А я знаю!.. Записки лютеранина. Часть 2
21 февраля 2020 Дитрих Липатс
Продолжение цикла «Записки лютеранина».
***
Апостол Павел говорит: «Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего все просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Когда-то, в детстве еще, слышал я: «если дурак понимает, что он дурак, то он уже не дурак». Тут только в голове почешешь. Получается, что если думаешь, что умный, выходит, что дурак?.. Не зря Сократ говаривал: «Знаю только, что ничего не знаю».
Вот тут уж не скажешь, что дурачок какой-то. Вроде самый умный, а знанием своим не кичится, напротив… Так как же жить? На чем стоять-то, если умный оказывается надутым дураком, а мудрец в дураки просится?
Как-то катили с приятелем по Нью-Мексико, он и спрашивает: а чем мудрость отличается от хитрости? Я вопроса такого не ожидал, к ответу готов не был, но мне только дай порассуждать. Довольно быстро я вывел, что хитрость — это всегда вор, потому как направлена лишь на выгоду одного за счет другого, а мудрость — строитель, потому как ищет рационального для всех.
Ну ладно, тогда ясно, что мудрым быть куда лучше, чем даже умным. Писание ясно говорит: «Начало мудрости — страх Господень» (Прит. 1:7). И вот тут-то нас, гордецов, просто коробит отторжением: «Да я ж не бабка старая, чтобы кого-то бояться!» И дальше течет обычное размышление: «Да, в Бога я верю, не дурак, чтобы не понимать, что весь этот мир кем-то очень умным устроен, но только христианская ваша покорность не по мне. Я с Богом на равных, я — материалист и во всем вижу естественное происхождение, тем более что и наука сейчас такое доказывает, что вашей библии и не снилось».
Невольно тут Сократа вспомнишь. Я вообще-то тоже научно-популярным чтением, особенно цитологией, увлечен, и чем больше вникаю, тем больше мудрости Творца поражаюсь. Боюсь ли я Творца, как деревенская бабушка боится мстительного бородатого бога, которым ее батюшка в церкви запугал?
Решил я заглянуть в первоисточник, и обнаружил, что наряду со значением «страх» древнееврейское слово (yir.’at) на английский переводится еще и как respect, reverеnce, piety. Благоговейное уважение, если по-нашему. Из такого вот уважения к поразительному устройству живой клетки, непостижимости ночного неба и нравственного закона внутри нас и складывается мой личный «страх Господень». Слова Вседержителя, провозглашенные пророком: «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — Мои пути, но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9), обращены лично ко мне. Строго сказано, конечно, как окрик Отцовский звучит, но верно. Тут поневоле остепенишься, зауважаешь.
По святителю Игнатию Брянчанинову выходит, что человек пред Богом — тварь ничего не стоящая. Дрожащая. То есть по его, православному, размышлению, себя надо последним ничтожеством понимать, последним червем недостойным, и не дай Бог над этим положением возвыситься.
Творец и тварь… Какая-то жуть за этим. Ну ладно, не тварь, больно грубо, скажем, творение. Так и дерево творение, и муравей, и птичка. Что ж, и человека, что ли, в этот ряд помещать? За человека, за его спасение уплачено самой высочайшей ценой: кровью Христа. Спаситель называет Всевышнего «Отец ваш Небесный». Учит обращаться к Нему: «Отче наш, Сущий на Небесах». Ставит человека превыше всего: «не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не падет на землю без воли Отца вашего, у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29).
Выходит, повыше муравья ценится Богом человек. На мой взгляд, если тварь, так пришибленная. Если дитя, так свободное. Разве осмелится тварь попросить о лишнем? Скажет ли тварь: «Пап, можно пойду, погуляю?» Никак. Тварь в прахе распластается, с прахом сольется, и все будет твердить: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Хоть и помилован уж давно, и надоел уж бормотанием своим, и вовсе не то от него родителю надо, ан нет: «Не встану, батько! Грешен, грешен, грешен…» Грешен, конечно. Был.
Так Спаситель за то на кресте и пострадал, и умер за нас, чтобы грехи наши искупить. И прошлые, и нынешние, и будущие. Все, что от нас требуется — верить. И держаться, сторониться греха, бежать от него, чтобы не расстраивать Родителя. А главное — заповедь основную соблюдать, что превыше всяких правил, законов и канонов: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34).
Ох, представляю, как хочется иному православному батюшке трахнуть мне костылем по башке. Ишь! Трактовками занялся, протестант хренов! Народ смущать?!. Да кто ты, чтобы рот разевать? Не слушайте его, православные, не читайте подобного. Следуйте пояснениям Святой Православной Церкви, читайте жития и святителей. Только читайте то, что для мирян, не для иноков. И вообще, непонятно чего, идите к батюшке. Как он скажет — в то и веруйте, тому и следуйте.
Когда мне такое вот со злобой высказали, я опешил, но спросил: «А если батюшка пьяница или еще какой грешник?» И получил в ответ: «Не твое дело. Батюшка самого Христа представляет, ты не перед ним, а перед самим Христом стоишь, не ему, а Христу ручку целуешь, это не батюшка, это тебе сам Дух Святой через него вещает. А коли грешен в чем батюшка, не тебе судить. Ты в нем церковь Христову уважай и не суесловь в том, что не понимаешь».
Но написано же в посланиях: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5) Хотел я тогда это место из Писания привести, да не стал.
Вспомнилось, как в Перестройку спорили мы остервенело с преподавателями научного коммунизма, кроя их аргументы цитатами из их же Ленина. Они с сожалением посматривали на нас, недотыкомок, и снисходительно вещали, что Ленина понимать надо в целом, нельзя дергать из него случайные фразы. Так же и всякий батюшка, если уж решится тебя образумить, то повторит то же самое.
Только я вот опять слова Христа вспоминаю: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» (Мф. 11:28) Спаситель говорил «придите ко Мне». Он не говорил «придите к батюшке». Да и про то, что батюшка — воплощение Христа, в Писании тоже не написано, а вот следующее есть: «…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).
Продолжение следует
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)