой сон/физическое развитие, чтобы помогать семье полнее? Кроме того, не читая правила, молитвенная жизнь «схлопывается» — это я вижу и сам, вслед за предостерегающими словами духовника и другого уважаемого мною, хотя и очень молодого, священника. Так что иногда стараюсь читать правила, но, в основном, молюсь внутри.

В храм хожу поблизости, на исповедь перед Причастием хожу к духовнику в другой храм (его перевели, дав настоятельство). Наличие духовника считаю крайне желательным — он в курсе твоей жизни, ему можно не рассказывать свои нюансы, отрывая время у него, его семьи и других исповедников. Но это субъективно. Кроме того, поди найди священника, с которым ты говоришь «на одном языке». Это непросто.

Есть ли на приходе воскресная школа, молодежная организация, проводятся ли беседы со священником? Проводятся ли огласительные беседы перед крещением, венчанием? Если да, то кто их проводит и каков их уровень? Все упомянутое проходит формально или интересно и живо?

Воскресная школа есть, но так как детишки мои малы, пока туда не ходим. Беседы со священником есть, уровень их соответствует вопросам, а они, зачастую, в стиле «рукалицо» — примерно так же, как на моем люто нелюбимом телеканале «Спас»: про возможность молитв за усопшую кошечку, заговоры, второе крещение и прочее, что и к религии-то отношения не имеет, а не то что к вере. Многие приходят не участвовать в беседе, а поговорить и себя, любимую, показать. Время наше эгоистичное и одинокое.

Сами священники у нас молодцы, все основные моменты рассказывают очень хорошо и «от себя», уличить кого-то в неискренности не могу.

Огласительные беседы тоже проводятся, но лично на них не присутствовал — хотя и видел вытянутые лица людей после них (мы пришли, чтоб нам духовненько сделали, а нам тут какую-то пургу про спасение души загоняют!).

Устраивает ли вас богослужение в вашем приходе? Понимаете ли вы богослужебное пение и чтение в вашем храме? Хотели бы вы, чтобы богослужение велось на русском (или вашем родном) языке?

Нет, не устраивает. Очень жалею, что РПЦ пошла по пути католиков, сокращая богослужения. К чему пришли католики? Храмы стремительно пустеют. Нас ждет та же участь. Помню службы в Соловецком монастыре — это как другой мир. Люди пришли не для того, чтобы попасть в другое завихрение бешеного ритма городской жизни, а к Богу обратиться.

От богослужения на русском воротит — свой родной язык очень люблю, но не все то хорошо, что ново. С каждым новым переводом доля ошибок и смысловых искажений растет, это неизбежно. Посему — хотя бы на церковнославянском.

Что вы можете рассказать о настоятеле (священнослужителях) своего прихода (можно не называть их имена-фамилии)? Достойно ли они служат, проповедуют, как относятся к исповеди, к требам? Как они относятся к прихожанам, работникам храма, певчим, друг другу (если священников несколько)? Долго ли служат на приходе священники или часто их переводят?

Нам на приходе повезло со священниками. Новый настоятель нашего храма, присланный взамен старого (моего духовника), — хороший администратор и интересный человек. Завоевал мое уважение, честно ответив о незнании, что мне посоветовать в сложной жизненной ситуации, куда я попал. Но при этом он вызывает мое тягостное сожаление из-за сотрудничества с администрацией района, оказывая помощь в голосовании за провластных кандидатов (и в прочем). Хотя он-то храм и построил, а прежний настоятель этого не смог.

Священники наши так хороши, что после них рассказы про пьющих, неверующих попов, а то и вовсе голубых, кажутся чем-то неумным. Но факт есть факт, нашими священниками я так же доволен, как и обеспокоен будущим, когда в священники пойдут нынешние семинаристы, об «успехах» которых мы наслышаны изрядно.

Духовник мой тоже интересный человек. 2 высших образования, куча детей — и при этом являет для меня пример непоколебимой веры. Собственно, грешен я тем, что часто на исповедь иду не ко Христу — а просто поговорить с верующим человеком. Даже это для меня значит очень многое.

Как выглядит финансовая жизнь вашего прихода: в достатке ли живут ваши священники, ездят ли они на дорогих машинах или пользуются общественным транспортом?

Не могу сказать про финансы. Вижу только, что ездят они на очень и очень почтенного возраста машинах. Только настоятель ездит на недорогом джипе чуть помоложе — десятилетнем, наверное.

Какова атмосфера на вашем приходе: дружелюбная или есть интриги, наушничество, любимчики и изгои? Каковы взаимоотношения прихожан и работников храма? Какова роль жены настоятеля на приходе (старосты, бухгалтера)? Важна ли для вас жизнь общины или вы предпочитаете, чтобы вам «не лезли в душу»?

Прихода у нас, как такового, нет. Есть куча горожан, набегающая по выходным на богослужения. Это печалит.

Интриг и наушничества не замечаю, так как бываю нечасто и прихожу не за этим.

Жен священников в храме почти никогда не бывает — они заняты детьми.

Общине я был бы рад, да во всех нас (и во мне) столько тараканов нынче, что и не знаю, возможно ли такое.

Что бы вы хотели изменить в вашем приходе, если бы могли?

Про приход нельзя говорить в отрыве от народа. А народ российский стремительно катится на дно — потребление застилает глаза. Отношения крепкими не бывают, разводы, аборты, измены, вранье, отчуждение, холодность. Перспектив нет. Образование дается такое, что и нельзя разобрать, а что это такое — даже не в силу низкого качества, а в силу регулярной смены программ. Духовным воспитанием народа никто не занимается, включая Церковь (как много вы знаете успешных миссионеров?). Вкупе с падающим уровнем жизни складывается ощущение полета на такое дно, о которую Россию еще не било — ведь даже в черный 1612 год нашлись на Руси здоровые силы общества, а сейчас их что-то не видно. Всем и так неплохо. Мы атомизированы и разобщены. Даже ходящие в Церковь «хатаскрайничают». Но как этот гордиев узел разрубить, я не знаю.

Утешает одно — при тщательном взгляде на любую сферу жизни видно столько критических, душераздирающих проблем и противоречий, что вообще неясно — а как наша страна еще существует? По словам моего знакомого, в этом можно увидеть прямое и неприкрытое вмешательство Божие в судьбу нашего народа. Этой надеждой и живу.

Фото: Олег Варов/patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: