Новый Год и халява
14 января 2020 Михаил Стариков
Странноватый праздник Нового Года (прямо так — с Больших Букв) отмечен. Жертвенные приношения, здоровье, время, деньги, заклинания «пусть будет» — отправились на алтарь, возведенный на пустом месте.
Пустота сквозит и хлопает дверями. Холодно и похмельно.
Откуда вчера было столько азарта и шума?
Понятно и скучно рассуждать про советскую альтернативу Рождеству, новолетие от Петра I, православное смещение акцентов с Рождества на Пасху, невнятицу «старого-нового» календаря — все это действительно загнало Рождество Христово на задворки календаря, в угоду рецидивам нового года.
«Пирожок с ничем», по точному слову Ильи Забежинского. У этого ароматного, румяного, вредного для пищеварения пирожка есть добрые детские символы: елочка, Дед Мороз и мандарины. А встречаются и недобрые символы, среди них не только мордой в оливье.
Есть такой национальный позор, монстр угрожающих размеров, синдром Емели на печке — ХАЛЯВА. Раковая опухоль с метастазами во всех причинных местах.
Новый год — тот самый случай, когда небесные бездны открываются и оттуда строго следят за соблюдением. Если как положено — будет вам удача. Как встретишь, так и проведешь.
Кто из нас в детстве с замиранием в сердце не обращался к волшебной палочке (дудочке, лампе Аладдина), с письмами к Деду Морозу? Кто из нас не купился на акции 90-х, на МММ, сетевой маркетинг, таблетки от гриппа, обещанные райские кущи?
У позднего Толстого в «Исповеди» есть пронзительный рассказ о своем брате Николеньке и его поиске «зеленой палочки», которые исполняла желания. Так и похоронили Льва Николаевича в том месте, где он с братом эту палочку искал. «Палочка, палочка, сделай так, чтобы…» По щучьему велению, по моему хотению. Хотенье — главный двигатель. Если очень сильно чего-то хотеть, то оно обязательно сбудется. Надо загадывать свои желания, надо заявлять о них (особенно на Новый Год, или когда сидишь между тезками). «Желаю вам всего того, что вы желаете себе». Поток желаний и пожеланий не рекомендуется опошлять никакими действиями, кроме выпивки.
Известна здравая рекомендация заменять слово «хочется» словом «чешется», чтобы не расчесывать до экземы. Но это не про нас: «главное — понять, чего ты хочешь!» — говорится юноше, обдумывающему житие, и девице, выбирающей жениха.
Среди первых и ведущих мест, которые занимает Россия во всяких нескладных рейтингах, имеется первое место в мире по уровню потребления растворимого кофе на душу населения. И вряд ли это из-за бедности: обеспеченность автомобилями, телефонами и квадратными метрами неплохая. Здесь какая-то принципиальная собака зарыта: минимум усилий, максимум результата, дальнейшее неважно. Как рекламировалось: «просто добавь воды». Наркотики, алкоголь, курение — тоже из этой коллекции. Чудо-присадка в моторное масло, ремонт подождет. Еще можно аэрозолью сверху попрыскать на двигатель, неисправности исчезают на глазах. «Поле чудес» повсюду, знахарь и колдун все наладит легко, не надо упираться самому. «Кто понял жизнь — работу бросил», «где бы ни работать, лишь бы не работать», «работа не волк…» и проч.
Никудышные показатели производительности труда. Самые длинные студенческие и ученические каникулы в мире. Отпуска, рабочая неделя, архисложная пенсионная система. Красные дни календаря. Новый год…
Отчего? Откуда вся эта халява со взяточничеством, воровством, распилами, откатами?
Может быть, кто-то думает, что это только гаишники берут или в министерствах? Так пословица «на работе ты не гость, укради хотя бы гвоздь» — она разве не про нас? Глубокая уверенность в том, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», заставляет нас искать другие способы постройки этих палат.
Почему так? Что это за чертовщина, что за проклятие над страной, откуда эта повсеместная страсть к халяве?
Из Главной Православной книги. Все понимают, что это не Евангелие, Типикон-то по-всякому важнее будет. А главнее Типикона — Четьи-Минеи. Это хронологически и идеологически первое русское чтение, «четие». Агиографическая литература, житийные повествования, этический образец. Это тот колпак, под которым варились фольклор, сказки и вечерние посиделки при лучине. Схема одна: минимальные усилия приводят к максимальному результату. Ничего не делай — и ты получишь все. Переключи руки и голову от дела к безделью, оставь житейское попечение — и все враги повалятся в огненную реку, а у тебя прирастет отрубленная рука и голова.
Конечно, не все «жития» одинаковы. Есть тексты, где для образца предлагается страдание, к последующей обязательной выгоде. Но это не те отцы, которых мы должны признать за образцы. В русской традиции имянаречения нет имени Иов. Иов многострадальный и праведный. Нет от слова «совсем», только в монашеском постриге. В других странах — есть. На всем поставраамическом пространстве, в том числе у мусульман.
Почему механизм формирования жизненных приоритетов и национального менталитета на Руси оказался таким избирательным? На каком этапе культурная традиция сформировала этическую традицию халявы?
Предполагаю, что российские просторы, раздробленность, морозы и этническое разнообразие требовало не только пресловутой «сильной руки», они требовали соответствующую мифологему. Чтоб всем нравилась. А тут как раз святитель Димитрий Ростовский сотоварищи, адаптировавший католические побасенки к текущему политическому заказу. Получились лубочно-сказочные Четьи-Минеи, породившие лубочно-сказочный фольклор. А потом было общенациональное помешательство с миллионными толпами вокруг о. Иоанна Кронштадтского на тему «вложи на две копейки — получишь на сто рублей», потом Алан Чумак с Кашпировским, а теперь имеем профессиональные предпочтения в виде экономистов-юристов и прочих граждан легкого поведения. Имеем халявщиков. Нас, грешных. Во всей красе.
Что-то пошло не так.
Остановиться бы, оглянуться…
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)