Росла и крепла земля Русская под животворящим союзом веры и власти…

17 января 2020 митрополит Арсений (Стадницкий)

Из дневников архимандрита Арсения (Стадницкого), в бытность его ректором МДА. Описываемые события происходили в августе 1898 года.

***

Сегодня в одиннадцать часов Их Величества посетили Лавру. Я и вся братия лаврская во главе с митрополитом встречали Царя у Святых врат, где митрополит и приветствовал их прекрасною речью. Отслужен был затем молебен в Троицком соборе; потом, помолившись преподобному Сергию и другим святыням, Их Величества отбыли в митрополичьи покои, где им предложен был чай и закуска. После этого ими была посещена ризница, а затем при общих ликованиях отбыли в Москву. Профессора встретили Их поклоном в притворе, а затем на площади пред ризницею. О значении посещения Лавры Их Величествами прекрасно говорится «Московскими ведомостями» в статье «Русский Царь у молитвенника Русской земли». Выписываем отсюда некоторые мысли.

«Московские торжества, полные столь глубокого внутреннего смысла, получили еще высшее духовное значение благодаря посещению Их Величествами нашей национальной святыни — Троице-Сергиевой лавры». Говоря затем об этом посещении как исполнении древнего обычая наших царей, «Московские ведомости» продолжают: «Всем нам, русским, предносится дорогое, столь близкое нашему сердцу явление.

Торжественно гудят троицкие колокола, с умилительным и стройным молитвенным песнопением выходят на сретение благочестивых Царя и Царицы смиренные иноки Сергиевой обители. С трогательною верой спешат обладатели всего земного величия поклониться чудотворным останкам того, кто уже достиг величия небесного…

Как знаменательно это явление среди московских торжеств, которые наглядно показали, что нет в русском самодержавии никакого изменения, что в нем сохранилось полное единство с народом при политических событиях нашего времени. Теперь у раки св. Сергия мир видит новое свидетельство того, что у царей земли Русской сохранилось такое же тесное единение с Православною Церковью, Святая Русь зачалась в единстве подвига духовного и земного. Святые угодники служили для созидания и укрепления царской власти, и благочестивые цари искали совета у Божиих угодников. Росла и крепла земля Русская под животворящим союзом веры и власти, знаменовавшим собою всенародное подчинение воле Божией. И вера народа, первый пример которой давали цари, неоднократно спасала Россию и возвеличила ее на удивление всему миру. Так было сотни лет назад, то же видим мы и теперь. Видит это весь русский народ, и отрадно ему лицезреть своего Царя и Царицу у святой раки, которую он чтит как драгоценнейшее свое сокровище: он глубоко верит, что молитва святого предстателя земли Русской передаст к престолу Божию молитву Царскую.

Земная жизнь людей и народов полна испытаний, и покой земли не достигается иначе как борьбой и непрерывным трудом. Но в этой борьбе, в этом труде у России является отрадное, бодрящее сознание, что нет разделения между ее Царем и народом в единстве веры, нет разделения и между царями в единстве их царственного подвига. А пока это вечное единство остается незыблемым — нет разделения и между народом русским и волей Божией, от которой зависят все судьбы наши…

Совершилось таинственное свидание наследника Димитрия Донского с духовным руководителем и наставником «первоначальника славы русской». Святая Лавра погружается снова в обычное спокойствие, а Русский Царь уже снова вступил в свой непрерывный труд. Но то, что дает молитвенное единение живых, вечно труждающихся, со святыми, уже достигшими блаженного покоя, остается с нами, с Царем и Царицею нашими, с землей нашей и будет направлять ко благу все наши дела, как направляло сотни лет назад, во дни невзгод и счастья, тревог и торжества».

Иллюстрация: царская семья в ТСЛ в 1896 году

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: